Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:01, курсовая работа
Цель данной работы формы, виды и сущность банковского кредитования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
Достижению цели способствовала реализация следующих задач:
1. дать понятие и сущность банковского кредита;
2. видовая классификация кредитования;
3. изучение особенностей различных типов кредитования предпринимательства;
4. анализ специфических особенностей развития видов и форм кредитования в Казахстане;
5. перспективы развития кредитования предпринимательства в Республике Казахстан.
Введение
1 теоретические аспекты деятельности банка на рынке кредитов
1.1 Понятие и сущность банковского кредитования
1.2 Функции банковских кредитов
1.3 Факторы и формы кредитования
2 Анализ деятельности казахстанских банков на рынке кредитов
2.1 Анализ банковского сектора РК
2.2 Анализ кредитного портфеля коммерческих банков
2.3 Анализ проблем усиления кредитных рисков в связи с кризисом
3 пути снижения рисков кредитования
Заключение
Список используемой литературы
Уменьшению высоколиквидных активов в четвертом квартале 2008 года способствовало снижение обязательств перед нерезидентами Республики Казахстан на 221,6 млрд. тенге, а также снижение требований к резидентам Республики Казахстан на 36,6 млрд. тенге.
Последствия глобальной турбулентности, значительно усилившейся во второй половине 2008 года, проявились более болезненно на состоянии отечественного финансового сектора и экономики страны в целом. Заметное ослабление кредитной активности банков, снижение цен на основные статьи казахстанского экспорта и их влияние на динамику экономического роста, усиление внутренних рисков и существенное ограничение традиционных источников фондирования потребовали оперативных, скоординированных и более кардинальных стимулов в рамках экономической политики с целью сохранения доверия к финансовой системе и обеспечения финансовой стабильности в стране.
Вторая «волна» мирового финансового кризиса, вызванная банкротством крупнейших мировых финансовых институтов и спровоцировавшая усиление вола-тильности на фондовых, товарных рынках и углубление кризиса доверия на денежных рынках, оказала свое негативное влияние в той или иной степени на состоянии практически всех сегментов отечественного финансового сектора, ключевые показатели развития которых продемонстрировали самые низкие темпы роста за последние годы, а в некоторых случаях даже снижение.
Основным сегментом отечественного финансового сектора, испытывающим существенное давление второй «волны» кризиса, разразившейся во второй половине 2008 года, продолжал оставаться банковский сектор.
В частности, БВУ, финансировавшие свои стратегии бизнеса за счет внешних заимствований, в прошлом году были вынуждены оперировать в более жестких условиях дефицита ликвидности и нарастания рисков рефинансирования и ликвидности, что отразилось на существенном замедлении темпов роста их активов, которое, в свою очередь, сказалось на снижении объемов кредитования населения и реального сектора (График 1). При этом заметно снизились объемы кредитования в секторах недвижимости и строительства, а также кредитования субъектов малого предпринимательства, поддерживавших свой бизнес в условиях стабильности в значительной степени за счет банковских ресурсов.
Коррекция цен и неопределенность на рынке недвижимости, переоценка рисков БВУ, выразившаяся в пересмотре условий кредитования наряду с замедлением деловой активности, а также снижением покупательской способности населения, негативным образом сказались на качестве кредитного портфеля банков, являющегося основополагающим фактором, влияющим на стабильное функционирование банковского сектора. Тенденция к сжатию маржи и повышению уровня резервирования в ответ на ухудшающееся качество кредитного портфеля стали ключевыми факторами снижения рентабельности и эффективности банковского бизнеса, создавая при этом давление на капитализацию банковского сектора.
Таким образом, текущий глобальный кризис усилил влияние структурных проблем банковской системы Казахстана на ее функционирование и развитие, заключающихся в высокой зависимости казахстанских банков от внешнего оптового финансирования и слабости депозитной базы для поддержания кредитной деятельности (доля внешних обязательств в совокупных обязательствах банковского сектора – 44,9%, показатель отношения выданных кредитов к привлеченным депозитам составил почти 2 при оптимальных их значениях, равных 30% и 1,5, соответственно).
Несмотря на реализацию Агентством комплекса мер по ограничению рисков банковского сектора, практика управления рисками казахстанских банков показала несовершенство текущих стандартов в сложившихся условиях ввиду поддержания казахстанскими банками высокого уровня кредитов, выданных отраслям и сегментам, подверженным риску дестабилизации цен, трансграничного кредитования и высокого уровня долларизации кредитного портфеля.
В 2008 году, как и в предыдущий год кризиса, активно проводилась работа по взаимодействию между Правительством Республики Казахстан, Агентством и Национальным Банком Республики Казахстан в рамках Меморандума по вопросам финансовой стабильности, подписанного осенью 2007 года, в котором была достигнута договоренность о принципах оказания государственной поддержки и процедурах применения иных инструментов госрегулирования в целях обеспечения финансовой стабильности.
Так, в дополнение к совместным оперативным мерам, направленным на обеспечение финансовой стабильности в стране, принятым в 2007 году, Правительством Республики Казахстан и финансовыми регуляторами был предпринят ряд дополнительных мер по стабилизации экономики и финансового сектора Республики Казахстан, поскольку в условиях системной нестабильности на финансовом рынке меры пруденциального характера не дают полноценного эффекта для обеспечения финансовой стабильности в силу нарушения одного из условий эффективного надзора по наличию устойчивой надежной макроэкономической среды. В связи с чем, огромная роль в этих условиях, в большей степени, отводится мерам фискального и монетарного характера.
В частности, в течение прошлого года Национальным Банком Республики Казахстан дважды снижались нормативы минимальных резервных требований (по внутренним обязательствам они были снижены с 6% до 5%, по иным обязательствам – с 8% до 7%, позже ближе к концу года с 5% до 2% по внутренним обязательствам, и с 7% до 3% – по иным обязательствам), а также в июле 2008 года с 11% до 10,5% была снижена официальная ставка рефинансирования, с 4 августа 2009 года – 7 %.
Также в 2008 году в целях поддержания ликвидности банковской системы Национальным Банком Республики Казахстан был дважды существенно расширен список залогового обеспечения по операциям рефинансирования (в феврале и мае). Так, в перечень залогового обеспечения при проведении операций обратного РЕПО включены ценные бумаги национальных компаний Республики Казахстан, ценные бумаги иностранных государств и ценные бумаги международных финансовых организаций, разрешенные к покупке БВУ в соответствии с требованиями Агентства, а также долговые облигации ряда БВУ, размещённые и находящиеся в обращении по состоянию на 1 мая 2008 года, и агентские долговые ценные бумаги АО «Казахстанская ипотечная компания».
25 ноября 2008 года был принят План совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009 – 2010 годы, определяющий комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста. Источником финансового обеспечения этого Плана являются средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме 10 млрд. долл. США. План включает в себя 5 направлений деятельности: 1) стабилизацию финансового сектора; 2) развитие жилищного сектора; 3) поддержку малого и среднего бизнеса; 4) развитие агропромышленного комплекса; 5) реализацию инфраструктурных и прорывных проектов.
Особое внимание в вышеуказанном Плане уделено мерам, направленным на поддержку и дальнейшее укрепление казахстанского финансового сектора. Так, меры по стабилизации финансового сектора включают в себя механизмы участия государства в капитале банков путем выкупа простых голосующих акций, а также предоставления субординированного долга и через покупку привилегированных акций. Предоставленные государством средства должны быть направлены банками на формирование адекватного уровня резервов (провизий) и предоставление кредитов заёмщикам внутри страны.
Подводя итоги, отметим, казахстанские банки продолжают привлекать средства из-за рубежа для рефинансирования ранее взятых обязательств и финансирование других программ из-за значительного улучшения условий кредитования иностранными банками. Таким образом, меры правительства по ограничению внешнего долга банков остаются неэффективными.
Основной проблемой управления кредитными рисками в современных условиях являются отсутствие системы всестороннего и глубокого анализа кредитного процесса, солидной методологической базы и принятие неправильных управленческих решений в условиях неполной информации.
Из-за потенциально опасных для кредитной организации последствий кредитного риска важно регулярно осуществлять всесторонний анализ процессов оценки, администрирования, наблюдения, контроля, возврата кредитов, авансов, гарантий и прочих инструментов, особенно это касается инвестиционного кредитования.
Поэтому основное содержание процесса управления совокупными кредитными рисками включает в себя оценку и анализ политики и практики работы кредитной организации и принятия ею необходимых мер по следующим направлениям:
- управление совокупным риском кредитного портфеля;
- управление организацией кредитного процесса и операциями;
- управление неработающим кредитным портфелем;
- оценка политики управления кредитными рисками;
- оценка политики по ограничению кредитных рисков и лимитам;
- оценка классификации и реклассификации активов;
- оценка политики по резервированию возможных потерь по кредитным рискам.
Управление совокупным риском кредитного портфеля банка в первую очередь зависит от официальной кредитной политики. Объектами ее анализа являются:
- лимит на общую сумму выданных кредитов;
- географические лимиты;
- концентрация кредитов;
- распределение по категориям клиентов;
- виды кредитов;
- сроки кредитов;
- кредитное ценообразование;
- особенности ценовой политики кредитной организации;
- кредитное администрирование и делегирование полномочий;
- процедуры по оценке качества ссуд;
- максимальное соотношение суммы кредита и отдельных видов залога;
- организация учета и внутреннего контроля за кредитным процессом;
- особенности определения групп риска;
- работа с проблемными кредитами;
- финансовая информация и кредитная история;
- методологическая база кредитного процесса;
- взаимосвязь с другими отделами кредитной организации. Анализ рисков организации кредитного процесса и кредитных
- операций должен включать:
- методику кредитного анализа и процесс утверждения кредита;
- критерии для получения разрешения на выдачу кредитов, определения политики процентных ставок и кредитных лимитов на всех уровнях управления банком, а также критерии для принятия распоряжений по выдаче кредитов через сеть филиалов;
- залоговую политику для всех видов кредитов, действующие методы в отношении переоценки залога;
- процесс мониторинга и отслеживания кредитов, включая ответственных лиц, критерии соответствия и средства контроля;
- методику работы с проблемными кредитами;
- анализ информационных технологий, потоков и кадров. Анализ рисков неработающего кредитного портфеля должен
- включать в себя следующие аспекты:
- кредиты (включая основную сумму и проценты), просроченные более чем на 30, 90, 180 и 360 дн.;
- причины ухудшения качества кредитного портфеля;
- существенную информацию по неработающим кредитам;
- достаточность созданных резервов на возможные потери
по ссудам;
- влияние ухудшения качества кредитов на прибыли и убытки
- кредитной организации;
- принимаемые меры, разрабатываемые сценарии.
Анализ и оценка политики управления качеством кредитного портфеля включает:
- анализ ограничений или уменьшения кредитных рисков, например, определяющие концентрацию и размер кредитов, кредитование связанных с кредитной организацией лиц или превышение лимитов;
- анализ вероятности погашения портфеля кредитов и прочих кредитных инструментов, включая начисленные и невыплаченные проценты, которые подвергают кредитному риску;
- уровень, распределение и важность классифицированных кредитов;
- уровень и состав ненакапливаемых, неработающих, пересмотренных, пролонгированных кредитов и кредитов с пониженной ставкой;
- достаточность резервов по переоценке кредитов;
- способность руководства управлять проблемными активами и собирать их;
- чрезмерная концентрация кредитов;
- соответствие и эффективность кредитной политики и кредитных процедур, а также их соблюдение;
- адекватность и эффективность процедур кредитной организации по определению и отслеживанию первоначальных и изменяющихся рисков или рисков, связанных с уже действующими кредитами, процедуры урегулирования.
Анализ эффективности политики по ограничению или снижению кредитных рисков связан с анализом крупных кредитов, кредитов, выданных связанным с кредитной организацией лицам, акционерам, инсайдерам, кредитованием отдельных географических регионов и экономических секторов, работы кредитной организации с пересмотренными долгами и реструктурированными кредитами.
Анализ рисков классификации и реклассификации активов кредитной организации является основным инструментом управления рисками и предполагает анализ стандартов классификации активов, всех случаев их пересмотра и отклонений от стандартов, критериев классификации и распределения по группам риска, критериев реклассификации кредитных операций.
Анализ оценки и политики резервирования кредитных потерь должен включать:
- анализ установленного кредитной организацией уровня потерь;
- адекватность и достаточность фактически созданных резервов под возможные потери по ссудам;
- качество кредитных инструкций, методик и процедур;