Анализ кредитных операций коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

В советской экономической литературе под кредитом понималось движение ссудного (т. е. денежного) капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Это определение основывалось на том, что капитал лишь отчуждается под условием, что он не продается, а лишь отдается в ссуду. Вообще, кредит буквально означает распоряжение определенной суммой денег в течение известного срока, т. е. те, у кого есть избыток денежных средств, могут их давать в кредит тем, кто испытывает недостаток или нуждается в дополнительных суммах (подробнее см. www.deniskredit.ru и www.kreditbrokeripoteka.ru).

Содержание

I. Сущность кредитных операций коммерческого банка, их классификация.
1.1. Сущность кредитных операций.
1.2. Классификация банковских кредитов.
1.3. Цена банковского кредита.
II. Методология проведения кредитних операций коммерческого банка.
2.1. Процесс банковского кредитования.
2.2. Оценка кредитоспособности заемщика.
2.3. Риски при проведи кредитных операций.
III. Анализ кредитных операций коммерческого банка.
3.1. Значение анализа кредитных операций.
3.2. Анализ структуры кредитного портфеля коммерческого банка.
3.3. Направления оптимизации кредитных операций.

Работа содержит 1 файл

план курс.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

 

Каждый банк использует свои правила  поведения с заемщиками, рассматривая их в качестве коммерческой тайны. Тем  не менее в их действиях обнаруживаются и общие закономерности. Вот некоторые из них.

 

Банк старается иметь дело с  теми, кою он давно знает. Этот и  следующие несколько пунктов  свидетельствуют: систему обеспечения  возвратности ссуд следует формировать  с таким расчетом, чтобы она работала не только после того, как наступил срок возврата кредита, но, главным образом, до принятия решения о выдаче кредита. Суть правила в том, что банк выбирает клиентов, которым доверяет, отдавая предпочтение тем из них, кто обслуживается в данном банке. Случайные заемщики должны быть исключены или сведены к минимуму.

 

Банк ограничивает сроки кредитования. Расчет достаточно прост: чем короче срок, тем ниже при прочих равных условиях уровень риска. Сейчас российские банки стремятся ограничить указанный срок 3-6 месяцами.

 

Банк постепенно развивает свои кредитные отношения с клиентами, включая и тех, с которыми уже  работает. Выдача малых кредитных  сумм позволит оценить за несколько  месяцев добропорядочность, аккуратность, грамотность клиента; проследить, с какого рода контрагентами он имеет дело, насколько аккуратен в выплате налогов, в оформлении платежных документов.

 

Банк добивается, чтобы максимальное число кредитов имело обеспечение  в той или иной форме, при этом по возможности широко дифференцируя условия кредитования разных клиентов (в зависим ости от обеспечения кредита, надежности клиента, целей, объемов, сроков кредитования и других обстоятельств).

 

Обеспечением кредита может  быть ликвидный товар, имущество, валютные денежные средства. Банки широко практикуют знакомство с предприятием, осмотр на месте товаров, офисов, складских помещений, торговых залов, проверку наличия товаров и имущества, которые предоставляются в залог. Банк активно воздерживается от принятия в качестве обеспечения своих кредитов неликвидного товара или иного подобного имущества, сомнительных ценных бумаг (непокрытых банковских аккредитивов, неакцептованных векселей).

 

Целевое использование кредита  легче проследить, если одним из условий его предоставления является открытие заемщиком расчетного счета в банке.

 

Банк включает в кредитный договор  оговорку о том, что в случае возникновения  спора между участниками он передается на разрешение арбитражному суду. В  более широком плане речь идет о том, что банк, по-настоящему заботящийся о возвратности своих ссуд, безукоризненно владеет тонкостями юридически верного составления соответствующих документов и сопровождения всего кредитного процесса.

 

На последних этапах кредитного процесса, когда срок возврата кредита  подходит или уже наступил, банк активно использует свою службу экономической безопасности, которая должна действовать жестко, но в рамках законности, при необходимости доводя дело до суда.

 

После того как кредит выдан, главной  задачей банка является активная работа по наблюдению за кредитом с целью управления им. Условия, при которых предоставлялся кредит, постоянно меняются, что имеет определенные последствия для финансового положения заемщика и его возможности погасить кредит. Поэтому в период действия кредитного договора кредитный работник, работающий с заемщиком повседневно, осуществляет контроль за исполнением последним условий договора, целевым использованием кредита, финансовым состоянием заемщика (т.е. осуществляет сопровождение кредита до полного его погашения). Наблюдение предполагает наличие достоверной и оперативной информации обо всех изменениях, происходящих у заемщика.

 

Сопровождение кредита включает в  себя выполнение следующих действий:

оценку финансового состояния  заемщика и его кредитоспособности в течение всего периода кредитования;

проверку сохранности заложенного  имущества, его ликвидности (такие  проверки по обычным кредитам следует  производить ежеквартально, по кредитам повышенного риска — ежемесячно);

контроль за своевременным поступлением процентов за кредит, при частичном погашении кредита — за поступлениями в соответствии с графиками платежей заемщика;

ежемесячную корректировку резерва  на возможные потери по ссудам в  зависимости от качества обеспечения  и изменений кредитного договора;

ведение деловой переписки с клиентом и проведение деловых встреч;

ежемесячное проведение анализа ссудного портфеля.

 

По отношению к заемщику, не выполняющему своих обязательств по кредитному договору (что ставит под угрозу своевременное  и полное погашение задолженности  по кредиту), а также при выявлении случаев недостоверности в отчетности или запущенности бухгалтерского учета банк-кредитор может применять следующие меры воздействия:

предупредить заемщика о прекращении  дальнейшего кредитования, если в  согласованные сроки не будут выполнены требования банка;

приостановить дальнейшую выдачу предусмотренного договором кредита;

в случае неуплаты очередного взноса в погашение кредита и бесперспективности его своевременного погашения в  дальнейшем — предъявить оставшуюся надень платежа часть дол га поданному кредиту к взысканию;

при систематическом невыполнении заемщиком условий кредитного договора и рекомендаций банка — потребовать  досрочного погашения всех ранее  предоставленных ему кредитов. Возможность  применения этой меры оговаривается в кредитном договоре исходя из практики кредитных отношений банка с конкретным заемщиком.

 

Работа банка с проблемными  ссудами

 

Банк осуществляет контроль за выполнением  условий кредитного договора, главная  цель которого — обеспечить регулярную уплату очередных взносов в погашение ссуды и процентов подолгу. Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов.

 

Трудности с погашением ссуд чаше всего возникают не случайно и  не сразу. Это процесс, который развивается  в течение определенного времени. Опытный работник банка может  еще на ранней стадии заметить признаки зарождающегося процесса финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учесть, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, нанесенный банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами:

подрывается репутация банка, так  как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков, инвесторов;

увеличиваются административные расходы, поскольку проблемные ссуды требуют  особого внимания кредитного персонала;

повышается угроза ухода квалифицированных  кадров из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения 11 рибыл ьности 01 iepa ни й;

средства могутбыть заморожены в непродуктивных активах;

возникает опасность встречного иска должника к банку, который может  доказать, что требование банка об отзыве ссуды привело его на грань банкротства.

 

Основные причины возникновения  трудностей с погашением ссуд могут  быть как по вине банка, так и заемщика. Рассмотрим некоторые из них.

 

Ошибки, допущенные персоналом банка  при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:

недостаточно строгое отношение  к заемщику;

непрофессионально проведенный финансовый анализ;

плохое структурирование ссуды  как следствие недостаточного знакомства кредитного работника с потребностями предприятия, спецификой отрасли;

недостаточное обеспечение ссуды;

ошибки в документальном оформлении ссуды;

плохой контроль над заемщиком  в период погашения ссуды.

Неэффективная работа компании, получившей ссуду:

слабое руководство;

ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка;

неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана рекламной кампании, ошибок в оценке будущих рынков;

слабый контроль за финансами компании.

 

Кроме того, важную роль могут сыграть  факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры. изменение законодательства, технологические прорывы.

 

Как уже говорилось, трудности с  погашением кредитов редко возникают  внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратится в безнадежный долг.

 

Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем анализа финансовых отчетов; личных контактов с должником; сообщений третьих лиц; сведений из других отделов банка.

 

В период действия кредита заемщик  обязан представлять банку балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о поступлении наличности и другие материалы. Их тщательный анализ и сопоставление  с прошлыми отчетами может указать на возникающую опасность. Банк должен обратить внимание на:

непредставление финансовых отчетов  в установленные сроки;

резкое увеличение дебиторской  задолженности;

замедление оборачиваемости оборотных  средств;

снижение коэффициентов ликвидности;

снижение объема продаж;

рост просроченных долгов;

неуплату налогов и платежей во внебюджетные фонды;

частые просьбы по изменению  срока гашения ссуды;

наличие тенденции к снижению прибыльности предприятия и т.д.

 

Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентом: посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие неустановленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запасов. Банковских работников должны насторожить такие факты, как:

изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;

резкое изменение отношений  с банком, нежелание сотрудничать;

замена ключевых сотрудников;

плохое составление финансовых отчетов;

установление нереалистичных цен  на продукцию;

создание спекулятивных запасов.

 

Банк может насторожить изменение  взаимоотношений заем- шика с другими  деловыми партнерами, что выражается в получении:

запросов о кредитоспособности заемщика в связи с его просьбами  о предоставлении льгот в оплате товаров;

запросов о компании со стороны  новых ее кредиторов;

извещений страховой компании об аннулировании  страховки из-за неуплаты страховых  премий.

 

Наконец, другие отделы банка могут  сообщить важные сведения о значительном сокращении остатков на банковском счете клиента.

 

При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять  меры для обеспечения погашения  кредита. Наилучший вариант —  разработка совместно с заемщиком  плана мероприятий для восстановления стабильности компании, который может включать: продажу активов; сокращение накладных расходов; изменение маркетинговой стратегии; смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.

 

Если намеченная программа проходит успешно, то ссуда достаточно быстро погашается. Если ситуация осложняется, то могут быть следующие варианты:

ссуду удастся вернуть после  продажи залога;

погашению ссуды предшествует решение  суда о банкротстве и реализации активов заемщика;

если банком не были приняты меры своевременно, он несет убытки.

 

При продаже залога следует прежде всего проверить все документы и установить безусловное право банка на распоряжение залогом. При этом выясняются возможности реализации залога с целью покрытия всех издержек банка, связанных с данным кредитом.

 

В случае объявления заемщика банкротом банк должен действовать без промедлений, поскольку при необходимости платить ГНИ, внебюджетным фондам, страховой компании он окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга. В этом случае гарантии возвращения средств нет.

 

2.2. Оценка кредитоспособности заемщика.

Кредитоспособность заемщика означает его способность полно  стью и в срок рассчитываться по своим долговым обязательствам.

Способность к возврату долга  зависит от моральных каче ств  кл и ента, его рода занятий, степени вложения капитала в недвижимое иму щество, возможности найти средства для погашения ссуды. Кредитоспо собность прогнозирует платежеспособность клиента на ближайшую перспективу. Она оценивается на основе системы финансовых показате лей по данным баланса и отчета о доходах.

Информация о работе Анализ кредитных операций коммерческого банка