Защита интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России: экономический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение темы «защита интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России: экономический аспект» как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические подходы к защите интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России: экономический аспект;
2.Выявить основную проблему защиты интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России: экономический аспект в современных условиях;
3.Обозначить тенденции развития тематики «защита интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России: экономический аспект».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1. Понятие и виды интеллектуальной собственности…………………….….6
1.2.Интеллектуальная собственность как объект охраны
по российскому законодательству………………………………………..…….11
1.2.Международное законодательство об охране
интеллектуальной собственности………………………………………………16

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1.Защита интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России……………………………………………………………...…..20
2.2.Экономический аспект защиты интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России…………………………………...24
2.3. Проблемы защиты интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой в преддверии вступлении России во Всемирную торговую организацию, и пути их разрешения……………………………….............................................................28

Заключение……………………………………………………..……………….32
Список литературы………………………………………………………….....34

Работа содержит 1 файл

ЭТД РАБОТА.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

1. Экономический аспект. «Регулирование ради регулирования», или внеюридические принципы и критерии для законодателя в сфере интеллектуальной собственности.

1.1. Страновой критерий  «нетто-импортер» или «нетто-экспортер»  интеллектуальной собственности  как определяющий фактор выбора  стратегии государственной политики  в сфере правового регулирования интеллектуальных прав и, в частности, параллельного импорта в контексте глобальной экономической конкуренции и обмена не возобновляемых природных ресурсов на тиражируемые объекты интеллектуальных прав.

1.2. Влияние различных подходов к правовому регулированию параллельного импорта на экономическое развитие, в частности на инфляцию, конкурентоспособность. Нарушение принципа взаимности между странами с различными правилами исчерпания прав. Роль саморегулирования и добросовестных торговых практик, а также антимонопольного законодательства.

1.3. Критерий стоимости  потребительской корзины и ее  качества как определяющий фактор  конкурентоспособности государства  с точки зрения себестоимости  продукции и привлекательности  жизненной инфраструктуры для граждан.

1.4. Реальная статистика  структуры экспорта-импорта Российской  Федерации по данным Федеральной  таможенной службы и ее динамика  за время действия территориального  принципа исчерпания прав на  товарные знаки (2002–2008).

2. Правовой аспект. «Адвокатская рента», или юридические принципы и критерии для законодателя в сфере интеллектуальной собственности:

2.1. Конституционное закрепление  роли позитивного права в определении  соотношения юридической силы  конституционных прав и свобод и их ограничений федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами в контексте правового регулирования интеллектуальной собственности.

2.2. Недопустимость формирования  самостоятельных правомочий, прямо  не закрепленных в законе, с  помощью расширительного толкования нормы ст. 1229 об исключительном праве использования любым не противоречащим закону способом в контексте ст. 15, 44, 55 и 104 Конституции РФ.

2.3. Гражданско-правовые  основы исчерпания прав. Понятие  «сложного правового объекта»  и исчерпания прав относительно товара, в котором он выражен. Волеизъявление правообладателя относительно территории и объема охраны товарного знака как основополагающий фактор для исчерпания по принципу «где охраняешься, там и исчерпываешься».

2.4. Сущностные отличия результатов интеллектуальной деятельности от приравненных к ним средств индивидуализации с точки зрения целей и объема исключительного права на такие объекты. Правовые различия способов введения в гражданский оборот для целей исчерпания и отличия объективного состава понятия «контрафактность» для различных объектов интеллектуальных прав.

2.5. Анализ и роль  судебной практики в правовом  регулировании параллельного импорта.  Критерии, принимавшиеся в расчет  при рассмотрении дел о параллельном  импорте в отечественной и зарубежной судебной практике. Аргументы сторон.

3. Работа над дальнейшим совершенствованием гражданского законодательства в рамках Экспертной рабочей группы по интеллектуальным правам фракции «Единая Россия» в Государственной Думе РФ.

3.1. Презентация проекта внесения изменений в правовое регулирование параллельного импорта в Российской Федерации в контексте создания единого экономического пространства Таможенного союза России–Белоруссии-Казахстана...». [27]

Таким образом, интеллектуальная собственность в России развивается очень динамично и, безусловно, требует внимания профессионалов. Бизнес только сейчас начинает активно инвестировать в развитие этого направления. Поэтому сейчас особенно необходим обмен опытом. Важно посмотреть на процесс развития экономических связей по части защиты своих интеллектуальных активов изнутри.

 

2.3. Проблемы защиты интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой в преддверии вступлении России во Всемирную торговую организацию, и пути и разрешения

 

В преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию  защита прав интеллектуальной собственности  является одним из приоритетных направлений  деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Одной  из основных причин, сдерживающих вступление России в ВТО служит проблема, связанная с незаконным оборотом в России контрафактных товаров.

Среди главных тем этого направления – практика и проблемные вопросы выявления товаров, обладающих признаками контрафактности, при таможенном оформлении; осуществление контроля за деятельностью подчиненных таможне таможенных постов при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; порядок взаимодействия с правообладателями при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактности, организация взаимодействия с правоохранительными органами по выявлению товаров, обладающих признаками контрафактности, на внутреннем рынке и ряд других вопросов.

Сегодня проблема обеспечения  охраны интеллектуальной собственности является для России одной из самых актуальных. Ведь от ее решения во многом зависит не только сохранение международного авторитета нашего государства и снижение криминальной напряженности в стране, но и приумножение интеллектуального потенциала и культурного наследия России.

Большое внимание ФТС уделяет профессиональной подготовке и учебе личного состава. Начальники таможен солидарны во мнении о необходимости регулярного проведения занятий с инспекторским составом таможенных постов по методике и особенностям таможенного оформления и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

При выявлении товаров, маркированных товарными знаками, не включенными в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, требуется оперативно устанавливать связь с правообладателем на предмет определения признаков контрафактности. Кроме того, при поступлении в таможни заявлений от правообладателя с просьбой о привлечении юридического лица к административной ответственности руководством ФТС было принято решение в оперативном порядке направлять письма руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции охраны и защиты прав интеллектуальной власти с предложением проведения совместных проверочных мероприятий.

Ввиду того, что в процессе таможенного оформления контрафактных товаров в наших таможнях практически не выявляется, то основным методом борьбы с контрафактном является выявление товаров данной категории на внутреннем потребительском рынке. Поэтому требуется усилить взаимодействие с Центрами по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства региональных УВД, принимать участие в проведении проверочных мероприятий.

Действующее законодательство в целом позволяет бороться с  нарушениями в области интеллектуальной собственности, и соответствует  международным соглашениям в  этой области. Эта система начинает работать все более и более  эффективно и требует лишь улучшения правоприменительной практики и дальнейшей корректировки, а не концептуального пересмотра.

Правообладатели опасаются, что вступление в силу 4-й главы  ГК в предлагаемой редакции, предполагающей прекращение действия законов о  товарных знаках и авторских правах, создаст непреодолимые сложности в работе правоохранительных органов и судов, сделает фактически невозможным использование административного и уголовного законодательства, отбросит ситуацию с защитой интеллектуальной собственности на несколько лет назад.

Осуществляемое не на словах, а на деле взаимодействие бизнеса и власти и в дальнейшем должно приносить положительные результаты, такие, как формирование цивилизованного рынка, развитие производства и рост инвестиционной привлекательности страны. Это, в свою очередь, будет укреплять российскую экономику и авторитет России на международной арене.

Таким образом, всю работу по защите прав интеллектуальной собственности необходимо осуществлять по двум основным направлениям: контроль соблюдения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Второе направление работы - это организация и проведение проверочных мероприятий в отношении организаций, осуществляющих на внутреннем рынке реализацию товаров, обладающих признаками контрафактных и ввезенных контрабандным путем, либо путем заявления недостоверных сведений о наименовании товаров, их торговых марках.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе были рассмотрены лишь некоторые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России. С нашей точки зрения, их большая часть локализована сегодня в сфере защиты коммерческой тайны, и защиты авторских прав. В совокупности с низким уровнем стимулирования инновационной активности в стране, а также проблемами, связанными с реформированием науки и образования, вопросы защиты интеллектуальной собственности приобретают для России стратегический характер. Если некий автор не уверен, что его права на созданный продукт будут обеспечены адекватной системой правовой защиты, скорее всего, он с готовностью продаст плоды своего труда другому государству. Что и происходит в реальной жизни, когда тысячи талантливых ученых покидают Россию.

Отсутствие действенных  механизмов защиты интеллектуальной собственности препятствует созданию полноценного экономического оборота объектов интеллектуальной собственности, приводит к недооценке активов предприятий, из-за «утечки» информации наносится вред их деловой репутации и в ряде случаев становится причиной банкротств, «недружественных поглощений». В России действуют специальные фирмы, занимающиеся промышленным шпионажем, конкурентной разведкой и т.п. Механизм защиты коммерческой тайны недостаточно отработан и законодательно урегулирован.

Важнейшее значение для  дальнейшего развития внешнеэкономических связей России имеет ее предстоящее вступление во Всемирную торговую организацию. Вступление России в международную торговую систему окажет заметное влияние на экономику страны.

Российские экспортеры и импортеры получат выход в унифицированное правовое пространство, Россия получит защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов; защиту от дискриминационного использования технических барьеров; определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд других преимуществ, которые будут содействовать организованному вхождению экономики России в мировое хозяйство, дальнейшему развитию ее внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом.

Приоритетные направления  международного таможенного сотрудничества России - дальнейшее расширение правовой базы двустороннего сотрудничества со странами – основными торгово-экономическими партнерами России, с приграничными государствами, а также со странами, входящими в зону риска в отношении контрабанды наркотиков и оружия, укрепление сотрудничества в области обеспечения собственной безопасности таможенных служб государств-участников СНГ.

Минимизация потерь для  российской экономики может быть достигнута путем: борьбы с незаконным оборотом контрафактных товаров, установления максимально дозволенного правилами ВТО переходного периода к новым ставкам импортного тарифа и поэтапности их снижения; формирования комплексного механизма тарифной защиты внутреннего рынка в соответствии с регламентом ВТО; усиления защиты отечественной промышленности за счет нетарифных мер, что в сочетании с тарифными мерами может быть наиболее эффективным в переходный период.

Не подлежит сомнению, что обеспечение защиты интеллектуальной собственности должно быть важнейшим направлением государственной правовой и экономической политики России.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ// Российская газета. 197. 25 декабря 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации в 4-х частях. СПб.: Питер. 2008.
  3. Закон  Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 499.
  4. Закон Российской Федерации № 5485-1 от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» (с последующими изменениями и дополнениями) // Российская газета. 2007. 21 сентября.
  5. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации и информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.- № 8. - Ст.609. (с изменениями от 10.01.07 г.)
  6. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 28. - Ст.3347.
  7. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 2004.- № 32.Ст.3283.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» http://www.intelpress.ru/lib.htm.
  9. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 178 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам».// http://www.intelpress.ru/lib.htm.
  10. Приказ ГТК РФ от 27 октября 2003 г. №1199 «Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами» // РГ. 2004. 25 декабря.
  11. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. Под общей редакцией проф. А.В. Сидоровича. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. ДИС. 1997.
  12. Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристъ. 2007.
  13. Отечественное законодательство XI-XX вв.: Пособие для семинаров. Часть II (ХХ в.) /Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юрист. 2002.
  14. Самуэльсон П.А. Экономика. Том 1. Пер. с англ. Пушкарева К.В. М.: Алфавит. 1993.
  15. Ровный В.В. Проблемы объекта в гражданском праве. Учебное пособие. Иркутск, 1998.
  16. Шамраев А.В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы).  М.: Статут, Интертех, БДЦ-пресс. 2003.
  17. Абдуллин А.И. Правовая охрана баз данных в Европейском Союзе // Журнал международного частного права. 1997. № 2.
  18. Алексенцев А. И. О составе защищаемой информации. //Безопасность информационных технологий. 1999. № 2.
  19. Алексенцев А. И. О классификации конфиденциальной информации по видам тайны. //Безопасность информационных технологий. 1999. № 3.
  20. Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2.
  21. Богш А. Бернская конвенция 1886 года в России (История авторского права в России) // Международная жизнь. 1995. № 10.
  22. Ботуз С. Правовая защита объектов интеллектуальной собственности в «Интернете» // Интеллектуальная собственность. 1997. № 3/4.
  23. Дозорцев В.А. Права на результаты интеллектуальной деятельности: авторское право, патентное право, другие исключительные права. //Сборник нормативных актов.  М. 1994.
  24. Емельянинков М. Ю. Частушки о сертификации и лицензировании в области защиты информации, не составляющей государственной тайны. //Защита информации. Конфидент. 2000. № 1.
  25. Селезнев А. Интеллектуальная собственность и ее государственная защита // Экономист. 2008. № 11. 
  26. Терлецкий В.В. Использование произведений и фонограмм в российском сегменте Сети Интернет. //http://www.copyright.ru/publ-433.html.
  27. Трахтенгерц Л. Свобода творчества и интеллектуальная собственность (о статье 44 Конституции Российской Федерации) // Право и экономика. 2004. № 34. 
  28. //http://www.4p.ru/index.php?page=2732.

Информация о работе Защита интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России: экономический аспект