Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:20, курсовая работа
Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.
Гипотеза: успех деятельности таможенного органа зависит именно от управленческих способностей, особенностей и стиля управления руководящего состава, которые могут наилучшим образом оказывать влияние на подчиненных.
Линейная и функциональная организационные структуры управления наиболее характерны для вертикальных управленческих взаимоотношений.
Опора в управленческой деятельности
на развитие горизонтальных взаимоотношений
чаще всего приводит к так называемым
программно-целевым (матричным) организационным
структурам управления. В данных структурах
вся совокупность работ по реализации
заданной конечной цели рассматривается
не с позиции иерархии подчинения,
а с точки зрения достижения той
цели, которая предусмотрена
В качестве примера стихийного программно-целевого
образования можно назвать
Сочетание рассмотренных структур
управления порождает так называемую
смешанную организационную
В числе преимуществ линейной организации многие авторы чаще всего выделяют:
- Ярко выраженную систему вертикальных связей.
- Ответственность, установленные обязательства.
- Четкое распределение обязанностей и полномочий.
- Оперативный процесс принятия решений.
- Простоту в понимании и использовании указаний.
- Возможность поддерживать необходимую дисциплину.
Этот тип управленческой структуры ведет к формированию стабильной и прочной организации.
К недостаткам линейного
Преимущества линейно-штабной
Недостатками линейно-штабной
Создание линейно-штабных
Функциональная специализация
аппарата управления, а именно ей в
последнее время начинают уделять
все большее внимание в таможенных
органах, повышает эффективность его
деятельности. Вместо универсальных
руководителей, которые должны разбираться
в особенностях всех функций управления,
появляется штат специалистов, имеющих
высокую компетентность в своей
области и отвечающих за определенное
направление деятельности. Так появляются
функциональные службы, к которым
в таможенных органах можно отнести
кадровую службу (Управление кадров и
учебных заведений ГТК РФ, отделы
кадров и отделы подготовки кадров
таможенных органов), финансовые службы,
службы по борьбе с таможенными
К преимуществам функциональной организационной структуры управления можно отнести то, что она освобождает линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов; создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.
К общим недостаткам такой
Программно-целевая
Создание программно-целевой
Преимущества программно-
Недостатками программно-
Анализ сложившихся в системе таможенных органов организационных структур управления позволяет сформировать следующие требования к ним.
1. Простота и экономичность. Очевидно, что чрезмерно сложная организационная структура усложняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на его содержание. Поэтому новые структурные подразделения в таможенных органах создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими какой-либо служебной функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции сотрудниками, работающими в других подразделениях. Так, создание в таможнях отделов по борьбе с контрабандой наркотиков призвано повысить эффективность деятельности таможен в этом плане по сравнению с тем периодом, когда она осуществлялась сотрудниками различных служб и подразделений.
2. Осуществляемые контроль и стимулирование работы сотрудников должны требовать минимальных усилий и экономических затрат.
Организационная структура управления должна способствовать самоконтролю и наличию у работников внутренней мотивации, то есть минимальное количество сотрудников должно тратить время на организационно-управленческие вопросы.
Если в любой организации часть усилий управленцев и рядовых работников так или иначе приходится направлять "вовнутрь", то эти затраты должны быть как можно меньше. Организация, которая работает только на саму себя, так же невозможна, как невозможен вечный двигатель.
Что же способствует формированию экономичности организации? Прежде всего необходимо, чтобы оргструктура развивалась и оформлялась не сама по себе, а в процессе развития деятельности. Оргструктуру можно уподобить приводному ремню, превращающему деятельность в результат (а не в псевдорезультат).
3. Ясность. Каждое подразделение таможенного органа, каждый сотрудник должен четко знать, где он находится, куда ему обращаться за информацией, а также кто принимает управленческие решения. Ясность структуры нельзя путать с простотой. Наоборот, сложные структуры могут быть ясными.
Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, вынуждает сотрудников впустую расходовать время, раздражает их, задерживает принятие решений.
3. Определенность. Оргструктура должна
помогать каждому сотруднику
понимать свою собственную
4. Управляемость. Оргструктура
должна облегчать процесс
5. Устойчивость. Оргструктура одновременно
должна быть стабильной. То есть
она должна "работать", какие
бы бури ни бушевали вокруг.
Каждый работник нуждается в
наличии определенного круга
общения, где он занимает
6. Гибкость. Понятие гибкости появилось
лишь в последнее время и
характерно для открытых
Организационная структура управления, даже самая большая и сложная, не должна быть "застывшей", раз и навсегда определенной. Гибкость структуры дает возможность организации (предприятию) быстрее реагировать на изменения внешних условий и приспосабливаться к ним. Разумеется, это не означает, что любое незначительное изменение должно приводить к пересмотру всей структуры. В этом далеко не всегда есть необходимость, например в промышленной фирме, выпускающей хлебобулочные изделия. Отметим, что ряд фирм вообще могут не иметь четко определенной неизменной структуры. Такие фирмы работают по принципу ВТК (временных творческих коллективов).
7. Производным от устойчивости
и гибкости является такой
показатель организационных
Чем сложнее структура, чем больше ветвей в ней, тем большую роль в управлении начинают играть следующие факторы:
1. Передача полномочий. Начальник таможни, например, отвечает за деятельность всего таможенного органа. Однако он вынужден передавать часть функций заместителям начальника таможни, начальникам отделов таможни и начальникам таможенных постов. Те, в свою очередь, перепоручают решение частных задач группам подчиненных или конкретным специалистам таможенного дела, которые отвечают перед ними за выполнение этих задач;
2. Координация. Чем большее число специалистов участвует в выполнении поставленной задачи, тем более согласованными должны быть их усилия. Здесь и передача информации с одного уровня на другой, и обмен информацией по горизонтали;
3. Компетентность. Круг ответственности каждого сотрудника таможенного органа должен быть строго определен. Компетентность руководителя проявляется в том, как он может организовывать работу своего подразделения или таможенного органа в целом. Руководитель должен быть уверен в компетентности своих сотрудников;
4. Централизация. Чем больше функций и непосредственно подчиненных специалистов находятся "в руках" начальника таможенного органа (подразделения), тем больше степень централизации его управленческой деятельности. Каждый руководитель совместно с нижестоящими звеньями структуры управления должен определить для себя, какой объем полномочий остается за ним, а какой передается нижестоящим звеньям.
Необходимо при этом отметить, что наряду с рассмотренными формальными (официальными) существуют неформальные (неофициальные) структуры. Они больше характерны для низовых звеньев структур управления, где официальная структура — это только "часть айсберга", которая видна; 9/10 этого "айсберга" составляют личные взаимоотношения сотрудников. Они невидимы, "находятся под водой" и являются неофициальной структурой организации.
Поэтому руководители любого уровня
должны уметь "строить" двойную
структуру своей организации: материальную
(организационные структуры
Иными словами, задача руководителя сводится
не только к тому, чтобы "усадить
в одну лодку" сотрудников, но и
создать необходимые условия
для того, чтобы они могли чувствовать
себя членами данного коллектива.
Естественно, что решение этой задачи
во многом зависит от взглядов руководителя
на управленческий процесс, от развития
у него так называемого
Информация о работе Взаимоотношения руководителя и подчиненного в таможенных органах