Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:20, курсовая работа
Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.
Гипотеза: успех деятельности таможенного органа зависит именно от управленческих способностей, особенностей и стиля управления руководящего состава, которые могут наилучшим образом оказывать влияние на подчиненных.
личную ответственность
В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип
единоначалия действует
Это выражается в полноте и объеме
властных полномочий, предоставляемых
для решения поставленных задач
перед данной структурой; наличии
законодательного обеспечения реализации
этой функции с ответственностью
перед государством за использование
предоставленных прав; в кадровом
и структурном обеспечении
На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов руководитель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом руководителя ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенными органами и сотрудниками.
На принципе единоначалия действуют
начальники региональных таможенных управлений,
опирающиеся в своей
Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники таможен и таможенных постов.
Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах Российской Федерации и их подразделениях.
Принцип конкретности управления требует конкретного анализа ситуации, для чего нужна добротная научная информация о системе управления и об ее внешней среде.
Принцип разделения труда предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.
Скалярный принцип определяет, что каждая организация (в том числе таможенный орган) должна иметь четко определенную иерархическую структуру.
Принцип иерархии предусматривает, что
нижестоящий сотрудник или
Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это - необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.
Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.
Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее должностное лицо должно нести ответственность за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных.
Вывод
Под процессом управления в системе
таможенных органов понимается деятельность
органов и аппаратов
В процесс управления системой таможенным органов, наделенной специфическим содержанием, можно выделить методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.
Наиболее часто в таможенных
органах действуют такие стили
управления, как «ситуационное управление»,
«программное управление» и «целевое
управление». Важной особенностью управления
является то, что оно играет созидательную
роль, повышая эффективность
Управление основано на законах, которые отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования.
Под принципами управления понимаются
руководящие идеи, правила, основные
положения и нормы поведения,
которыми руководствуется управляющая
система. В практике управления таможенными
органами применяются общие, частные
и организационно-
2. Основы взаимодействия руководителя и подчиненных
Успех в управлении таможенными
органами обеспечивается единством
действий всех должностных лиц, органов
и организаций таможенной системы,
участвующих в управлении, а так
же взаимоотношенем руководителя и
подчиненных в конкретном таможенном
органе. На взаимодействие руководящего
состава и подчиненных
2.1 Организационные структуры
управления в системе
Развитие системы таможенных органов
России тесно связано с решением
управленческих проблем, ибо управление
всегда начинается с установления четких
взаимосвязей между отдельными звеньями
той или другой организации, распределения
между ними прав и ответственности.
Организационное оформление этих вопросов
предполагает разработку оптимальной
организационной структуры
Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого.
При анализе организационных
К звеньям управления в системе
таможенных органов относятся: ГТК
России, управления и самостоятельные
отделы ГТК России, РТУ, отделы РТУ,
таможни, отделы таможен, таможенные посты
и отдельные специалисты, выполняющие
соответствующие
Под уровнем управления понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.
Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней: ГТК России, РТУ, таможни, таможенные посты.
При этом чаще всего могут рассматриваться следующие каналы управленческих взаимоотношений: 1) ГТК России — РТУ; 2) РТУ — таможня; 3) начальник таможни — отделы таможни; 4) отдел таможни — отдел таможни; 5) таможня — таможенный пост; 6) таможенный пост — таможенный пост; 7) таможня — таможня; 8) ГТК России — таможня.
В центре таких взаимоотношений — таможня с ее начальником, отделами и таможенными постами. Это не случайно, ибо здесь решаются основные вопросы таможенной деятельности.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей.
Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:
Вертикальные управленческие отношения (ГТК — РТУ; РТУ — таможня; начальник таможни — отделы таможни; таможня — таможенный пост; ГТК — таможня);
Горизонтальные управленческие отношения (РТУ — РТУ; отдел таможни — отдел таможни; таможенный пост — таможенный пост; таможня — таможня);
Диагональные управленческие отношения (пост — взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня — взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ГТК — взаимодействующее Управление ГТК РФ).
Рассмотрим эти
Вертикальные отношения
Вертикальные отношения в
Управленческое воздействие со стороны этих линейных руководителей на начальника отдела кадров таможни является выражением линейной субординации, их решения для него носят обязательный характер.
В функциональном же подчинении (вертикальные
функциональные взаимоотношения) начальник
отдела кадров таможни находится
у начальника отдела кадров РТУ, а
также у начальника Управления кадров
и учебных заведений ГТК
Таким образом, приведенный пример
показывает сложную иерархию вертикальных
взаимоотношений. Помимо этого они
включают в себя и так называемые
отношения управленческого
Но вместе с тем им предоставляются порой определенные права и полномочия. Например, советнику (консультанту) линейного руководителя может быть разрешено вступать в отношения с начальниками отделов того же подразделения от имени и по поручению линейного руководителя, выражая волю и желания последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия, которыми обладает линейный руководитель. Не располагая лично этими полномочиями, помощник не принимает решения, но его обязанность состоит в предоставлении рекомендаций своему непосредственному руководителю по тем или иным оперативно-служебным вопросам. Поэтому к его мнению начальники отделов могут отнестись как к возможному мнению начальника управления.
Это хороший метод обучения и подготовки из помощников будущих руководителей, способ экономии рабочего времени высшего звена руководителей, освобождение их от рутинной, чисто административной работы.
Горизонтальные отношения
Диагональные отношения — это
отношения, возникающие между звеньями
управления, находящимися на различных
уровнях системы управления, не состоящими
в отношениях прямого подчинения,
но взаимодействующими между собой
во исполнение решений вышестоящих
уровней. Примерами таких отношений
являются взаимное информирование при
доставке товаров, направление запросов,
обязательных для исполнения, по вопросам
осуществления
Если в организации (службе, системе органов и тому подобное) наблюдаются только линейные взаимоотношения, то организационная структура управления в ней называется линейной. Если же на линейные взаимоотношения накладываются функциональные, то организационная структура управления в такой организации называется линейно-функциональной или просто функциональной. В последнем случае подразумевается, что линейные взаимоотношения и линейные структуры управления всегда при этом присутствуют естественным образом.
Аналогично при создании в рамках
линейной структуры управления института
помощников и советников, которые
готовят соответствующие
Информация о работе Взаимоотношения руководителя и подчиненного в таможенных органах