Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:25, курсовая работа
Цель работы:
1) рассмотреть экономические механизмы интеграции стран в мировой экономике и методы стимулирования ВЭД;
2) проанализировать объективные и субъективные проблемы интеграции РФ в мировое хозяйство, основные тенденции развития внешнеторговой деятельности в России;
3) выявить проблемы и недостатки, касающиеся внешнеторговой деятельности.
3 Ускоренные темпы роста импорта.
На фоне мощного притока нефтедолларов, стимулирующего экономический рост и внутренний спрос, укрепления рубля и недостаточной конкурентоспособности большинства отечественных обрабатывающих производств, Россия в определенный период столкнулась с проблемами опережающего роста импорта, увеличения его доли на внутреннем рынке, ухудшения торгового баланса Таким образом, все более серьезной системной проблемой для России становится стремительно растущий импорт, фактически монополизировавший выгоды от расширения внутреннего спроса. При росте ВВП за 2000 - 2007 годы примерно в 1,7 раза, импорт товаров по стоимости и в реальном выражении вырос в 6,6 раза [14].
Зависимость
российского
4 Отставание от среднеразвитых стран по экспорту.
На этом фоне нельзя не отметить трех, пятикратное отставание РФ, в экспорте на одного человека – 3 тыс. долларов, в соотношении с развитыми странами – от 6 до 11 тыс. долларов (таблица 3.1).
3.2 Основные задачи государственного регулирования внешней торговли
Исходя из выделенных нами проблем РФ (таблица 3.1) можно сформулировать приоритетные задачи, связанные с ВТД.
России предстоит нелегкая задача постепенного усиления роли реальной экономики и на этой базе увеличения доли готовой высокотехнологичной продукции в экспорте. Другого пути нет, так как сырьевой ресурс наращивания объемов экспорта на современном уровне практически исчерпан. Увеличение доли экспорта на одного человека в РФ до уровня среднеразвитых стран возможно только на инновационной основе.
Действующие в России импортные таможенные тарифы примерно в 2,4 раза ниже, чем в развивающихся странах, и в 1,6 раза выше, чем в экономически развитых [12].
Снижение среднего уровня ставок таможенного тарифа в связи со вступлением в ВТО не должно создать общеэкономических трудностей, но предполагает дифференцированный подход, обеспечивающий, с одной стороны, более легкий доступ к внутреннему российскому рынку, прежде всего по товарам не конкурирующим с отечественными и выпускаемыми нечувствительными производствами, с другой — защиту чувствительных и потенциально конкурентоспособных собственных производителей. Это в целом будет отвечать правилам и практике ВТО.
По состоянию на середину 2005 года средневзвешенная величина конечного уровня связывания ставок импортного тарифа составляла 12,82% (рисунок 3.1). Снижение и унификация уровня ввозных пошлин привели к уменьшению средневзвешенной ставки импортного таможенного тарифа до 10,7%. Кроме того, осуществлены меры по улучшению структуры импортного таможенного обложения по видам ставок (адвалорных, комбинированных), более широкому применению сезонных ставок при импорте сельхозпродукции [14].
Модификация импортного тарифа продолжалась и в 2001 году: с 1 октября изменились таможенные импортные ставки по 610 позициям, из них по 481 (почти 80%) произошло снижение (в среднем на 5,8%), а по 108 — некоторое повышение, в среднем приблизительно на 5,5%. Указанное снижение коснулось машинотехнической продукции, в частности транспортных средств, контрольно-измерительных аппаратов и инструментов, органических химудобрений. Повышение затронуло интегральные схемы и компоненты аппаратуры связи. С января 2002 года начала действовать новая редакция ТНВЭД, в которой согласно обязательствам России учтены изменения, внесенные в ГОСТ (в части кодовых обозначений).
7 - 9
5 - 7
Рисунок 3.1 - Динамика средневзвешенных импортных тарифов в России, проценты
Все это обусловило дальнейшее некоторое снижение средневзвешенного импортного тарифа к середине 2002 года до 10,0 - 11,0%, что соответствует линии на их последующее понижение в связи с вступлением в ВТО. Видимо, такая линия должна быть продолжена при определенной дифференциации шагов и сроков (рисунок 3.1).
Основные задачи государственного регулирования внешней торговли России на ближайшие годы состоят в рационализации и упрощении импортного тарифа, адаптации законодательства в области внешней торговли к требованиям ВТО. При этом должна обеспечиваться прозрачность тарифной системы в целях предотвращения злоупотреблений, связанных с нарушением порядка декларирования импортируемых товаров. По мере улучшения экономических условий предполагается отмена неэффективных ограничений на ввоз иностранных товаров, в частности запретительных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не производимое в России.
В результате
этих мер по импорту изменится 3508
ставок тарифа (32% ТНВЭД), причем в сторону
повышения 3068, а и сторону понижения
— 440 импортных ставок. Унификация и
снижение ставок по импорту должна
снизить уровень
Заключение
Проанализировав на базе теоретических основ процесса экономической интеграции и экономических механизмов стимулирования ВЭД объективные и субъективные проблемы интеграции России в мировую экономику и основные тенденции развития как её внешнеторговой, так и внешнеэкономической деятельности в целом, можно сделать следующие заключения.
1 Экономическая интеграция стран является мощным стимулом развития внешнеэкономической деятельности и экономики в целом. Теоретической основой процесса интеграции является повышение мобильности факторов производства и взаимное инвестирование, которые достигаются за счет снижения административных препятствий между странами.
По глубине интеграции можно выделить 5 основных форм: зона свободной торговли (ЗСТ), таможенный союз (ТС), общий рынок (ОР), экономический и политические союзы (рисунок 1.2). Примером основных интеграционных группировок в мире являются ЕАСТ, НАФТА, СНГ, ЕС и другие.
К важнейшим методам стимулирования ВЭД относятся экономические методы, например, такие как регулирование курса валют, предоставление налоговых льгот, ссуд, кредитов, а так же организационные методы – организация ярмарок, выставок и др. Анализ экономических механизмов показал, что для ускорения интеграции страны в мировое хозяйство необходимо активнее использовать экономические методы стимулирования ВЭД.
2 Для интеграции в мировое хозяйство Россия имеет позитивные экономические аспекты – мощный природно-сырьевой потенциал. По данным ООН из 80 трлн. долларов разведанных ресурсов на РФ приходится почти 35% при населении 2,2% от мирового.
Вместе с тем, имеются объективные и субъективные проблемы интеграции в мировое хозяйство – суровость климата (РФ единственная страна в мире со среднегодовой минусовой температурой), большая протяженность территории, залегание месторождений в труднодоступных местах. По расчетам В.Д. Андрианова в связи с этим Россия должна затрачивать на производство продукции стоимостью 100 долларов в Европе до 250 долларов.
3 Анализ основных тенденций развития внешней торговли РФ за 1992-2011 годы показал:
1) динамичный
рост товарооборота внешней
2) активное торговое сальдо с превышением экспорта в 1,5-1,6 раза;
3) увеличение
в экспорте доли сырьевой
4) увеличение в экспорте ТЭР (нефть + газ) с 37% до 71%;
5) увеличение доли закупок машинотехнической продукции с 35,2 до 54,3% и снижение доли продуктовых товаров с 27,7% до 13,7% в импорте;
6) увеличение объемов торговли с ЕС до 50%.
6. Выявлены основные проблемы и недостатки ВТД РФ, заключающиеся в сырьевой направленности экспорта, высокой себестоимости продукции, низком уровне капитализации внешнеторговых компаний, банковских и страховых услуг, низкой доли высокотехнологической продукции в экспорте, отставании в 2,5 раза от развитых стран по экспорту на одного человека, отставанием в сфере торговли услугами в сравнении с развитыми странами и другие. И в соответствии с этим сформулированы приоритетные задачи, касающиеся внешней торговли, на современном этапе.
Список использованных источников