Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:25, курсовая работа
Цель работы:
1) рассмотреть экономические механизмы интеграции стран в мировой экономике и методы стимулирования ВЭД;
2) проанализировать объективные и субъективные проблемы интеграции РФ в мировое хозяйство, основные тенденции развития внешнеторговой деятельности в России;
3) выявить проблемы и недостатки, касающиеся внешнеторговой деятельности.
Введение
Ликвидация
государственной монополии на внешнюю
торговлю и последовавшие затем
экономические реформы по внедрению
рыночной системы хозяйствования явились
детерминантами перехода России к экономике
открытого типа. Этот процесс требовал
постепенной либерализации
Однако этот процесс был весьма болезненным для России. Он привел к падению ВВП с 1992 по 1999 годы почти в 2 раза, экономическому кризису в 1998 году, потерям темпов роста, объемов внешней торговли и валютных средств. Меры государственного регулирования оказались недостаточно эффективными для защиты ряда отраслей национальной промышленности от иностранной конкуренции. За Россией закрепился статус сырьевой державы.
Россия с 2010 года является страной-участницей Таможенного союза, а с 2012 года вступила в ВТО. Но, несмотря на интенсивное движение к открытости экономики, стране только частично удалось решить основные макроэкономические задачи: глубокой интеграции в мировое экономическое сообщество, увеличения экспорта высокотехнологичной продукции. Неотрегулированными остаются торгово-экономические отношения с Европейским Союзом (действующий СПС закончился в 2007 году), США, рядом других развитых стран, их региональными экономическими группировками.
В основе этих проблем лежат: несовершенство законодательной базы, недостатки системы государственного регулирования внешней торговли, общая экономическая нестабильность в стране.
Международная экономическая интеграция является процессом хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс осуществляется через взаимодействие отраслей и хозяйствующих субъектов близлежащих стран на основе экономических механизмов, обеспечивающих наибольшую мобильность факторов производства. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе открытости экономик стран достигаемой путём формирования объединений государств с различным уровнем их экономической интеграции.
Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий в себе зону свободной торговли, таможенный союз и открытое экономическое пространство. Именно к этой цели стремятся интегрирующиеся страны, поскольку она обеспечивает наиболее благоприятные условия для развития их экономик. Так, например, для интеграции в мировое хозяйство Россия имеет позитивные экономические аспекты – мощный природно-сырьевой потенциал. По данным ООН из 80 трлн. долларов разведанных ресурсов на РФ приходится почти 35% при населении 2,2% от мирового.
Актуальность данной темы заключается в важности решения ключевых проблем ВЭД России и стоящих на современном этапе задач её интеграции в мировое хозяйство. Также исследование этой проблемы позволит сформулировать основные задачи внешнеторговой деятельности на современном этапе.
Цель работы:
1) рассмотреть экономические механизмы интеграции стран в мировой экономике и методы стимулирования ВЭД;
2) проанализировать объективные и субъективные проблемы интеграции РФ в мировое хозяйство, основные тенденции развития внешнеторговой деятельности в России;
3) выявить проблемы и недостатки, касающиеся внешнеторговой деятельности.
1 Экономические механизмы стимулирования внешнеэкономической деятельности
1.1 Экономическая интеграция стран как метод ускорения и развития ВЭД
Международная экономическая интеграция — управляемый процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами.
Основой экономической интеграции стран является механизмы разделения труда - сосредоточение усилий и ресурсов отдельных стран на определенных сферах деятельности с учетом внешней потребности. Из этого следует, что оно предопределяет специализацию стран. Этот эффект и используется при объединении усилий группы интегрирующихся друг с другом стран с целью достижения экономического эффекта [9].
Экономическая интеграция — процесс управляемый, происходящий на основе необходимых экономических предпосылок – близость экономического развития субъектов, их территорий и экономических проблем, с одной стороны, и специализация производств, с другой.
При хозяйственном взаимодействии двух неинтеграционных стран всегда существуют определенные экономические препятствия:
- административные (разные схемы управления);
- таможенные (таможенные склады, пошлины);
- сертификационные (проверка качества импортного товара);
- различие стандартов при производстве товаров;
- транспортные (перегрузка товаров) и другие.
Страны решают вопросы устранения этих препятствий, в свою очередь это способствует ускорению мобильности факторов производства, товарооборота и движению капитала (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Экономическое взаимодействие стран до (вариант 1) и после (вариант 2) интеграции
На рисунке 1.1 отображен пример экономического взаимодействия стран до (вариант 1) и после (вариант 2) интеграции. Так, страна 1, понимая, что страна 2 имеет больше возможностей производить конкурентоспособный товар А, посылающий в страну 1, стремится оказывать помощь стране 2 в наращивании этого производства. С другой стороны, подобнее стремиться делать страна 2 в производстве товара В, поступающего к ней из страны 1. Иными словами, ресурс одной страны добавляется к ресурсу другой. Это способствует концентрации производства и определенной монополизации данной страны на внешнем рынке, то есть укреплению ее конкурентоспособности. Таким образом, МЭИ позволяет получить качественный скачок в развитии стран, а, следовательно, и мировой хозяйственной системы в целом по сравнению с простой суммой результатов производства в условиях изолированно развивающихся экономик [10].
Экономически это объясняется увеличением скорости товарооборота, то есть большей мобильностью факторов производства и более рациональными путями использования капиталовложений в развитие экономики стран. Концентрация производства данной продукции, имеющей спрос на внешнем рынке, способствует также притяжению инвестиций других стран.
В процессе обмена товаров страны стремятся унифицировать их качество (путем введения единых стандартов) таким образом, чтобы с максимальной эффективностью использовать их в своем производстве. В условиях всей мирохозяйственной системы, естественно, это сделать невозможно.
Итак, основой экономической интеграции является МРТ, и эффект ускорения движения факторов производства за счет снятия экономических препятствий на основе договоренностей стран.
Процесс интеграции стран способствует развитию открытости их экономике и повышению устойчивости их в мировом хозяйстве. Для достижения наибольшей эффективности интеграции необходимо наличие следующих объективных условий и предпосылок:
1) близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. В случае объединения неравноразвитых стран более сильные вынуждены тратить свои средства на подтягивание слаборазвитых, а не на развитие интеграционных процессов. Примером может быть отказ высокоразвитых стран ЕАСТ (Швейцария, Люксембург, Исландия, Норвегия), имеющих самый высокий ВВП на душу населения, войти в единую зону «евро» стран ЕС;
2) географическая близость стран, наличие общих границ. При значительном удалении стран друг от друга отрицательную роль играет такой фактор, как транспортные расходы, что не позволяет в полной мере использовать эффект интеграции. Для последней важной основой является общность транспортной инфраструктуры, например, у стран ЕС, СНГ, НАФТА;
3) общность экономических и политических проблем. Этот фактор является стимулом для принятия решений политическим руководством стран по объединению их хозяйств, созданию механизмов и единой структуры надгосударственного управления, ущемлению отдельных элементов национального достоинства при делегировании полномочий этим органам. Примером учета этого важного фактора являются ЕС.
В процессе экономической интеграции достигаются следующие цели:
1) использование
преимуществ экономического
2) создание
благоприятной
3) содействие
структурной перестройке
4) более рациональное распределение капитальных вложении, трудовых ресурсов и повышение занятости населения.
Формы и этапы интеграции:
1) зона свободной торговли (ЗСТ) — первый этап и форма интеграции стран, когда по отношению друг к другу они начинают создавать различные торговые преференции (режимы благоприятствования, предпочтения), выравнивают, снижают или отменяют таможенные тарифы, сохраняя свои национальные тарифы по отношению к третьим странам. ЗСТ является преференциальной зоной, в рамках которой поддерживается свободная торговля на наиболее льготных по отношению к третьим странам условиях. В основном это относится к промышленным товарам и ограниченно к сельскохозяйственным. Примером функционирования такой группировки являются страны ЕАСТ — Европейской ассоциации свободной торговли (Швейцария Норвегия Исландия, Лихтенштейн с 1960 года) [9];
2) таможенный
союз (ТС) — более развитая, чем
ЗСТ форма интеграции стран,
когда они отменяют, существенно
снижают таможенные тарифы или
применяют только один вид
пониженного тарифа (например экспортный),
скоординированную систему тарифного
и нетарифного регулирования по отношению
к третьим странам. ТС требует создания
межгосударственных органов, координирующих
внешнеэкономическую политику. Примером
такой группировки может быть Таможенный
союз в рамках Евразийского экономического
сообщества (ЕврАзЭС) — форма торгово-экономической
интеграции Белоруссии, Казахст
3) общий (единый) рынок (ОР) — форма интеграции более высокого уровня, чем ТС. Страны договариваются о практически полной свободе движения товаров и факторов производства (капитал, рабочая сила). Координация стран осуществляется на уровне глав государств, министерств финансов и торговли, центрального банка и других ведомств. Работает постоянно действующий секретариат. Примером такого уровня интеграции является ЕЭС — Европейское экономическое сообщество, которое функционировало в Западной Европе с 1968 по 1992 годы — до образования на его основе ЕС (Европейского союза);
4) экономический
союз (ЭС) — наиболее высокая степень
и форма интеграции стран,
5) политический
союз государств —
Таким образом, экономическая интеграция стран и участие страны в мировом хозяйстве способствует:
1) рациональному использованию ресурсов страны;
2) повышению
мобильности факторов
3) повышению конкурентоспособности производства и снижению себестоимости продукции;
4) ускорению развития экономики страны и укрепление её конкурентоспособности на мировом рынке.
1.2 Экономические механизмы стимулирования внешней торговли
Механизмы внешнеторговой международной политики.
В мире сложилось две разновидности политики в международной торговле. Как известно внешнеторговая политика это совокупность мер страны по целенаправленному воздействию государства на торговые отношения с другими странами. Международная торговая политика это политика крупных группировок стран (ЕС, ЕАСТ, НАФТА, АТЭС и другие), международных экономических и финансовых организаций по формированию условий торговли на международном уровне, затрагивающая интересы мировой хозяйственной системы в целом (МВФ, ВТО, ЮНКТАД и другие) [10].
В основе стимулирования внешнеторговых отношений лежат два основных взаимно противоположных подхода — либерализация и протекционизм.
Либерализация ориентируется на политику ликвидации препятствий, свободу торговли, которая развивается на основе ведущих рыночных сил — спроса и предложения. Протекционизм лежит в основе волевой защиты внутреннего рынка и национальной экономики от иностранной конкуренции. Главная проблема в разрешении этого противоречия — поиск путей их рационального сочетания.