Валютный контроль в неторговом обороте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 13:50, реферат

Описание работы

Валютный контроль является одним из элементов общегосударственной политики и предполагает комплекс административных мер, способных в случае необходимости создать условия для контроля за исполнением действующего валютного законодательства и, в случае выявления нарушений, наказать виновных.

Содержание

1. Введение
2. Обзор нормативно-правовой базы
1. Основные понятия
2. Ввоз и вывоз валюты РФ и внутренних ценных бумаг
1. Ввоз/вывоз валюты РФ и внутренних ценных бумаг физическими лицами
2. Ввоз вывоз валюты РФ и внутренних ценных бумаг юридическими лицами
3. Ввоз и вывоз иностранной валюты и внешних ценных бумаг
1. Ввоз и вывоз иностранной валюты и внешних ценных бумаг физическими лицами
2. Ввоз и вывоз иностранной валюты внешних ценных бумаг юридическими лицами
4. Ввоз и вывоз драгоценных металлов и драгоценных камней, памятных монет.
5. Ответственность за нарушение валютного законодательства.
3. Анализ практической работы
1. Общий анализ ввоза в РФ и вывоза из РФ валюты РФ и иностранной валюты
2. Анализ ввоза-вывоза иностранной валюты по странам и наименованиям валют
4. Заключение
Список использованных нормативных документов

Работа содержит 1 файл

Валютный_контроль_в_неторговом_обороте.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

       Физические  лица могут вывозить из РФ монеты из драгоценных металлов, не являющиеся культурной ценностью, в пределах установленных стоимостных ограничений. При этом общая стоимость вывозимых товаров не должна превышать эквивалент 10000 долларов США. В качестве документов, удостоверяющих стоимость вывозимых физическими лицами монет из драгоценных металлов, таможенными органами могут приниматься:

       - приходные кассовые документы  (чеки, квитанции, кассовые ордера  и т.п.), выдаваемые кредитными  организациями, а также нумизматическими, антикварными и комиссионными магазинами при реализации ими монет из драгоценных металлов (при этом реквизиты плательщика, указанные в приходном кассовом документе, могут не соответствовать паспортным данным физического лица, осуществляющего вывоз монет);

       - заключения о стоимости монет,  выданные организациями, производящими оценку монет из драгоценных металлов на основании лицензий Минимущества России. К указанному заключению должна прилагаться заверенная оригинальной печатью данной организации копия лицензии Минимущества России на оценочную деятельность;

       - иные документы, подтверждающие  стоимость монет из драгоценных металлов.

       При отсутствии документов, удостоверяющих стоимость  вывозимых физическими лицами монет из драгоценных металлов, оценка их стоимости может быть произведена таможенными органами, исходя из цен покупки и продажи драгоценных металлов, ежедневно устанавливаемых Банком России.

         Порядок вывоза монет из драгоценных  металлов, являющихся культурной  ценностью, регулируется Законом Российской Федерации от 15.04.93 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

       В соответствии с данным Законом монеты из драгоценных металлов, созданные более 50 лет назад, могут быть вывезены физическими лицами из Российской Федерации при обязательном представлении свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, выданного Министерством культуры Российской Федерации или его территориальными органами по сохранению культурных ценностей в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2001 N 322 "Об утверждении положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей".

         В случае отсутствия у физического лица на момент таможенного оформления документов, удостоверяющих стоимость вывозимых монет, при наличии  достаточных оснований предполагать, что общая стоимость вывозимых физическими лицами товаров превышает установленные стоимостные ограничения (10000 долларов США), данные монеты могут быть приняты таможенными органами на временное хранение по квитанции ф. ТС-21. 

2.5 Ответственность  за нарушение валютного законодательства. 

В случае нарушения порядка декларирования валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг к физическим и юридическим лицам применяются санкции статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а в случае совершения правонарушения в крупном размере – санкции статьи 188 Уголовного кодекса РФ.

С 01.10.2004 г. вступает в силу Федеральный закон РФ от 20.08.2004 № 118-ФЗ, вносящий изменения в  Кодекс РФ об административных правонарушениях. Этим законом предусмотрена ответственность за нарушение порядка ввоза и пересылки в РФ и вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг по ч.7 ст.15.25 КоАП РФ (наказание: наложение штрафа от 5 до 10 МРОТ на граждан, от 50 до 100 МРОТ на юридических лиц), а также за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ по статье 16.4 КоАП РФ (наказание: наложение штрафа от 10 до 25 МРОТ). 

 

3. Практическая часть 

3.1 Общий  анализ ввоза в РФ и вывоза  из РФ валюты РФ и иностранной валюты 

       Регистрация ввоза-вывоза  валюты физическими лицами производится непосредственно на таможенной границе при ее фактическом пересечении.  В Омской таможне ввоз-вывоз валюты оформляется на 6 таможенных постах (диаграмма 1). Наибольшее количество валюты ввозится через Черлакский т/п,  а вывозится через т/п «Аэропорт-Омск». Данный факт объясняется тем, что наибольшее количество валюты ввозится из Казахстана, а Черлакский т/п является наиболее крупным среди таможенных постов на российско-казахстанской границе, расположенных в зоне деятельности Омской таможни. В тоже время наибольшее количество вывозимой валюты приходится  на Германию, а т/п «Аэропорт-Омск»  - единственный, где производится таможенное оформление граждан, выезжающих в данную страну, кроме того, популярностью пользуются регулярные авиарейсы в Узбекистан, позволяющие выезжать в эту страну минуя Казахстан.

       ДИАГРАММА 1

       За 8 месяцев 2004 года в Омской таможне  зарегистрирован ввоз иностранной валюты в количестве 11218890,89  дол. США (в эквиваленте) и вывоз в количестве 1458338,7 дол. США (в эквиваленте). По сравнению с 8 месяцами 2003 года ввоз валюты уменьшился на 40,7%, вывоз на 78,9%. Данные по ввозу-вывозу иностранной валюты приведены в диаграммах 2,3.

       ДИАГРАММА 2

       Резкое  снижение количества перемещаемой валюты связано с введением в действие с 01.01.2004 нового Таможенного кодекса РФ, в связи с чем не применяются положения Приказа ГТК России от 25.01.99 № 38 в части обязательного декларирования ввозимой иностранной валюты в сумме, превышающей 10000 дол.США (как не соответствующая нормам статьи 286 ТК РФ). Также изменились положения, касающиеся обязательного декларирования вывозимой иностранной валюты (сумма валюты, не подлежащей обязательному письменному декларированию увеличилась с 1500 до 3000 дол.США. Кроме того, граждане стали чаще прибегать к более цивилизованным и безопасным способам перемещения иностранной валюты – дорожные чеки, пластиковые карты.

       Как видно из диаграмм, ввоз иностранной  валюты практически всегда превышает вывоз. Если сравнивать данные по каждому месяцу, то можно заметить, что наибольшее количество валюты перемещается в летние месяцы. Данный факт можно объяснить тем, что на этот период приходится сезон отпусков, когда границу пересекает наибольшее количество граждан.  
 
 
 
 

       ДИАГРАММА 3 

       

       Данных  по ввозу-вывозу валюты Российской Федерации  в Омской таможне не имеется. Такие сведения регистрируются только в пассажирских таможенных декларациях. Ввоза-вывоза валюты Российской Федерации и иностранной валюты  юридическими лицами в 2004 году зарегистрировано не было. 

3.2  Анализ ввоза-вывоза  иностранной валюты  по странам и  наименованиям валют. 

       Вывоз иностранной валюты из РФ в 2004 году осуществлялся в 7 стран, в т.ч. 3 страны дальнего зарубежья и 4 страны-участницы СНГ,  в то время как за 8 месяцев 2003 года был зарегистрирован вывоз в 10 стран (6 стран дальнего зарубежья и 4 страны-участницы СНГ. Данные приведены в диаграмме 4.

       Аналогичная ситуация наблюдается и при ввозе иностранной валюты. Если за 8 месяцев 2003 года была ввезена валюта из 11 стран, в т.ч. 74,7% - из Казахстана, 21,1% - из Германии, то за аналогичный период 2004 года был зарегистрирован ввоз лишь из 3-х стран: из Казахстана – 98,9%, из Германии – 0,9%, из Азербайджана – 0,2%. (диаграмма 5) 
 
 
 

       ДИАГРАММА 4

         

       ДИАГРАММА 5

         

       Как видно, из диаграммы наибольшее количество валюты вывозится в Германию (34,6%), Узбекистан (34,3%), Казахстан (22,7%). Большой удельный вес Германии объясняется наличием в Омске туристических фирм, организующих поездки (шоп-туры, туристические, выезды на постоянное место жительство) в эти страны с таможенным оформлением в аэропорту города Омска (для удобства пассажиров), а также миграцией населения в Германию. Относительно большое количество иностранной валюты, вывозимой в Казахстан и Узбекистан, свидетельствует о близости границ и налаженности внешнеэкономических связей между Россией и данными странами.

       Большое количество ввозимой валюты из Казахстана объясняется тем, что граждане Казахстана (частные предприниматели) пересекают таможенную границу Россия-Казахстан с целью покупки и последующего вывоза товара. Для этих целей в Россию в больших количествах ввозится валюта. Резкое сокращение доли иностранной валюты, ввозимой из Германии (с 21% в 2003 году до 0,9% в 2004 году) объясняется изменениями в законодательстве, касающимися порядка декларирования ввозимой иностранной валюты.  

       За 8 месяцев 2004 года зарегистрирован вывоз 4 наименований валют. Наибольший удельный вес имеют доллары США (58,8%), евро (38,4%), что объясняется стабильностью и котируемостью этих валют во всем мире. При этом следует отметить, что по сравнению с 8 месяцами 2003 года доллары США стали вывозить чаще (доля увеличилась на 10,2%), а евро – реже (доля уменьшилась на 12,4%), т.е. прослеживается тенденция снижению популярности единой европейской валюты. Данные представлены в диаграмме 6.

       ДИАГРАММА 6

 

       В диаграмме 7  представлена структура ввозимой в РФ иностранной валюты с разбивкой по наименованиям валют.

       Всего было ввезено 13 наименований валют  за (за аналогичный период 2003 года – 20). Основными ввозимыми валютами являются доллар США (74,3%) и евро (22,4%), доля остальных валют составляет менее 3,5%. Причины таких показателей те же, что и для вывоза.

       ДИГРАММА 7

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Заключение 

       Контроль  за перемещением валюты и валютных ценностей одна из важнейших функций отделения валютного контроля. В работе ОВК Омской таможни существуют как положительные моменты, так и некоторые недоработки. Нужно проводить разъяснительную работу с гражданами (физическими лицами) по вопросам перемещения ими валюты и валютных ценностей, так как возникающие при таможенном оформлении проблемы вызваны незнанием гражданами нормативных документов.

 

Список  использованных нормативных  документов 

  1. Закон от 09.10.92 г. № 3615-1 «О валютном регулировании  и валютном контроле»
  2. Федеральный закон от10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
  3. Таможенный Кодекс РФ (Федеральный закон от 28.05.2003 №61-ФЗ)
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 196-ФЗ)
  5. Приказ ГТК России от 19.05.2004 № 590 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения пассажирской таможенной декларации»
  6. Письмо ГТК России от 21.05.2004 № 01-06/18439 «О перечне товаров, подлежащих в соответствии с законодательством РФ декларированию в письменной форме»
  7. Приказ ГТК России от 27.10.2003 № 1206 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления квитанций форм ТС-21 и ТС-22»
  8. Письмо ГТК России от 17.06.2004 № 01-06/21948 «О ввозе и вывозе валюты и ценных бумаг»
  9. Приказ ГТК России от 28.08.2000 № 768 «Об особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых  юридическими лицами»
  10. Федеральный закон РФ от 20.08.2004 № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Таможенный кодекс РФ»
  11. Приказ ГТК России от 25.01.1999 № 38 «Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности»
  12. Указ Президента РФ от 21.06.2001 № 742 «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней»
  13. Указ Президента РФ от 30.11.2002 № 1373 «Об утверждении Положения о ввозе в РФ и вывозе из РФ природных алмазов и бриллиантов»
  14. Письмо ГТК России от 28.03.2003 № 01-06/13397 «О вывозе монет из драгоценных металлов»
  15. Приказ ГТК России от 21.11.2003 № 1307 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней»
  16. Приказ ГТК России от 21.08.2003 № 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации»
  17. Постановление Правительства РФ от 27.11.2003 № 715 «Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования»

Информация о работе Валютный контроль в неторговом обороте