Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:52, курсовая работа
Валютные отношения занимают особое место не только в мировом, но и в национальном хозяйстве. На национальном уровне их регулированию уделяется значительное внимание, так как в них как в зеркале отражаются проблемы политики и экономики, дипломатии и коммерции, промышленного производства и торговли. Именно поэтому изучение мирового опыта необходимо для российских предпринимателей.
Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Валютные отношения во внешнеэкономической деятельности
1.1 Механизм валютного контроля и валютного регулирования в РФ……...….2
1.2 Бартерная сделка………………………………………………………………11
Глава 2. Валютный контроль бартерных сделок
2.1 Паспорт сделки - основной документ валютного контроля………………..14
2.2 Осуществление валютного контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..…..21
Список литературы……………………………………………………………..….23
Предварительной регистрации подлежат и операции по вывозу (пересылке) или ввозу резидентами и нерезидентами валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме. Резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами. Физические лица - резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории РФ по состоянию на начало каждого календарного года. В соответствии со ст. 19 Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные контрактом, обеспечить получение от нерезидентов денежных средств за переданные им товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности или возврат средств за невыполнение ими указанных обязательств. От такой обязанности резиденты освобождаются в определенных законом случаях, в частности при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов за пределами территории РФ в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
Как и ранее действовавший Закон о валютном регулировании и валютном контроле, Закон 2003 г. предусматривает обязательную продажу части валютной выручки резидентами на внутреннем валютном рынке РФ. Все резиденты - участники внешнеэкономической деятельности не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления выручки по сделкам с нерезидентами обязаны продать на внутреннем валютном рынке 30% валютной выручки. Этот процент устанавливается ЦБ РФ, он может меняться, но не должен превышать 30% ее суммы.
Глава 4 Закона 2003 г. посвящена валютному контролю, органам и агентам валютного контроля. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Агентами валютного контроля названы уполномоченный банки, а также другие профессиональные участники рынка ценных бумаг таможенные и налоговые органы. Координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов валютного контроля обеспечивает Правительство РФ.
Либерализация
внешнеэкономической
Контроль за проведением валютных операций при экспорте и импорте товара
возложен на ФТС РФ и ЦБ РФ.
В соответствии со ст. 199 ТК РФ таможенные органы осуществляют валютный контроль по двум направлениям: 1) за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации национальной валюты, ценных бумаг, обязательства по которым выражены в рублях, валютных ценностей; 2) контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств, т. е. всеми операциями, непосредственно связанными с осуществлением резидентами внешнеторговой деятельности.
В настоящее время ЦБ России совместно с ФТС РФ разработана система мер по совместному проведению валютного контроля при экспорте/импорте товаров, основы которой были заложены Постановлением Совета Министров РФ от 6 марта 1993 г. № 205 "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка". Постановлением были установлены правила проведения валютных операций, включающих выдачу банками подтверждения о регистрации экспортного контракта для расчетов через банк. Кроме того, были приняты нормы об обязательных для банков правилах международных расчетов по импорту товаров, устанавливающих обязанность представлять в банк товарораспорядительный документ, подтверждающий отправку товаров в Российскую Федерацию в качестве
условия платежа по импорту.
Система таможенно-банковского контроля включает следующие направления:
валютный контроль за поступлением в Россию выручки от экспорта товаров (валютный контроль экспорта);
валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (валютный контроль импорта).
Особенности проведения валютного контроля за различные внешнеторговой деятельности предопределены его целями. Основной целью валютного контроля при экспорте товаров является обеспечение контроля за реэкспортом валютной выручки, а при импорте - пресечение незаконного вывоза капитала за рубеж. Этим обусловлены различия в механизме валютного контроля импорта и экспорта.
Валютный контроль за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами об экспортируемом товаре (его стоимости, дате пересечения таможенной России и т. д.), с информацией уполномоченных банков о размере поступивших в оплату валютных средств и о дате их поступления. На данном этапе внешнеэкономической сделки проверяется правильность экспортером своей валютной и рублевой выручки на счет в банке, подписавшем паспорт сделки (ПС) по внешнеторговому контракту.
Уполномоченные банки и таможенные органы обмениваются определенными документами, содержащими информацию о валютных операциях в электронном виде. Одним из таких документов, формируемых в электронной форме, является ведомость банковского контроля. Это документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по внешнеторговому контракту (ПС).
Действительность таможенно-банковского контроля обеспечивается и экономическими мерами. Таможенное оформление товаров не будет выполнено без представления основного документа валютного контроля. Поэтому экспортер представляет в таможенные органы, осуществляющие таможенное оформление экспортируемых товаров, одновременно с грузовой декларацией (ГТД) ксерокопию хранящегося у него оригинала ПС. Таможенные органы проверяют соответствие сведений, содержащихся в представленной экспортером ксерокопии ПС, сведениям, заявленным в ГТД, и условиям контракта.
Экспорт и импорт работ, услуг и объектов интеллекту собственности имеют свои особенности, которые обуславливают особенности их валютного контроля. Они заключаются в том, что не происходит фактического перемещения этих нематериальных объектов через таможенную границу Российской Федерации, и поэтому не требуется их таможенного оформления. Следовательно, операции по экспорту/импорту работ, услуг, объектов интеллектуальной собственности не подпадают под систему таможенно-банковского контроля.
Если механизм валютного контроля за экспортом/импортом основан на сопоставлении соответствующей информации о товаре, передаваемой таможенными органами, с информацией уполномоченных банков о движении денежных средств, то применительно к внешнеторговым сделкам по поводу нематериальных объектов такой механизм невозможен. Поэтому система валютного контроля за платежами в иностранной валюте при экспорте/импорте нематериальных объектов пока находится в стадии формирования.
Тем не менее можно говорить об определенном порядке контроля за экспортом/импортом работ, услуг, объектов интеллектуальной собственности. Во-первых, резидент обязан представить в уполномоченный банк, в котором открыт валютный счет резидента, внешнеторговый контракт, по которому осуществляется экспорт/импорт этих объектов. Во-вторых, банк зачисляет валютную выручку на счет экспортера и производит обязательную продажу части валютной выручки.
1.2. Бартерная сделка.
Внешнеторговая
бартерная сделка - сделка, совершаемая
при осуществлении
Бартер по классическому определению - товарообменная сделка, при которой один товар обменивается на другой, равный по стоимости. Отличительной чертой бартера является отсутствие в сделке платежа за поставляемые и получаемые товары в денежном выражении. Стоимость поставляемого товара компенсируется равной стоимостью встречных поставок товара. Бартер - это своего рода купля-продажа, но с оплатой не денежными средствами, а встречной поставкой товара равной стоимости.
Внешнеторговые бартерные сделки являются разновидностью товарообменных сделок. Российский поставщик за поставляемый экспортный товар получает от иностранного поставщика импортный товар, при этом стоимость товаров эквивалентна.
В России бартерные сделки, в том числе во внешней торговле, получили широкое распространение в 90-х годах с целью сокрытия валютных средств за счет неэквивалентного обмена в рамках заключаемых и реализуемых бартерных контрактов, однако долго оставались вне государственного контроля.
В
целях совершенствования
1) Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок";
2) Постановление Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок".
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами (работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности). К внешнеторговым бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных и иных платежных средств, или так называемый смешанный бартер.
Российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством РФ для исполнения текущих валютных операций (исчисляемые с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами РФ либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности), обеспечить ввоз на таможенную территорию РФ эквивалентных по стоимости товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) с подтверждением факта ввоза соответствующими документами.
Бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двустороннего договора мены, который должен соответствовать следующим требованиям:
а) договор должен иметь дату и номер;
б) договор оформляется в виде одного документа (за исключением бартерных сделок, заключаемых в счет выполнения международных соглашений, - в этом случае допускается оформление договора в виде нескольких документов, в которых должны содержаться сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению, а также установить взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки);
в) в договоре должны быть определены:
- номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товаров;
-
перечень работ, услуг,
-
перечень документов, представляемых
российскому лицу для