Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:52, курсовая работа
Валютные отношения занимают особое место не только в мировом, но и в национальном хозяйстве. На национальном уровне их регулированию уделяется значительное внимание, так как в них как в зеркале отражаются проблемы политики и экономики, дипломатии и коммерции, промышленного производства и торговли. Именно поэтому изучение мирового опыта необходимо для российских предпринимателей.
Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Валютные отношения во внешнеэкономической деятельности
1.1 Механизм валютного контроля и валютного регулирования в РФ……...….2
1.2 Бартерная сделка………………………………………………………………11
Глава 2. Валютный контроль бартерных сделок
2.1 Паспорт сделки - основной документ валютного контроля………………..14
2.2 Осуществление валютного контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..…..21
Список литературы……………………………………………………………..….23
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Валютные
отношения во внешнеэкономической
деятельности
1.1 Механизм валютного
контроля и валютного регулирования в
РФ……...….2
1.2 Бартерная сделка………………………………………………………………
Глава 2. Валютный
контроль бартерных сделок
2.1 Паспорт сделки
- основной документ валютного контроля………………..14
2.2 Осуществление
валютного контроля за исполнением
внешнеторговых бартерных сделок………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предлагает выработку каждой страной собственной валютной политики.
Обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества в настоящее время регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».
Настоящий
Федеральный закон
Для
создания эффективной системы валютного
регулирования и контроля ВЭД в России
стало принятие в 1996 г. ряда законодательных
и нормативных документов, устанавливающих
действенный контроль за бартерными сделками.
Необходимость в принятие мер по упорядочению
бартерных операций диктовалась стремлением
сократить неоправданно высокий их удельный
вес во внешнеторговом обороте страны,
приносящий большие косвенные валютные
потери, особенно из-за неэквивалентного
обмена и несбалансированности экспорта
и импорта бартерных товаров.
Глава 1. Валютные отношения во внешнеэкономической деятельности
Валютные
отношения занимают особое место
не только в мировом, но и в национальном
хозяйстве. На национальном уровне их
регулированию уделяется значительное
внимание, так как в них как в зеркале отражаются
проблемы политики и экономики, дипломатии
и коммерции, промышленного производства
и торговли. Именно поэтому изучение мирового
опыта необходимо для российских предпринимателей.
Регулирование валютных отношений в России возникло после того, как
валютная монополия государства сменилась государственным регулированием этих отношений. Причиной такого рода изменений явилось значительное увеличение объема внешнеэкономических связей России, в результате чего валютные отношения стали играть огромную роль в экономике страны. С точки зрения правового регулирования начало этого процесса было заложено в 1991 г. С принятием Указа Президента РФ "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РФ" выполнение валютных операций было разрешено всем российским предприятиям при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Под государственно-правовым регулированием валютных отношений в РФ понимается деятельность компетентных органов государственной власти по нормативному закреплению:
- порядка совершения валютных операций;
- порядка образования централизованного валютного фонда страны;
- порядка ввоза и вывоза российской и иностранной валюты;
- и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
- мер ответственности за нарушение валютного законодательства.
Правовое регулирование валютных отношений в России осуществляется на законодательном уровне, уровне подзаконных актов, уровне нормативных актов, принимаемых Центральным банком РФ, совместных инструкций ЦБ РФ и ГТК РФ (ФТС). Такое многоуровневое регулирование объяснимо, тем, что Закон РФ 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" содержал лишь основные принципы регулирования валютных отношений, а большинство его статей имели бланкетный характер, т.е. относили определение порядка решения тех или иных вопросов регулирования к ведению Центрального банка России или отсылали к другим нормативным актам. Все аспекты практического регулирования валютных отношений были отнесены к ведению ЦБ РФ, что сделало его фактическим монополистом в сфере валютного регулирования. Практическое применение таких актов вследствие их многообразия вызывает определенные трудности и из-за отсутствия их систематизации.
Особенностью сферы валютных отношений является то, что здесь используются нормы различных отраслей права: гражданского, финансового, административного, т.е. регулирование носит комплексный характер. Тем не менее следует отметить, что в России в начале 90-х годов была создана правовая основа осуществления валютных отношений и валютного контроля, при этом были урегулированы все основные аспекты таких отношений, а именно был определен порядок открытия и ведения валютных счетов, осуществления валютных операций, купли-продажи валюты на внутреннем валютном рынке через валютные биржи непосредственно между уполномоченными банками, а также создана система валютного контроля за проведением валютных операций и расчетов в валюте по экспортным и импортным сделкам. Вступление России в международные валютно-финансовые структуры во многом способствовало этому процессу. В целом законодательное и нормативное регулирование отношений соответствовало как законодательной практике других стран, так и основному требованию Международного валютного фонда по отношению к стране-члену - обязательности отказа от валютных ограничений в своем законодательстве. Российское валютное законодательство в основном отменило существовавшие ранее валютные ограничения по отношению к резидентам, хотя некоторые ограничения валютных операций нерезидентов все еще присутствуют в нашем законодательстве. Это положение можно признать как частично соответствующее международной практике, так как представляется вполне логичным, что государство должно регулировать деятельность нерезидентов на территории своей страны.
Большинство нормативных актов, принятых в 1992-1996 гг., к настоящему времени успело пройти испытание на практике, а с учетом изменений, произошедших в экономике нашей страны в последние годы, способствовало принятию новых правовых актов. Основное место среди них принадлежит Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле".1
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" установил правовые основы и принципы правового регулирована валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования и валютного контроля, определил права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и расположения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации.
Закон отдает приоритет экономическим мерам в реализации государственной политики в области валютного регулирования (ст. 3), воспроизводит конституционные принципы исключения неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов, обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций.
Следует сказать о том, что в действующем Законе 2003 г. даны следующие определения понятия "резидент" и "нерезидент":
«6. Резиденты
а) физические
лица, являющиеся гражданами Российской
Федерации, за исключением граждан Российской
Федерации, признаваемых постоянно
проживающими в иностранном государстве
в соответствии с законодательством этого
государства;
б) постоянно проживающие в Российской
Федерации на основании вида
на
жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в)
юридические лица, созданные в соответствии
с законодательством
Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных и межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятым в соответствии с ними иными федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами.
7. Нерезиденты:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей статьи;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими
лицами, созданные в
соответствии с законодательством
иностранных
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов».
К правам резидентов и нерезидентов Закон относит осуществление, между ними валютных операций за исключением ограничений, предусмотренных в отношении операций, связанных с движением капитала (ст. 7,8,11 Закона).
Для валютных операций резидент обязан оформить специальный счет в уполномоченном банке.
Закон разграничивает права и обязанности по валютным операциям между резидентами и между нерезидентами. В целом валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (ст. 6), а операции между резидентами запрещены. Исключения составляют операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования, операции, связанные с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов) в федеральный бюджет и бюджет субъекта Федерации в иностранной валюте. Без ограничений проводятся валютные операции между резидентами и уполномоченными банками по операциям, отнесенным законодательством к банковским операциям в соответствии с законом (ст. 9).
Валютные операции между
Резиденты Российской Федерации могут открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств. Причем такое право предоставляется им без ограничений, если банки расположены в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии и закрытии таких счетов не позднее одного месяца со дня заключения (расторжения) договора. Для открытия счета (вклада) в банках стран, не входящих в указанные международные структуры, резиденты обязаны пройти предварительную регистрацию открываемого счета в налоговых органах РФ. (ст. 12).