Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 15:51, курсовая работа
Предметом исследования являются валютные отношения России в период рыночных преобразований и роста внешней открытости национального хозяйства, направленность и средства проведения валютной политики на различных этапах экономической трансформации, возможные пути решения насущных проблем в валютной сфере.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. ………….3
1. СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ЦЕЛИ
1.1. Понятие валютной политики ………………………………………………..6
1.2. Цель, как определяющий фактор типа валютной политики ……………8
2. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РОССИИ
2.1. Становление валютной политики России и ее цели в период с 1990
по 2004 гг. ………………………………………………………………………..14
2.2. Целевые ориентиры валютной политики
России в 2005- 2010 гг. ………………………………………………………….21
3. КОРРЕКТИРОВКА ЦЕЛЕЙ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ……………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………... ……………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….37
Уже после введения де-юре полной конвертируемости рубля в середине 2006 г. был отменен ряд оставшихся валютных ограничений. С 1 января 2007 г. россиянам разрешается открывать счета за границей без предварительного уведомления Федеральной налоговой службы. Правительство отменило постановление, обязывавшее законопослушных граждан дожидаться разрешения или запрета налоговиков перед открытием счета. Правда, говорить о полном упразднении контроля со стороны государства нельзя, т.к. сообщать о счете все равно придется, но уже после его открытия. Кроме того, были упрощены правила расчётов с иностранными перевозчиками багажа российских граждан, платежей за обслуживание транспортных средств, взимания аэропортовых и портовых сборов, расчетов при покупке товаров в магазинах беспошлинной торговли [26].
Среди фундаментальных, системных условий обеспечения полной конвертируемости рубля, на создание которых должны быть направлены экономическая стратегия и политика, прежде всего, необходимо удвоение ВВП к 2012 г. Не случайно в послании президента 2003 г. эта приоритетная цель была поставлена рядом с задачей введения конвертируемости рубля. Для достижения этой цели требуются радикальные изменения структуры экономики, о необходимости которых неоднократно говорили и говорят известные российские экономисты. В последнее время этот императив всё более сознают и в высших эшелонах власти. Главным приоритетом при переходе от примитивно-сырьевой «модели» экономики к «экономике знаний», опережающему развитию высокотехнологичных отраслей является восстановление и наращивание научно-технического потенциала.
Зарубежный опыт однозначно показывает, что научно-технический прогресс, адекватный современным социально-экономическим задачам России и ее достойному интегрированию в глобальную экономику и международную финансовую систему, невозможен без активной государственной поддержки. Государственное стимулирование предполагает прямое участие государства в финансировании программ и ключевых проектов, предоставление налоговых, таможенных льгот, гарантий. Настало время для эффективного использования средств стабилизационного фонда и валютных резервов, которые могли бы стать важными источниками финансирования при решении первоочередных социально-экономических задач.
Для функционирования полной конвертируемости рубля необходим ряд условий, относящихся к финансовой сфере. В стране должна быть надежная финансовая система, т.е. устойчивый банковский сектор и достаточно развитой фондовый рынок. Пока российская финансовая система неадекватна задаче ускорения экономического роста. Ее масштабы не соответствуют размерам ВВП. Если сравнивать её с развитыми странами, то окажется, что в Англии величина финансовой системы (капитализация рынка акций, частных и государственных облигаций, активы банковской системы) в 7 раз больше ВВП, во Франции, Германии, Японии – примерно в 6, в США – в 5 раз [26].
Динамика
Одной из главных проблем развития фондового рынка является недостаточно эффективная система его регулирования. Роль такой системы резко возрастает при свободном от ограничений осуществлении операций с ценными бумагами резидентов и нерезидентов, которое является одним из основных признаков полной конвертируемости рубля. В этих условиях на первый план выходит проблема влияния регулирующих органов на отток и приток капитала, резкие колебания которых, как показал кризис 1998 г., чреваты серьезными негативными последствиями для финансовой сферы и экономики в целом.
Сейчас полномочия регулирующих органов по наложению санкций и эффективной реализации функций по правоприменению сильно ограничены, а его статус и организационная форма отстают от современных требований. Регулирующие органы лишены полномочий по противодействию использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами, которым во всем мире объявлена беспощадная борьба.
Для применения рубля в международных расчетах в качестве общепризнанной валюты необходимо, чтобы на рубль был устойчивый спрос у иностранных импортеров российских товаров и участников финансовых рынков, чтобы рубль постоянно котировался на зарубежных валютных биржах. Одним из шагов к этой цели является биржевая торговля нефти в России. Несомненно, что хорошо организованная биржевая торговля – это лучший способ выявления объективной рыночной цены товара. Если цены на российскую нефть будут устанавливаться в долларах, как это принято сейчас в мировой торговле, то это прямо не будет влиять не конвертируемость рубля. Другое дело, если цены на российскую нефть будут формироваться в рублях.
Либерализация валютной сферы и введение полной конвертируемости рубля не означают, что валютная политика и ее важнейшая составляющая – валютное регулирование – утрачивают свое значение. В условиях глобализации и все большей открытости экономики возрастает взаимосвязь национальных монетарных систем. При этом, как уже было отмечено, все возрастающую роль в регулировании движения капитала играет процентная ставка. Одновременно валютный курс сохраняет свое значение, главным образом при осуществлении внешней торговли. В глобальной экономике при конвертируемости валют все большее внимание уделяется мониторингу финансовых операций внутри стран и в сфере международных валютно-финансовых отношений. В этой области в работе выделяются два основных направления: управление рисками, связанными с движением капитала (пруденциальный надзор), и борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем.
Следует отметить, что во второй половине 90-х годов под влиянием серии кризисов страны и международные финансовые организации стали более активно вырабатывать меры, предупреждающие или амортизирующие деструктивное влияние финансовых потрясений на национальные экономики и международную финансовую систему. Меры по регулированию рисков, связанных с движением капитала, обращены к банкам и другим национальным финансовым институтам с тем, чтобы они проявляли благоразумие. Россия также вступила на этот путь. При этом она использует уже имеющийся зарубежный опыт.
При осуществлении финансовых операций банки часто идут на слишком большие риски. Если это происходит при трансграничных капитальных операциях, то внезапные изменения в направлении движения валютных потоков могут иметь печальные последствия для этих банков. Более того, такие изменения могут вызвать шоки в финансовой системе внутри страны и за рубежом. Повышение эффективности управления рисками отдельных банков может стать серьезной преградой для развития крупного финансового кризиса. Опыт стран Азии и России в период после 1997 г. показал, какую негативную роль слабая финансовая система может сыграть в обострении кризисной ситуации [7, c. 331].
Не всегда можно провести четкие различия между пруденциальными мерами и контролем за движением капитала. Если банки за короткий срок создали крупные активы и пассивы, то может возникнуть излишняя неустойчивость валютных курсов и финансовых потоков. Если пруденциальное регулирование в состоянии побудить банки действовать менее рискованно, то такая неустойчивость может снизиться, или ее последствия будут менее серьезными. Влияя на риски банков, пруденциальные меры воздействуют на движение капитала, т.е. фактически решают задачи контроля в этой области. С другой стороны, меры контроля могут иметь пруденциальный эффект, например, в случае, если ограничиваются краткосрочные заимствования банков и их ликвидность.
Финансовые кризисы побудили мировое финансовое и, прежде всего, банковское сообщество работать над снижением издержек и уменьшением рисков своей деятельности. Достижение этих целей происходит за счёт освоения новых стандартов и технологий, для чего используются международные стандарты повышения качества менеджмента, а также решения Базельского комитета по банковскому надзору, известные как «Базель-1», «Базель-2» и «Базель-3». В работе рассмотрены основные положения этих решений.
Основным обобщенным
показателем достаточности
Российские банки до сих пор применяют принципы «Базель-1». В отношении принципов и методов более совершенной системы «Базель-2» в России, по мнению специалистов по банковскому надзору, по-видимому, будет реализован упрощённый стандартный подход к расчёту достаточности капитала.
Противодействие «отмыванию» преступных доходов как форма мониторинга валютных и финансовых потоков возникла в условиях финансовой глобализации, которая создала благоприятную почву для получения огромных доходов криминальным путем. В настоящее время основными источниками незаконных доходов являются торговля наркотиками и финансовые преступления: банковское мошенничество, подлог, обман в сфере вложений в ценные бумаги, «мнимое» банкротство и др. В некоторых странах к ним стали относить и преступления в сфере налогообложения. Средства, полученные в результате подобных правонарушений, приобретают законный вид путем различных механизмов легализации доходов.
В последней трети прошлого и начале нового столетия на уровне ООН, ЕС и в международном банковском сообществе был принят ряд документов и решений, заложивших основу для борьбы с легализацией «грязных» денег. В России борьба с «грязными» деньгами касается внутренних незаконных финансовых операций и вывоза капитала. По различным оценкам, на криминальные деньги приходится 10-15% экспорта капитала. Российские мошенники исходят из того, что более безопасным является вывоз за рубеж криминальных денег, предварительно «отмытых» внутри страны. Для этого создаются фиктивные фирмы, через которые при участии банков легализуются преступные доходы. В последние годы в России принят ряд правовых и инструктивных документов, и создается система противодействия легализации преступных доходов, которая постоянно совершенствуется.
3. КОРРЕКТИРОВКА ЦЕЛЕЙ
ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО
КРИЗИСА
В условиях выхода из мирового финансового кризиса Россия обеспечивает стабильность своей валюты, учитывая и фундаментальные показатели нашей экономики. Всегда должна происходить коррекция с учетом среднесрочных и долгосрочных тенденций платежного баланса страны, торгового баланса страны. А для нашей страны это еще и цена на нефть, приток и отток капитала.
Вызовы глобального кризиса мировой экономики, требующие от валютной политики стран адекватных ответов, связаны, прежде всего, с присущим глобальной экономике противоречием, которое заключается в опережающем росте мировых финансовых ресурсов по сравнению с ростом товарной продукции, т.е. в обостряющемся противоречии между фиктивным и реальным капиталом. Из-за этого транснациональный капитал все больше приобретает характер спекулятивного. Очень важно то, что этот капитал стал самостоятельной сферой мировой экономики с присущими ей структурой, целями и особенностями развития.
Следует отметить, что
специфика международных
В условиях финансовой глобализации отсутствие правил регулирования валютных курсов на национальном (это касается развитых стран) и международном уровнях при том, что процентные ставки являются объектом регулирования со стороны центральных банков, приводит к асимметрии, которая не способствует стабильности международной финансовой системы. Либерализацию нельзя рассматривать как самоцель. Она является способом совершенствования финансовой системы. Главное – это не либерализация, или дерегулирование, а создание механизма регулирования, обеспечивающего эффективную работу этой системы.
В конце 2008 года девальвировали свои валюты примерно 30 стран, в том числе Индия, Бразилия, Чехия, Венгрия, ряд стран Центральной и Восточной Европы и другие. Кудрин заметил, что эти страны девальвировали свои валюты за последний месяц больше, чем на 10% в связи с тем, что у них не было достаточных золотовалютных резервов.
Доходы
от размещения Резервного фонда и
Фонда национального
В перспективе развития российского валютного рынка уход от международных расчетах в долларах [27].
Так, во время поездки в
Переход на взаиморасчёты в национальных валютах можно рассматривать как скрытый удар по американской экономике. Многие мировые страны постепенно отказываются от американской валюты.