Валютная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются валютные отношения России в период рыночных преобразований и роста внешней открытости национального хозяйства, направленность и средства проведения валютной политики на различных этапах экономической трансформации, возможные пути решения насущных проблем в валютной сфере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. ………….3
1. СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ЦЕЛИ
1.1. Понятие валютной политики ………………………………………………..6
1.2. Цель, как определяющий фактор типа валютной политики ……………8
2. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РОССИИ
2.1. Становление валютной политики России и ее цели в период с 1990
по 2004 гг. ………………………………………………………………………..14
2.2. Целевые ориентиры валютной политики
России в 2005- 2010 гг. ………………………………………………………….21
3. КОРРЕКТИРОВКА ЦЕЛЕЙ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ……………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………... ……………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

          Ситуация в финансовой сфере осложнилась тем, что в начале 1996 г. на рынок государственных облигаций (ГКО и ОФЗ) были допущены иностранные игроки. Этот рынок непосредственно связан с валютным, т.к. облигации были номинированы в рублях и нерезидентам постоянно приходилось обменивать доллары на рубли при их покупке и рубли на доллары при переводе прибыли за рубеж. Доля иностранцев на рынке ГКО в 1996-1997 гг. быстро возросла. В 1997 г. она официально оценивалась Банком России в 25%, но в действительности была выше, если учесть использование «серых» (т.е. полулегальных) схем операций. К осени 1998 г. у нерезидентов было ГКО – ОФЗ примерно на 20 млрд. долл. Когда начался быстрый отток долларов за рубеж, пирамида этих облигаций рухнула и разразился беспрецедентный валютно-финансовый кризис [7, c.129].

          Финансовый крах 1998 г. можно охарактеризовать как  валютный кризис, отягощенный расстройством государственных финансов, механизмов фондового и кредитного рынков. Этот кризис стал выражением кризисного состояния всей экономической системы, структуры производства и экономической политики.

          Среди причин этого  финансового потрясения необходимо подчеркнуть роль валютного фактора. Именно фиаско рубля послужило спусковым  механизмом для других факторов, прежде всего кризиса государственных финансов, обрушения пирамиды ГКО. Это было подготовлено отсталостью структуры и деградацией реального сектора, слабостью банковской системы, хроническими неплатежами и другими причинами. Правильное определение роли режима валютного курса в комплексе причин кризиса имеет принципиальное значение, учитывая, что в условиях неразвитости средств денежно-кредитной политики и финансовой системы в России валютный курс является важнейшим инструментом экономической политики и защиты экономики от финансовых потрясений.

          В самом грубом виде механизм возникновения кризиса  складывался из следующих звеньев: роста курса рубля, ухудшения  в результате этого баланса по текущим операциям, оттока капитала в ожидании девальвации, исчерпания валютных резервов и обвала рубля. Кризис вызревал с 1995 г., когда был введен валютный коридор и, вскоре после этого, курс рубля стал завышенным. Ситуацию можно было спасти на этой ранней стадии с помощью девальвации рубля. Ведь искусство проведения адекватной курсовой политики как раз и состоит в своевременном повышении или понижении курса национальной валюты. Однако правительство впало в панику и в дополнение к слишком запоздалой девальвации рубля объявило совершенно лишенный смысла дефолт, хотя в середине 1998 г. весь государственный долг России составлял менее 60% ВВП, т.е. уровень его не был критическим [7, c.131].

          Валютная политика в течение года, который предшествовал  кризису, выражалась, в основном, в изменениях курсового режима. К середине 1998 г. курс рубля оказался сильно завышенным. Расхождение между паритетом покупательной способности рубля, который к середине 1998г. оценивался в 4,3 руб. за 1 долл. США, и его рыночным курсом достигло примерно 40%. Усилился отток иностранного капитала из сектора номинированных в рублях государственных ценных бумаг. В условиях экономической неопределенности вложения в иностранную валюту стали наиболее привлекательным видом активов практически для всех экономических агентов. Это усиливало давление на рубль, способствовало сохранению высоких девальвационных ожиданий. В этой ситуации определенную помощь Банку России мог бы оказать стабилизационный кредит МВФ в 4,8 млрд. долл., предоставленный России за 20 дней до черной даты 17 августа 1998г. Однако по трудно объяснимым причинам около 4 млрд. долл. из этого кредита было перечислено Банком России в американские банки, а на поддержание курса рубля пошёл только 471 млн. долл [26].

          Глубинную причину  финансового кризиса следует  искать в состоянии производства. В основе грандиозного обвала финансово-банковской сферы России лежат беспрецедентно разросшиеся масштабы неликвидности реального сектора экономики, неуклонное оскудение его финансовых ресурсов вследствие хронического экономического спада. Известно, что к началу 1998 г. результатом затянувшейся рецессии, сократившей на 50% ВВП, на 60% – промышленность и на 40% – сельское хозяйство, стал не только выход из строя значительной части производственного потенциала, но и повсеместное падение уровня рентабельности еще действовавших мощностей.

          Рост бюджетного дефицита сопровождался быстрым увеличением внутреннего государственного долга, который на 1 сентября 1998 г. достиг 699 млрд. руб. Внешний долг составлял около 150 млрд. долл. В этих условиях власти не нашли ничего лучшего, как объявить дефолт. Рост недоверия иностранных инвесторов был вызван, в первую очередь, отсутствием уверенности в способности российских властей защитить рубль, тогда как способность правительства обслуживать свой рублевый и валютный долг фактически не ставилась под сомнение.

          Финансовый кризис временно приостановил проведение курса на валютную либерализацию, который был продолжен в первые годы нового века. В июне 2001 г. президент подписал поправки к Закону «О валютном регулировании и валютном контроле», которые предусматривали дальнейшую либерализацию валютного режима. В частности, российским гражданам было разрешено без согласования с Банком России переводить за рубеж до 75 тыс. долл. в год для покупки ценных бумаг. Машиностроительным предприятиям и строительным организациям был продлен срок возврата валютной выручки соответственно до трех и пяти лет.

          Новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»  был подписан президентом 10 декабря 2003 г. и вступил в силу через  полгода после официального опубликования. Если сравнивать этот Закон 2003 г. с соответствующим Законом 1992 г. с точки зрения его либеральности, то следует признать, что новый Закон означал фактически полную либерализацию валютной сферы. В работе рассмотрены основные положения этого Закона [4].

          В нем сказано, что  резиденты открывают без ограничений  счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии таких счетов.

          В свою очередь, нерезиденты  имеют право открывать банковские счета в иностранной валюте и рублях только в уполномоченных банках.

          Согласно Закону, уполномоченные банки – это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством российской федерации и имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

          По этому Закону ввоз в Россию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований российского таможенного законодательства [4].

          С учетом содержания Закона, закрепляющего широкую либерализацию валютного режима, положения о валютном контроле носят, в основном, формально-бюрократический характер. Все сводится к контролю за правильностью оформления и регистрации документов, необходимых для совершения валютных операций. Нормы валютного контроля мало влияют на валютное регулирование, поскольку сам контроль излишне либерален.

          В целом, новый валютный Закон, по моему мнению, нельзя признать удачным ни по содержанию, ни по форме. С точки зрения валютной либерализации он преждевременно создал валютную «вольницу», т.к. юридически закрепил возможность увода капитала за рубеж.  

    2.2. Целевые ориентиры валютной политики

      России в 2005- 2010 гг.  

    Особенность валютной политики России в последние годы состоит в том, что в ее основе нет никакой конструктивной концепции. Поэтому (и это показано в работе) она отличается непоследовательностью и противоречивостью. До сих пор валютная политика не является органической частью общеэкономической политики, практически не учитывается в правительственных программах социально-экономического развития страны. Только при составлении бюджета принимается во внимание возможное изменение курса рубля к доллару в следующем году. Между тем средства валютной политики, прежде всего валютный курс рубля, могут и должны использоваться для структурной перестройки промышленности, повышения ее конкурентоспособности и защиты внутреннего рынка [7, c.322].

          Необходимость концепции  валютной политики связана с тем, что такая концепция позволяет  определить обоснованные, надежные ориентиры  для ее проведения, наметить более выверенные цели общеэкономической, денежно-кредитной и финансовой политики и средства их достижения, дать оценку возможных изменений в действии важнейших внутренних и внешних факторов, влияющих на процессы в валютной сфере. В концепции должны учитываться ошибки и просчеты прошлого, а также позитивный и негативный зарубежный опыт.

          Думается, что концепция  валютной политики на перспективу была бы хорошим подспорьем в работе Банка  России при подготовке «Основных  направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на каждый год, прогнозов развития российской экономики в Министерстве экономического развития и торговли. В работе намечен ряд основных подходов к выработке концепции валютной политики и дана ее примерная структура.

          В работе отмечается, что проблему «укрепления» рубля  необходимо рассматривать с учетом роли его курса в развитии отечественной экономики и особенностей монетарной политики в условиях, когда определяющим фактором хозяйственного роста является очень благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, т.е. высокие цены на нефть, обеспечивающие постоянный массовый приток иностранной валюты в страну.

          Следует обратить внимание на то, что функции курса рубля  в экономике России имеют свою специфику. В макроэкономическом плане курс выполняет, прежде всего, бюджетную, точнее, фискальную функцию, поскольку «закладывается» в проект бюджета в качестве одного из главных факторов его формирования (наряду с приростом ВВП, темпом инфляции и ценой на нефть). Фискальная функция рубля проявляется в том, что от его величины прямо зависит сумма направляемых в бюджет доходов от экспортной пошлины на нефть и поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Таможенная пошлина при экспорте нефти устанавливается в долларах США, а взимается в рублях. НДПИ рассчитывается по формуле, в которую входит курс доллара к рублю, специально установленный для расчета этого налога. Отметим, что согласно данным об исполнении бюджета за 2005г. доля всех доходов ВВП составила 23,7%, в том числе доля таможенных пошлин (значительная часть которых приходится на экспортную пошлину на нефть) равнялась 7,5%, а на НДПИ приходилось 3,9% [7, c. 329].

          От величины курса  во многом зависит объем денежной массы, поскольку валютный курс находится на стыке внутреннего денежного и валютного оборота, обеспечивая их взаимодействие.

          Роль курса и  курсовой политики во внешнеэкономической  сфере проявляется в перераспределении доходов между экспортёрами и импортёрами, а также в его влиянии на движение капитала.

          В работе рассмотрена  система курсовых соотношений рубля  с иностранной валютой.

          В связи с «укреплением»  рубля, прежде всего в результате роста инфляции, как уже отмечалось, возник большой дисбаланс между ростом курса рубля к иностранным валютам и его обесценением по отношению к товарам на внутреннем рынке. Это не способствует устойчивости российской национальной валюты. В борьбе с «укреплением» рубля основным средством может быть изменение курсовой политики Банка России в сочетании с системой антиинфляционных мер. Конечно, Банку России придется и дальше лавировать между опасностью роста инфляции и повышения курса рубля. Это требует большого искусства, учитывая ограниченный набор инструментов монетарной политики, который пока использует Банк России. Автор курсовой работы разделяет точку зрения, согласно которой теперешняя ситуация требует не замедления роста реального курса рубля, а его стабилизации. Это значит, что нужно снижать номинальный курс рубля, причем снижать его примерно на ту же величину, на которую повышается общий уровень цен в стране.

          В условиях глобального экономического кризиса конвертируемость валюты является необходимым условием и способом осуществления полноправного и эффективного участия страны в международном разделении труда. При режиме полной конвертируемости любые юридические или физические лица, как отечественные, так и иностранные, располагая той или иной суммой денег данной страны, обладают безусловным правом свободно расходовать их по собственному усмотрению для приобретения товаров и услуг на наиболее дешевом рынке (внутреннем или внешнем) либо использовать их в инвестиционных целях внутри страны или за рубежом с наибольшей выгодой для себя. Чтобы осуществить право выбора, владелец данной валюты должен обязательно располагать правом ее свободного обмена на иностранные денежные единицы и наоборот. Реально, полностью конвертируемая валюта данной страны должна быть признана в качестве надежного общепринятого средства международных расчётов, котироваться на мировых валютных рынках, пользоваться доверием к ней экономических агентов разных стран.

Информация о работе Валютная политика государства