Управление в системе таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.
Гипотеза: успех деятельности таможенного органа зависит именно от управленческих способностей, особенностей и стиля управления руководящего состава, которые могут наилучшим образом оказывать влияние на подчиненных.
Задачи:
Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.

Работа содержит 1 файл

k.docx

— 95.74 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Филиал  Федерального государственного образовательного учреждения

     высшего профессионального образования  «Московский государственный университет  культуры и искусств» в городе Норильске 
 

     Допущен к защите

     зав. кафедрой:

     __________________________

     «____»_______________2011 г. 
 
 

     Курсовая  работа

     по  дисциплине таможенное право

     УПРАВЛЕНИЕ  В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 
 

     Студентки III курса, Хасановой Дарьи Олеговны,

     Работа  защищена

     « » 2011 г.

     С оценкой______________  
 
 
 
 
 

     Норильск, 2011

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     В условиях становления цивилизованных рыночных отношений в нашей стране перед государственными службами стоит  задача создания целостной, эффективной  и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном  использовании организационных  воздействий. Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей  и другие реалии современности приводят к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных  служб, что предполагает, с одной  стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — качественные изменения во всей структуре и методах управления.

     Поэтому проблема эффективного управления является одной из наиболее актуальных и практически  значимых проблем в комплексе  взаимосвязанных аспектов развития таможенной службы.

     Проблематика  темы заключаются в, зачастую, неосознанности того, что именно управленческие процессы взаимодействия руководителя на подчиненных предопределяют успех совместной деятельности таможенного органа. Ведь само по себе управление в системе таможенных органов во многом зависит именно от руководителя, его личных качеств, стиля управления, методов воздействия, организационной структуры, согласно которой осуществляются процессы управления.

     Проблема  совершенствования управления организациями  являлась предметом исследований многих зарубежных и российских ученых. Теории контроллинга на предприятии посвящены  работы зарубежных и отечественных  экономистов Э.Майэра, Р.Манна, Х.Фольмута, Е.А..Ананькиной, С.В.Данилочкина, Н.Г. Данил  очкиной, В.М.Носова, С.Г.Фалько, А.М.Карминского, А.М.Оленева, А.Г.Примак и других.

     Объект  исследования: процессы управления в  таможенных органах Российской Федерации.

     Предмет исследования: управление в системе таможенных органов.

     Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.

     Гипотеза: успех деятельности таможенного органа зависит именно от управленческих способностей, особенностей и стиля управления руководящего состава, которые могут наилучшим образом оказывать влияние на подчиненных.

     Задачи:

  1. Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
  2. Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
  3. Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.
  4. Проанализировать личность руководителя таможенного органа и принципы эффективности его управления.

     Методы  исследования: сбор, анализ и систематизация научной литературы по выбранной теме.

     Методологическую  базу исследования составили идеи об управлении в таможенной системе Дегтярева В. Г., Толкушкина А.В. Коган М.В., Шабановой В.А.

     Практическая  значимость заключается в рассмотрении положений эффективного механизма  совершенствования управления в  таможенных органах, позволяющего таможенной службе выполнять возложенные на нее задачи на более высоком качественном уровне, а так же повышении уровня заинтересованности руководителей органов таможенных служб в данной проблеме.

     Структура: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, списка использованной литературы и приложений.

     Первая  глава рассматривает общие принципы, сущность и функции управления в системе таможенных органов, а так же требования, к ним предъявляемые.

     Во  второй главе анализируется управление, то есть взаимоотношение руководителя и подчиненных, в рамках одного конкретного  таможенного органа, так же рассматривается организационная структура, как один из факторов влияния на взаимодействия руководителя и подчиненных, и сама личность руководителя.

     Характеристика  литературы: основным источник для данного исследования послужил журнал «Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской Таможенной Академии», в котором рассмотрены основные психологические и управленческие аспекты деятельности таможенных органов: личность руководителя таможенного органа, эффективность его управления, особенности управления в системе таможенных органов и многое другое.

 

     ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 

     Современное таможенное дело - это сложная динамическая система, управление которой можно  определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический  процесс, осуществляемый с помощью  различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенной деятельности они являются взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой  определяет эффективность внешнеэкономической  деятельности РФ.

     1.1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

 

     Статья  1 редакции Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г. определяет, что «общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации»1.

     Применительно к таможенному делу термин «общее руководство» включает в себя выбор  стратегии и тактики осуществления  таможенного дела, определение его  основных направлений, конкретных составных  частей, координацию и контроль за их развитием, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, имеющих значение для экономического Суверенитета и  экономической безопасности России.

     Таможенные  органы составляют единую федеральную  централизованную систему и включают федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

     В систему таможенных органов также  входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются для обеспечения деятельности таможенных органов (приложение 1).

     Важным  компонентом управления является сам процесс управления. Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления2.

     Процесс управления отличается специфическим  содержанием, в котором выделяются: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.

     Методологический  аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения.

     Цель  - это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая система, то есть это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.

     Управленческая  ситуация - это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя.

     Проблема  - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения.

     Принятие  управленческого решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути.

     Функциональный  аспект - это реализация общих функций управления в определенной последовательности.

     Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности в ресурсах управляемой системы и оценкой их использования.

     Организационный аспект заключается в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.

     Социальный  аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации управления, и выражается как последовательность человеческих и человекомашинных операций.

     Информационный  аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (добывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации).

     Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать  следующим образом: операции целеполагания; операции информационной работы; операции аналитической работы и проектирования вариантов решения; операции выбора варианта действия; операции организационно-практической работы. Распределение операций по этапам управления и названным группам приведено в приложении 2.

     Таможенная  деятельность находится на стыке  внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением  ее важнейших социально-экономических  и внешнеэкономических программ и планов. Главной целью управления в системе таможенных органов, то есть целью стратегического управления, является обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

     Достижение  этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач.

     В зависимости от той роли, которую  играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления3. В таможенных органах наиболее часто применяются «ситуационное управление», «программное управление» и «целевое управление».

     Ситуационное  управление имеет место на всех уровнях  иерархии управления в таможенных органах, так как строится главным образом  по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается  большого значения.

     Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы с указанием  последовательности ее выполнения.

     Этот  тип управления наряду с вышеуказанным  является часто применяемым в  управленческой деятельности таможенных органов.

     Наиболее  рельефно этот тип управления просматривается  в решении фискально-контрольных  задач по формированию доходной части  федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и  оборудовании сети автомобильных пунктов  пропуска через таможенную границу  и других.

     В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.

     Содержанием целевого управления является его исключительно  высокая аналитичность при определении  проблемы управления; предельно строгое  и четкое формирование цели управления; структуризация проблемы управления, построение «дерева целей»; строгое  согласование «дерева целей» с «деревом задач», достаточно высокая корреляция между «деревом целей», «деревом задач» и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры  системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка.

     В целевом управлении большую роль играет прогнозирование.

     В практике управления его типы нередко  применяются в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание  программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключительно важное значение.

     Из  двух рассматриваемых компонентов  управления - структуры и процесса - более динамичным является процесс  управления, поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения  в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру  процесс управления уже не вкладывается, когда структура создает существенные помехи, становиться тормозом развития управления, а, следовательно, и всей системы управления в целом.

Информация о работе Управление в системе таможенных органов