Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

В государственных доходах таможенным платежам (налогам и сборам) принадлежит важнейшее место, и само существование государства неразрывно связано с их взиманием. Таможенные платежи выплачиваются в соответствии с Конституцией РФ и принятыми на ее основе законами и другими нормативными актами.

Содержание

ведение……………………………………………………………………3
Глава 1. Становление понятия уклонения от уплаты таможенных платежей и ответственности за него в уголовном законодательстве России……………………………………………………………………………6
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей…………………………………………………………………………15
2.1. Объект и субъект уклонения от уплаты таможенных платежей…………………………………………………………………………15
2.2. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: трудности в разграничении…………………………………..............................18
Заключение………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………….34
Приложение 1. Внешнеторговый оборот (по данным таможенной статистики), млн. долларов, всего……………………………………………36
Приложение 2. Экспорт (по данным таможенной статистики), млн. долларов, всего…………………………………………………………………37
Приложение 3. Импорт (по данным таможенной статистики), млн. долларов, всего…………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

курсовая (2).docx

— 64.81 Кб (Скачать)

Товары при перемещении  через таможенную границу таможенного союза подлежат обложению таможенными платежами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Согласно ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы.

Рассмотрим особенности  преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ. Для того чтобы дать исчерпывающую  характеристику рассматриваемого деяния, необходимо обратиться к нормам ТК ТС и определить понятийный аппарат. Согласно ТК ТС таможенные сборы - это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов таможенного союза.

Ввозная или вывозная таможенная пошлина - это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывозе товаров с этой территории. Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, - это обязательные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет.

Сумма таможенного платежа  имеет непосредственное значение для  установления признаков состава  ст. 194 УК РФ. Порядок исчисления, а  также сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в соответствии с ТК ТС, Налоговым кодексом РФ, Законом  РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе", Постановлением Правительства  РФ от 27 ноября 2006 г. N 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 "Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" и другими федеральными и региональными нормативными актами. Например, по общему правилу при ввозе товаров таможенные пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию таможенного союза или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации.

По смыслу и по тексту ст. 194 УК РФ уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых как с организаций, так и с физических лиц. Вместе с тем известно, что субъектом преступления по российскому уголовному праву могут быть только физические лица. Анализ признаков субъекта по ст. 194 УК РФ и признаков лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин и налогов, позволяет сделать вывод о том, что с юридической точки зрения уголовное и таможенное законодательство не находятся в противоречии. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов. Кроме того, ст. 79 ТК ТС в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов признает декларантов и иных лиц, на которых возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. Соответственно на этих же субъектов будет возложена и уголовная ответственность при наличии соответствующих к тому оснований.

С уголовно-правовой точки зрения представляют интерес ситуации, когда  субъект получает право не уплачивать таможенные пошлины и налоги. Помимо общих уголовно-правовых обстоятельств, освобождающих субъекта от ответственности, в данной области действуют и  особые обстоятельства. Их содержание следует не из уголовного, а из таможенного  законодательства. Пункт 2 ст. 80 ТК ТС предлагает исчерпывающий перечень таких обстоятельств: " Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются: 1) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры; 2) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов; 3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза; 4) если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение".

Несомненно, толкование норм таможенного и уголовного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что наличие указанных выше обстоятельств делает сложным применение ст. 194 УК РФ. Представляется, что в такого рода ситуациях речь идет об отсутствии материальных оснований уголовной ответственности, поскольку субъект полностью или на определенное время освобожден от обязанности вносить таможенный платеж в соответствии с законом. В целом анализ положений ст. 194 УК РФ и корреспондирующих положений Таможенного кодекса позволяет сделать вывод о том, что изменения самой диспозиции ст. 194 УК и изменения бланкетной нормативной базы (нормы ТК ТС) существенно сузили формально - юридические основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Уголовная ответственность наступает за такое уклонение, которое сопряжено с повышенной степенью общественной опасности (в связи с повышением размера неуплаченных сумм). Менее опасные деяния, объективная сторона которых также выражается в уклонении от уплаты таможенных платежей, подпадают под действие иных отраслей законодательства. Видимо, следует говорить о том, что произошло разумное смещение юридической ответственности за такое экономическое правонарушение, как уклонение от уплаты таможенных платежей в сферу отраслевого регулирования за пределами уголовного законодательства. При этом сохраняется роль положений Таможенного кодекса как бланкетного источника установления критериев оснований уголовной ответственности за данное деяние.

Объект преступления - установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей. При установлении объективной стороны преступления необходимо прежде всего доказать наличие предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния, которое представляет собой внешнее проявление преступного поведения лица.

Объективная сторона уклонения  от уплаты таможенных платежей включает в себя: нарушение порядка пользования  и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам; действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение; действия, направленные на возврат уплаченных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований; нарушение сроков уплаты таможенных платежей; выдача без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрата или недоставление в таможенный орган Российской Федерации товаров, транспортных средств и документов на них; неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенную таможенную процедуру. Такие противоправные деяния образуют состав преступления при условии, что уклонение от уплаты таможенных платежей совершено в крупном размере (ч. 1 ст. 194 УК РФ). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей или нескольких действий по неуплате таможенных платежей, то необходимо учитывать, что неуплата всех платежей охватывалась единым умыслом обвиняемого. Предметом доказывания являются и квалифицирующие признаки объективной стороны рассматриваемого преступления: совершение двух и более фактов уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, где каждый из вменяемых эпизодов представляет собой самостоятельное преступление, не охватываемое единым умыслом виновного; уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере (п. "г" ч. 2 ст. 194 УК РФ). Доказыванию при уклонении от уплаты таможенных платежей, кроме признаков, описанных в диспозиции ст. 194 УК РФ, подлежат и иные имеющие значение для правильного разрешения дела: время, место, способ и другие обстоятельства совершения деяния. Если же они остались невыясненными, если не известны ни время, ни место, ни способ совершения деяния, то и само это деяние нельзя признать установленным. Без определения времени совершения преступления невозможно решить вопросы о действии уголовного закона во времени, применении срока давности, проверить выдвинутое обвиняемым алиби и т.п. Для привлечения к ответственности за нарушение сроков уплаты таможенных платежей следует исходить из того, что под установленными сроками, указанными в диспозиции ст. 82 ТК ТС, следует понимать сроки, устанавливаемые таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством.

За нарушение сроков уплаты таможенных платежей, не образующих крупный  размер, установлена административная ответственность (ст. 16.22 КоАП РФ).

По каждому уголовному делу должен быть установлен способ совершения преступления, т.е. комплекс осуществляемых лицом в определенной последовательности действий, которые приводят к преступному  результату. Без определения порядка, метода, последовательности и целенаправленности деяния в большинстве случаев  не представляется возможным установить, является ли данное деяние преступным. Осуществление преступных действий определенным способом иногда свидетельствует  и о невиновности в этом конкретного  лица (например, использование такого способа, который требует наличия  определенных полномочий, знаний, навыков  и т.п., отсутствующих у подозреваемого). Способы совершения преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, в законе не указаны, они  могут быть различными и на квалификацию не влияют.

Субъект уплаты таможенных платежей, как это происходит и  с налоговыми платежами, стремится  к законной минимизации таможенных и налоговых платежей. Возможно, при этом он неверно оценивает  юридическую природу совершенных  им сделок, процедуру перемещаемого имущества, свои обязанности в отношении декларирования товаров и т.п. Это подтверждается большим количеством дел о спорах между юридическими лицами и таможенными органами, которые рассматриваются в арбитражных судах, причем значительная часть исков налогоплательщиков, в том числе плательщиков таможенных платежей, арбитражными судами удовлетворяется. Поэтому в таких случаях не стоит оказывать ненужное воздействие на хозяйствующие субъекты, чтобы не расходовать понапрасну ресурс правоохранительных органов, их силы и средства. В этом смысле было бы правильно разграничивать действия по уклонению от уплаты таможенных платежей, могущие образовать при наличии указанных условий состав данного преступления, и действия, которые, будучи, возможно, неправомерными, образуют предмет спора, решаемого в судебном порядке. Это трудная проблема, и можно лишь посоветовать шире использовать помощь специалистов в области таможенного дела, могущих дать объективную правовую оценку положения.

Проводя юридический анализ норм ст. 194, нельзя не обратить внимания на схожесть состава преступления с  составом, предусмотренным ст. 188 УК РФ "Контрабанда". Контрабанда  посягает на монополию внешней торговли государства со всеми вытекающими  отсюда негативными последствиями  для экономики Российской Федерации.

Многие юристы утверждают, что содержащиеся в ст. ст. 188 и 194 УК РФ нормы фактически являются одним  и тем же преступлением. Дело в  том, что с учетом статистических данных ФТС России ст. 194 УК РФ не работает. За 2009 г. правоохранительной службой  по ст. 194 УК РФ - 1% возбужденных уголовных  дел. В 2009 г. таможенными органами Российской Федерации возбуждено 5757 уголовных  дел, что на 15,4% больше, чем в 2008 г. (4988 дел).

На протяжении 2009 г. в структуре  таможенных преступлений преобладала  контрабанда, доля которой в общем  количестве возбужденных уголовных  дел находилась на уровне 87%. По ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации возбуждено 5032 дела, что на 8% больше, чем в 2008 г. (4647 дел).

По подозрению в совершении преступления в отчетном периоде  задержано 524 лица (в 2008 г. - 448). К 225 лицам  применялась мера пресечения в виде заключения под стражу (в 2008 г. - 138). В суды с обвинительными актами направлено 717 уголовных дел, что на 2% больше по сравнению с 2008 г. (704). По 573 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры (в 2008 г. - 547). Стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила около 14 млрд. рублей (в 2008 г. - 13,6 млрд. рублей), сумма неуплаченных таможенных платежей - 916,5 млн. рублей (в 2008 г. - 1,3 млрд. рублей).

В связи с уклонением от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК России) возбуждено 257 уголовных дел.

Несомненно, оба этих преступления являются сходными, но ни в коем случае не являются идентичными. С точки  зрения направленности умысла различают  преступление, ответственность за которое  предусмотрена ст. 188 УК РФ, и преступление, ответственность за которое предусмотрена  ст. 194 УК РФ. При контрабанде умысел преступника направлен именно на перемещение товаров через таможенную границу. В данном случае можно рассматривать  пример, когда товар ограничен, запрещен к ввозу, к нему применяются меры нетарифного регулирования. При  уклонении же от уплаты таможенных платежей умысел преступника направлен  на избежание материальных затрат по таможенному оформлению. Уточнения  требует умысел уклонения от уплаты таможенных платежей. Исходя из анализа  ст. 194 УК РФ, умысел данного преступления прямой, но данный вопрос представляется спорным, так как при заполнении декларации возможно не умышленное скрытие  информации, а допущение неумышленной ошибки.

Сложности разграничения  контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей во многом возникают  в связи с тем, что обе статьи, предусматривающие ответственность  за совершение этих преступлений, содержат бланкетные диспозиции и для их толкования необходимо учитывать целый ряд  предписаний таможенного законодательства, а также сложившуюся судебную практику в части оценки их содержания и смысла.

При контрабанде действия направлены на обеспечение незаконного  перемещения предметов через  таможенную границу. Недекларирование или недостоверное декларирование в ст. 188 УК рассматривается несколько  иначе, чем иные способы незаконного  перемещения. Законодатель указывает  на перемещение, сопряженное, т.е. сопровождаемое, с недекларированием или недостоверным  декларированием, а не совершаемое, например, помимо или с сокрытием  от таможенного контроля, т.е. путем  ухода от него. В случае же уклонения  от уплаты таможенных платежей цель действия (бездействия) - уменьшение таможенной стоимости товаров, полное или частичное  уклонение от уплаты таможенных платежей. Основания возможности перемещения  товаров или иных предметов через  таможенный контроль определяются исходя из установленных ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" принципов, из задач защиты страны от проникновения  предметов, противоречащих началам  нравственности, вредных для здоровья и пр. Основания же уплаты и размер таможенных платежей определяются, исходя из бюджетных задач, тарифной политики, необходимости защиты отечественного предпринимателя и т.д. Следовательно, если действия (бездействие) направлены на то, чтобы уменьшить сумму этих платежей либо вообще избежать их уплаты, деяние подпадает под ст. 194 УК РФ. К таким действиям на практике относят: заявление недостоверных сведений о таможенной процедуре, таможенной стоимости, что дает основания для снижения таможенных платежей. При этом указанные сведения не влияют и не могут влиять на принятие решения о разрешении переместить товары через таможенную границу, поскольку их внешний вид либо сведения об их идентификационных признаках не изменялись.

Информация о работе Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей