Торговая и таможенная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 10:39, реферат

Описание работы

В данной работе рассматривается структура и характер внешней торговли, а также таможенная политика Российской империи в конце XIX - начале XX века.

Содержание

Введение
o 1. Таможенная политика России в 90-х гг. ХIХ века
o 2. Таможенная политика России в начале ХХ века
o 3. Внешняя торговля Российской империи в начале XX века

Работа содержит 1 файл

реферат таможня.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Первые советские  таможенные тарифы были приняты в 1922 году: в феврале - по европейской  привозной торговле, в июле- по европейской вывозной торговле. В их основу был положен довоенный русский таможенный тариф.

3. Внешняя торговля  Российской империи в начале XX века

Оборот внешней  торговли России увеличился с 1900 по 1913 г. в два с лишним раза. Царизм всячески продолжал форсировать экспорт, добившись за все эти годы активного торгового сальдо, являвшегося важнейшим источником расплаты по внешним займам и т.д. Однако в динамике вывоза и ввоза имелись колебания, определявшиеся кризисами, неурожаями и т.д. Объем вывоза снижался в годы сильной депрессии, граничившей с кризисом в 1907 и 1908 гг., имелось также снижение и в 1912 г.; объем ввоза также снижался несколько раз в довоенный период.

Несмотря на получение значительного активного  сальдо от внешней торговли за все эти годы, напряженность платежного баланса не уменьшалась. За 1898-1913 гг. актив платежного баланса складывался из следующих статей: поступления от экспорта 17435 млн. руб., инвестиции иностранных капиталов в промышленность, банки и т.д. 2225 млн., государственные займы 2000 млн. и прочие поступления 240 млн.; а всего 21900 млн. руб.; структура пассива была такая: платежи по импорту 13313 млн. руб.; проценты, дивиденды и выкуп ценных бумаг 5400 млн., расходы русских за границей 2000 млн., прочие расходы 415 млн., увеличение золотого фонда 772 млн. руб.

Первый год  войны дал большое снижение внешней  торговли и пассивное торговое сальдо, которое оставалось и во все последующие  годы войны. Снижение вывоза во время  войны по физическому объему было еще больше ввиду роста цен на товары. Резкое превышение ввоза над вывозом способствовало тому огромному возрастанию внешнего государственного долга, о котором мы говорили выше.

Сальдо от внешней  торговли за это время было меньше платежей, связанных с выплатами  по государственным займам. Правда, в годы перед войной росла добыча золота в стране: в 1900 г. было добыто 38,8 т, в 1909 г. - 48,0 т, в 1911 г. - 52 т. Однако и с учетом этого обстоятельства свести платежный баланс можно было лишь при условии получения новых внешних займов, ложившихся тяжелым бременем на трудовой народ.

Структура внешней  торговли России и в период монополистического капитализма отражала характер страны, отставшей в экономическом отношении. Экспорт хлеба продолжал играть главную роль среди товаров, вывозимых из России, достигая в отдельные годы огромной цифры (847 млн. пуд. в 1910 г., или 18% валового сбора); экспорт форсировался в целях получения активного сальдо, а также и тем, что этот период характеризуется значительным повышением цен на хлеб на мировом рынке.

Вывоз хлебных  товаров составлял в отдельные  годы несколько больше половины всего  экспорта, как, например, в 1905 и 1909 гг. Кроме  хлебных товаров основными статьями экспорта являлись лес, яйца, масло, лен, кожи, пушнина; вывоз промышленных товаров играл хотя несколько и возросшую, но все же незначительную роль (вывозились ткани хлопчатобумажные, металлы, сахар, шерсть, нефтепродукты и др.). С начала войны значение хлеба как статьи экспорта систематически снижалось и упало в 1917 г. до 2,1% стоимости вывоза из России; при сокращении объема экспорта в это время резко повысилось относительное значение льна и леса как предметов экспорта.

Среди ввозимых товаров на первом месте стояли промышленные товары и различные сырые материалы: ввозился в больших объемах хлопок, машины и аппараты, шерсть, металлы (черные и цветные), каменный уголь, чай, химические товары и т.д.

За 1909-1913 гг. внешний  товарооборот России возрос в полтора  раза по сравнению с 1904 - 1908 гг. По-прежнему в структуре экспорта 90% составляли продовольственные товары и сырье, причем на хлеб приходилось 40%. Несколько возросли размеры промышленного экспорта - тканей, нефти, сахара, металлов, хотя его доля составляла всего 10% вывоза. Для завоевания внешних рынков капиталистические монополии стали использовать демпинг. Так, в Лондоне русский сахар продавался почти в три раза дешевле, чем на внутреннем рынке. Рельсовый синдикат продавал на иностранных рынках рельсы на 25-30% дешевле, чем в России. Русские рельсы появились в Румынии, Италии, Дании, Южной Америке, Японии и даже в Англии.

Русский рынок  имел большое значение для развитых капиталистических стран. На протяжении всего довоенного периода первой страной по объему русского экспорта, а также и импорта являлась Германия, оттеснившая далеко назад Англию, игравшую раньше главную роль в русской торговле. В XX веке возрос ввоз в Россию немецких машин, станков, оборудования.

Германский финансовый капитал всеми средствами добивался  понижения таможенных пошлин в России и повышения таможенного барьера на товары, ввозимые из России в Германию.

Из всей суммы  экспорта России в 1901 г. в 761 млн. руб. на Германию приходилось 179 млн. руб., а  из всего русского импорта, составлявшего  в этом году 593 млн. руб., - 210 млн. руб. приходилось на Германию; перед войной же почти половина всех привозимых товаров в Россию шла из Германии. Последняя вывозила из России хлеб и различное сырье, а поставляла преимущественно промышленные изделия.

Россия имела  пассивное сальдо от торговли с Германией. Немецкие помещики, добившись увеличения пошлин на ввозимые хлебные товары, тем самым сокращали ввоз русского хлеба в Германию и даже вытесняли Россию с европейских хлебных рынков вывозом своего хлеба. 

Второе место  по объему торговли принадлежало Англии, ввозившей из России лесоматериалы, хлеб, яйца, нефтепродукты, марганцевую руду, кожевенное сырье и т.д. и привозившей к нам главным образом каменный уголь, машины, каучук, хлопок, шерсть и бумажную пряжу. Во время войны привоз товаров из Англии в Россию и в первую очередь военных материалов в ценностном выражении увеличился; под ввозимые товары Англия в значительной степени предоставляла России и внешние займы; на нее приходилось около 70% всего военного долга царской России.

Третье место  в торговле с Россией принадлежало маленькой, но старой колониальной стране - Голландии, вывозившей из нашей страны хлеб, лес, руду, отруби и т.д. и ввозившие каучук, кофе, какао и другие товары. Объем внешней торговли России с Голландией включает в значительной степени экспорт хлеба из России в Германию, шедший через Голландию. После Голландии четвертое место по объему вывозимых из России товаров принадлежало Франции, далее шли Австрия, Персия, Финляндия и т.д.

Как уже упоминалось, во внешней торговле царское правительство  упорно стремилось к активному балансу в качестве источника платежей по иностранным займам, к которым оно постоянно прибегало. Поэтому царизм усиливал политику таможенного протекционизма, выдавал предпринимателям специальные вывозные премии, возвращал им налоги с товаров, предназначенных на экспорт, и т.д. С помощью государства русские внешнеторговые фирмы успешно теснили своих западно-европейских конкурентов в Иране. Перед войной 50% иранского импорта приходилось на долю России. В отличие от торговли с западноевропейскими государствами в восточные страны Россия вывозила преимущественно промышленные товары. Так, она поставляла Персии основную часть таких товаров, как сахар, керосин, железо, стеклянные изделия, бумагу, хлопчатобумажные ткани и т.д., и ввозила к себе сырые продукты - хлопок, фрукты, рис, икру и т.п. В значительной степени такой же характер носил российский экспорт и в другие восточные страны - Китай, Афганистан, Монголия, Турция и др.

Вместе с тем, большие трудности русской торговле создавала слаборазвитая транспортная сеть. Хотя перед мировой войной в связи с промышленным подъемом железнодорожное строительство снова усилилось, транспорт был узким местом русской экономики. Общая длина железных дорог в 1913 г. достигла 70,2 тыс. км. Более чем вдвое вырос за 1900-1913 гг. грузооборот, однако по этому показателю Россия занимала лишь пятое место в мире. Более 3/4 всех железнодорожных путей были одноколейными, не хватало паровозов и вагонов. Размещение железных дорог в стране было крайне неравномерным: 82% приходилось на европейскую часть. Но и здесь перед первой мировой войной на единицу пространства приходилось рельсовых путей в 11 раз меньше, чем в Германии, и в 7 раз меньше, чем в отсталой Австро-Венгрии. Мало было и шоссейных дорог. Весной и осенью глубинные районы были буквально отрезаны вследствие бездорожья. В ряде губерний доставка пуда хлеба от села до железнодорожной станции стоила дороже, чем из Одессы в Америку.

В этот период заметно  увеличились иностранные инвестиции в российскую промышленность. Лидерами являлись Франция, Великобритания, Германия и Бельгия. Ведущие отрасли России, такие как горнодобывающая, металлургическая находились под контролем капитала из этих стран. Так, 75% угледобычи принадлежало французскому капиталу (упоминавшийся ранее монополист "Продуголь"). Иностранцы контролировали 60% нефтедобычи.

Отрицательным показателем являлось и то, что  Россия ввозила товары из экспортируемого  сырья.

Таким образом, Россия занимала в мировом товарообороте  седьмое место. Однако на одного жителя России приходилось 15 рублей, вырученных за счет внешней торговли, что было в 52 раза меньше, чем в Голландии, в 15 раз меньше, чем в Англии и в 8 раз меньше, чем в Германии.

 

Заключение

Итак, характеризуя в целом таможенную политику России конца XIX- начала XX в.в. следует подчеркнуть, что в эти годы она продвинулась вперед "по пути рационального построения таможенного протекционизма". К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов.

События первой мировой войны (1914-1918 г.г.) самым пагубным образом сказались на таможенном деле России. Таможенная система России оказалась практически разрушенной.

Отметим, что  первые советские таможенные тарифы были приняты в 1922 году и в их основу был положен довоенный русский  таможенный тариф.

В начале ХХ века произошло увеличение доли России в мировой торговле до 3,9% (то есть почти в два раза по сравнению с концом XIX века). Это позволяло нашей стране занимать седьмое место в мире по товарообороту. Однако если в абсолютном выражении доходы государства от внешней торговли росли, то в пересчете на душу населения они оставались на крайне низком уровне по сравнению со странами Западной Европы.

Другой отличительной  чертой этого периода является выход  Германской империи на первое место  в мировой торговле. Германия оттеснила Англию с первого места и по товарообороту с Россией.

Экономика России начала XX века оказалась в значительной мере монополизирована. Причем, основные отрасли промышленности были поставлены под контроль иностранного капитала.

В целом, структура  внешней торговли России начала XX века отражала уровень экономического развития страны, которая оставалась отсталой среди ведущих стран мира.

 

Список литературы

1. Хромов П.А.  Экономическое развитие России  в XIX-XX веках. 1800-1917. М., 1950.

2. Виноградов  В.А. Экономическая история России XIX-XX вв. М., 2000.

3. Конотопов  М.В., Сметанин С.И. История экономики.  М., 2001.

4. Чунтулов В.Т., Кривцова Н.С., Чунтулов А.В., Тюшев  В.А. Экономическая история СССР. М., 1987.

5. Протопопов  А.С. История международных отношений и внешней политики России 1648-2000 гг. М., 2001.

Информация о работе Торговая и таможенная политика России