Торговая и таможенная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 10:39, реферат

Описание работы

В данной работе рассматривается структура и характер внешней торговли, а также таможенная политика Российской империи в конце XIX - начале XX века.

Содержание

Введение
o 1. Таможенная политика России в 90-х гг. ХIХ века
o 2. Таможенная политика России в начале ХХ века
o 3. Внешняя торговля Российской империи в начале XX века

Работа содержит 1 файл

реферат таможня.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

План 

    * Введение

          o 1. Таможенная политика России  в 90-х гг. ХIХ века

          o 2. Таможенная политика России  в начале ХХ века

          o 3. Внешняя торговля Российской  империи в начале XX века

    * 
Введение

    * Формирование  последовательной таможенной политики, в том числе создание первого  таможенного тарифа в Российском  государстве можно отнести ко  времени правления Алексея Михайловича  (XVII в.). В последующее время тариф  часто изменялся под влиянием  фритредерских и протекционистских настроений в правящих кругах.

    * В  начале XX века Россия имела торговые  отношения с 28 странами. Из них  с 16 - на основе режима наибольшего  благоприятствования. С Германией,  Англией, Италией, Францией, Австро-Венгрией  торговые отношения базировались на основе конвенционного тарифа. С семью государствами имелись двусторонние торговые соглашения, в том числе с Китаем, Персией и Турцией.

    * В  целом, в начале века во внешней  торговле Россия придерживалась  политики жесткого протекционизма, что нашло свое отражение в тарифе 1903 года. Политика протекционизма оказала положительное влияние на развитие русской промышленности.

    * В  данной работе рассматривается  структура и характер внешней  торговли, а также таможенная  политика Российской империи в конце XIX - начале XX века.

    *  
1. Таможенная политика России в 90-х гг. ХIХ века

    * После  Крымской войны тарифная политика  России направлена прежде всего  на защиту собственного производителя,  по сути говоря - рынка труда.  Очень высокими пошлинами облагались  товары идентичные тем, которые производились в самой России, тарифом пониже - те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: реально Россия ни в чем соперничать с Европой не могла.

    * Поэтому  таможенный тариф 1868 года был  выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей - готовых фабрикатов. Однако и эта политика не дала ожидаемого результата: уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой, что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года все таможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственной индустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III.

    * Новые  принципы тарифной политики были  закреплены в Государственном  тарифе 1891 года, предоставленном Министерством  финансов. Этот тариф соединял  систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие изменения предшествующих лет и был нацелен на поддержание тех отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки было недостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству и металлургии. Так, пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины были снижены до минимальных, - и через два года Россия стала самым крупным импортером немецких косилок и паровых молотилок.

    * К  90-м годам относится радикальное  изменение российской тарифной  политики, выразившееся в принятии двойного конвекционного тарифа. До 1890 года таможенный тариф России носил вполне автономный характер: однородные иностранные товары, привозимые в Россию, облагались одинаковыми пошлинами, независимо от страны-производителя. В то же время таможенная борьба западноевропейских государств привела к системе двойного конвекционного тарифа: договаривающиеся стороны делали взаимные уступки в пошлинах на товары, в получении или сбыте которых они были заинтересованы. Такие договоры были заключены между Германией, Австро-Венгрией, Италией, Швейцарией и Бельгией и вступили в действие с февраля 1892 года. В среднем пошлины были повышены на 30% и с 20 июля 1893 года был установлен двойной таможенный тариф: общий для стран, благоприятствующих нам, и повышенный - для прочих. Первый торговый договор на конвекционных началах был заключен с Францией. Основным его положением было обоюдное пользование правом благоприятствующей нации во всем, что касается ввоза, вывоза, транзита и прочее. Кроме того, обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатов третьего государства никаких льгот, которые не были бы распространены на произведения договаривающейся стороны. На основании этого договора Франция понизила пошлины на керосин на 50%, открыв тем самым французский рынок для русских нефтепродуктов. Впоследствии такие же договора были заключены с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Данией, Португалией, Сербией, Японией, Тунисом. Но не с США, Англией и Турцией.

    * Первым  русским теоретиком тарифной  политики был Сергей Юльевич Витте, математик по образованию, начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший ее Председателем Совета Министров Российской империи. Именно он написал в 80-е годы книгу "Принципы железнодорожных тарифов", которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков. Смысл принципов в следующем:

    * ·  Тарифы должны регулировать интересы  частного производителя и государственной  казны с учетом интересов каждого,  причем на длительный срок. Как  минимум, на срок окупаемости вложенного капитала.

    * ·  Тарифы должны быть явными. То  есть их нельзя скрывать ни  от конкурентов, ни от государственного  фиска.

    * ·  Тарифы должны обеспечивать поступления  в бюджет, поэтому не могут  быть изменяемы произвольно и  в угоду конъюнктуре рынка.

    * ·  Тарифы не могут решить всех  проблем защиты собственного  рынка и привлечения капиталов  извне. Они должны быть частью  продуманной и долговременной  государственной политики "покровительствования  собственной экономике".

    * ·  Тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения. Вполне возможно начинать с низкого тарифа, повышая его по мере обогащения народа.

    * ·  Государственный тариф должен  иметь силу закона.

    * Все  эти принципы С.Витте пришлось  применить на практике во время российско-германской "таможенной войны из-за 10 копеек с пуда". В течение года 1893-94 Германия пыталась изменить русские тарифы на хлебную торговлю и совсем снять тарифы на поставки сельхозмашин. Ни того, ни другого Витте сделать не дал, и в 1894 году был подписан взаимовыгодный договор между Россией и Германией.

    * К  началу 90-х годов в стране сформировалось  разветвление систем таможенных  платежей, различавшихся в зависимости  от источника поступления: внешние  пошлины (ввозные и отпускные)  складочные и канцелярские сборы, сборы за наложение таможенных клейм, за бандероли, штрафные деньги, и т.д. Тариф 1891 года рассматривался правительством России в качестве минимального. В дополнению к нему путем прибавок создавался максимальный тариф. В 1893 году он был воплощен в жизнь в законе о двойном таможенном тарифе, согласно которому товары из стран, отказавших России предоставлении льготных условий для ввоза или транзита российских товаров, облагались пошлинам на 15-20% превышавшими обычные ставки. Закон 1893 года был направлен против Германии, которая отказывалась предоставить на товар из России режим наибольшего благоприятствования и подписать с ней торговый договор. Как уже указывалось выше, началась торговая война между Россией и Германией. После нескольких месяцев бессмысленной и изнурительной войны Россия и Германия пришли в 1894 году к соглашению и подписали торговый договор сроком на 10 лет. Приложенные к этому договору "конвенционный тариф" 1894 года частично смягчил систему протекционизма. По 125 статьям тарифа 1891 года понижение пошлин составило 10-33%. Договор 1894 года знаменовал собой принципиальный поворот в развитии международных торговых отношений. Во избежание похожих конфликтов европейские государства в 90-е годы XIX века стали отказываться от принципа таможенно-тарифной автономии и подписывать двусторонние торговые конвенции, предусматривающие взаимные уступки и обязательства при выработке и корректировке национальных таможенных тарифов. Россия помимо Германии заключила подобное конвенционное соглашение с Францией, Австро-Венгрией, Болгарией, Италией и Португалией. 

2. Таможенная  политика России в начале ХХ  века

По истечении  срока действия русско-германского  торгового договора в 1903 году был  утвержден новый общий тариф, ставший последней значительной вехой в дореволюционном таможенно-тарифном законодательстве. Тариф, введенный в действие с февраля 1906 года содержал "целый ряд вновь и отчасти весьма значительно повышенных ставок". Характеризуя в целом таможенную политику России конца XIX- начала XX в.в. следует подчеркнуть, что в эти годы она продвинулась вперед "по пути рационального построения таможенного протекционизма". К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральный из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. При департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к товарам ( из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабанде т.п. Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа. В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов, разделявшихся в зависимости от "прав, предоставленных сим учреждениям по привозу и очистке пошлинных товаров" на

- главные складочные  таможни;

- таможни первого  класса;

- таможни второго  класса;

- таможни третьего  класса;

- таможенные заставы;

- переходные  пункты.

Таможенные уставы 1904-1910 г.г. отразили происшедшие после 1892 г. перемены в таможенном деле. В  частности, они больше не содержали  статей, которыми определялись многочисленные права и обязанности пограничной  стражи. Устав 1904 года впервые содержал раздел "О привозе иностранных товаров по железным дорогам". Устав 1910 года уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах ставерстной пограничной полосы.

События первой мировой войны (1914-1918 г.г.) самым пагубным образом сказались на таможенном деле России. К осени 1917 года таможенная система России оказалась практически разрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена. Многие из них закрылись на длительный срок, а то и вовсе прекратили свое существование. Департамент таможенных сборов, входивший в состав Министерства финансов бездействовал. Около года таможенным делом в стране руководил ЦК профсоюза таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917 года .

С зимы 1918 года Департамент  таможенных сборов возобновил свою деятельность. В мае 1918 года в исключительное ведение центральной государственной власти было передано обложение перевозимых через границу товаров таможенной пошлиной и другими сборами. Одновременно управление всеми таможенными учреждениями как органами центральной Советской власти вверялось Наркомату финансов. Таможни в своей работе объявлялись независимыми от местных властей, которые получали право ограниченного надзора за ними, без вмешательства в административную и распорядительную деятельность. При этом местные Советы наделялись правом назначения при таможнях комиссаров, осуществляющих общий надзор за их работой. Все эти положения закреплялись принятым 29 мая 1918 года декретом Совнаркома "О разграничении прав центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений". Фактически декрет от 290 мая 1918 года стал правовой основой формирования советских таможенных учреждений.

В июле 1918 года Департамент  таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного  контроля с переподчинением его Наркомату торговли и промышленности (НКТиП). В ведение НКТиП (с июня 1920 года - Наркомат внешней торговли (НКВТ) перешло управление таможенным делом. Закреплялось новое содержание деятельности советской таможни. Ввиду реализации идеи о государственной монополии внешней торговли таможенный контроль ставился ее вспомогательным инструментом. Товары не продавались а распределялись. Внешнеторговый оборот оставался нерегулярным и незначительным.

Но и отказ  от широкого применения таможенно-тарифного регулирования с переходом к системе лицензий требовал, тем не менее, введения вспомогательных регуляторов, в частности - таможенного обложения. Вызывалось это двумя основными причинами. Во-первых, лицензионная система в начале 20-х годов охватывала не весь внешнеторговый оборот - из нее были изъяты посылочный обмен и отчасти торговля с некоторыми восточными странами. Во-вторых, при калькуляции цен на товары приходилось учитывать наличие таможенных пошлин.

Кроме того, при  последовавшем переходе в НЭПу восстанавливались многие утраченные функции таможенных органов. Это обусловливалось как расширением объема внешней торговли, так и представлением ряду государственных и хозяйственных организаций права самостоятельного выхода на мировой рынок. Отмеченные факторы настоятельно требовали восстановления таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, введения соответствующего таможенного тарифа.

Информация о работе Торговая и таможенная политика России