Теоретические основы управления в системе таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:54, реферат

Описание работы

В условиях становления цивилизованных рыночных отношений в нашей стране перед государственными службами стоит задача создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном использовании организационных воздействий. Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей и другие реалии современности приводят к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных служб, что предполагает, с одной стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — качественные изменения во всей структуре и методах управления.

Работа содержит 1 файл

Управление в таможенных органах.docx

— 62.89 Кб (Скачать)
 

Введение

     В условиях становления цивилизованных рыночных отношений в нашей стране перед государственными службами стоит  задача создания целостной, эффективной  и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном  использовании организационных  воздействий. Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей  и другие реалии современности приводят к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных  служб, что предполагает, с одной  стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — качественные изменения во всей структуре и  методах управления.

     Поэтому проблема эффективного управления является одной из наиболее актуальных и практически  значимых проблем в комплексе  взаимосвязанных аспектов развития таможенной службы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  управления в системе  таможенных органов

     Современное таможенное дело - это сложная динамическая система, управление которой можно  определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический  процесс, осуществляемый с помощью  различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенной деятельности они являются взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой  определяет эффективность внешнеэкономической  деятельности РФ.  

1.1 Сущность и функции  управления в таможенных  органах

     Статья 1 редакции Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г. определяет, что «общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации».

     Применительно к таможенному делу термин «общее руководство» включает в себя выбор  стратегии и тактики осуществления  таможенного дела, определение его  основных направлений, конкретных составных  частей, координацию и контроль за их развитием, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, имеющих значение для экономического Суверенитета и экономической безопасности России.

     Таможенные  органы составляют единую федеральную  централизованную систему и включают федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области  таможенного дела, региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

     Важным  компонентом управления является сам  процесс управления. Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов  управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем  реализации определенных функций с  использованием соответствующих методов  и принципов управления.

Процесс управления отличается специфическим  содержанием, в котором выделяются: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.

Методологический  аспект состоит в том, что процесс  управления реализуется по этапам в  определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения.

Цель - это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая  система, то есть это желаемое, возможное  и необходимое состояние управляемой  системы.

Управленческая  ситуация - это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных  и субъективных) в конкретной сфере  управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих  действий руководителя.

Проблема - это основное противоречие между  ситуацией и целью. Разрешение основного  противоречия, как правило, ведет  за собой разрешение всех остальных  противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения.

Принятие  управленческого решения - это поиск  путей разрешения проблемы, а также  организационная работа, связанная  с практической реализацией найденного пути.

Функциональный  аспект - это реализация общих функций  управления

в определенной последовательности.

Экономический аспект определяется деятельностью  управляющей системы, связанной  с установлением потребности  в ресурсах управляемой системы  и оценкой их использования.

Организационный аспект заключается в использовании  организационно-распорядительных методов  воздействия на управляемую систему  в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.

Социальный  аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации  управления, и выражается как последовательность человеческих и человекомашинных операций.

Информационный  аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (добывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка  и передача информации).

Все множество  операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать следующим  образом: операции целеполагания; операции информационной работы; операции аналитической работы и проектирования вариантов решения; операции выбора варианта действия; операции организационно-практической работы. Распределение операций по этапам управления и названным группам приведено в приложении 2.

Таможенная  деятельность находится на стыке  внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением  ее важнейших социально-экономических  и внешнеэкономических программ и планов. Главной целью управления в системе таможенных органов, то есть целью стратегического управления, является обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Достижение  этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач.

В зависимости  от той роли, которую играет цель в процессе

управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто  применяются «ситуационное управление», «программное управление» и «целевое управление».

Ситуационное  управление имеет место на всех уровнях  иерархии управления в таможенных органах, так как строится главным образом  по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается  большого значения.

Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы с указанием  последовательности ее выполнения.

Этот  тип управления наряду с вышеуказанным является часто применяемым в управленческой деятельности таможенных органов.

Наиболее  рельефно этот тип управления просматривается  в решении фискально-контрольных  задач по формированию доходной части  федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и  оборудовании сети автомобильных пунктов  пропуска через таможенную границу  и других.

В целевом  управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход  управленческой деятельности.

Содержанием целевого управления является его исключительно  высокая аналитичность при определении проблемы управления; предельно строгое и четкое формирование цели управления; структуризация проблемы управления, построение «дерева целей»; строгое согласование «дерева целей» с «деревом задач», достаточно высокая корреляция между «деревом целей», «деревом задач» и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка.

В целевом  управлении большую роль играет прогнозирование.

В практике управления его типы нередко применяются  в сочетании. Наиболее эффективным  сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое  получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее  время для таможенных органов  имеет исключительно важное значение.

Из двух рассматриваемых компонентов управления - структуры и процесса - более  динамичным является процесс управления, поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры  управления. Изменения в структуре  должны осуществляться тогда, когда  в существующую структуру процесс  управления уже не вкладывается, когда  структура создает существенные помехи, становиться тормозом развития управления, а, следовательно, и всей системы управления в целом.

В настоящее  время в таможенной системе наблюдается  совершенствование динамических характеристик  управления, прежде всего, за счет внедрения  автоматизированных систем и информационных технологий управления.

В управлении таможенными органами функции управления занимают важнейшее место, так как  они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения  обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности  и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов. Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, для  реализации которого требуются определенные управленческие работы (операции).

Классифицируя функции управления в системе  таможенных органов, их можно разделить  на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) функции управления конкретными  видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов.

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, так  как характеризуют процесс управления любым объектом.

К общим  функциям управления относятся: анализ и прогнозирование оперативно-служебной  обстановки, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

Для того чтобы реализовать ту или иную функцию управления, необходимо выполнить  ряд управленческих работ (операций). При этом под управленческой работой (операцией) понимается совокупность устойчиво  повторяющихся действий, необходимых  для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения  управляемости объекта управления.

Реализация  каждой конкретно взятой общей функции  управления осуществляется путем выполнения строго определенного количества специфических  только для этой функции управленческих работ.

Анализ и прогнозирование таможенной оперативно-служебной обстановки неразрывно связаны с изучением, познанием  и предвидением развития совокупности условий на том или ином участке  таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного  дела, а также в целях принятия обоснованных решений и составления  планов.

Планирование - это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные  начала предстоящей деятельности. С  помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью  которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях

управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты).

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой  и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.

Сущность  этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений  между исполнителями, в определении  рациональных форм и методов их деятельности.

Информация о работе Теоретические основы управления в системе таможенных органов