Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:01, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ (Совета экономической взаимопомощи). В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.
Введение 4
Глава 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 6
1.1. Государственное регулирование ВЭД. 6
1.2. Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе. 13
Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе 21
2.1. Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009-2010 гг. 21
2.2 Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года. 25
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Украина
после специальных
Поддержка
отечественных
Азербайджан. В целях либерализации внешней торговли принято решение о переходе от многоступенчатой системы взимания таможенных пошлин на упрощенную трехступенчатую систему, что является одним из требований ВТО. Суть заключается в следующем: с 2001 г. и по настоящее время в стране действуют ставки таможенных пошлин – 0%, 0,5%, 1%, 3%, 5%, 10% и 15%. В результате изменения классификации будут сохранены только три позиции – 0%, 5% и 15%. Часть товаров производственного назначения (стратегически важное сырье и оборудование) будет облагаться по нулевой ставке, под нее подпадут также и некоторые виды продукции, с которых в настоящее время взимается таможенная пошлина в 0,5% (на их долю приходится примерно 10-15% импорта).
Египет. В целях стимулирования национального промышленного производства в январе 2009 года президент Х.Мубарак подписал декрет о снижении или обнулении таможенных пошлин на импорт машин и оборудования, промышленного сырья и полуфабрикатов (200 товарных позиций).
Индия. Отменена импортная пошлина на нафту, закупаемую для использования в качестве топлива на теплоэлектростанциях.
Малайзия. В целях стимулирования развития строительной отрасли отменены импортные пошлины на цемент.
Таиланд. В соответствии с Соглашением о зоне свободной торговли АСЕАН с Китаем, с 1 января 2010 года обнулены импортные тарифы на более чем 54 тыс. товарных категорий во взаимной торговле таких участников соглашения, как Китай, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Сингапур и Бруней.
Украина.
Правительство Украины в
Снижая или обнуляя ставки вывозных таможенных пошлин, государства снижают уровень налоговой нагрузки на экспорт. Данные меры объясняются необходимостью увеличения рентабельности поставок за рубеж в условиях падения мировых цен и снижения внутреннего спроса. При этом стимулирование вывоза применяется, главным образом, в отношении основных экспортных статей.
Аргентина.
В целях поддержки
Индия. Экспортная пошлина на железную руду снижена до 5%, а на железнорудную мелочь отменена.
Китай. С целью укрепления своих позиций на мировом рынке вольфрама Китай с 1 июля 2009 г. снизил на 5% экспортные пошлины на вольфрам.
Снятие и приостановление запрета на экспорт товаров. Цель введения данных мер идентична повышению вывозных пошлин.
Белоруссия. До 01.10.2009 было приостановлено действие запрета на экспорт необработанных шкур и дубленых кож.
Болгария. С 22 января 2009 г. в Болгарии снят запрет на экспорт необработанной древесины в страны, не входящие в Европейский союз, который был введен в апреле 2008 г. По оценке экспертов Правительства Болгарии, данная мера позволит национальным производителям необработанной древесины в условиях мирового экономического кризиса иметь более широкие возможности реализации своей продукции. (При этом продолжает действовать запрет на экспорт обгорелой хвойной и широколиственной древесины с диаметром тонкого края более 4 см всех видов, а также обгорелой древесины для топки).
Некоторые из принятых в указанном периоде мер носят явно протекционистский характер: повышение ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные для национальных экономик товары; снижение или отмена экспортных таможенных пошлин; введение технических барьеров; лицензирование импорта; дискриминация при осуществлении государственных закупок; значительное повышение активности в проведении антидемпинговых и защитных расследований.
Пострадавшие от введения протекционистских мер государства были вынуждены принимать ответные меры, которые в большинстве случаев принимаются либо в виде инициаций антидемпинговых расследований, либо в ответном протекционизме.
Рядом
государств принимались активные меры
в сфере поддержки
Стоит отметить, что если в 2009 году антикризисные меры являлись в основном компенсационными, направленными на ограничение потерь компаний, то в I квартале 2010 года иностранные государства значительно сократили применение протекционистских мер и сконцентрировали максимальные усилия на поддержку компаний-экспортеров и повышение инвестиционной привлекательности своих стран.
Некоторыми государствами в 2010 году были приняты так называемые «послекризисные» меры, направленные на посткризисное развитие страны и на поддержание национальных секторов экономики
Основные
направления таможенно-тарифной политики
на 2011 год и плановый период 2012 и
2013 годов подготовлены во исполнение
постановления Правительства
Качественное изменение условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.
Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.
Во-вторых,
предстоит выработать и внедрить
эффективные механизмы
Повышение отдачи от участия России в Таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный 4 перелив финансовых средств, «перетекание» внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками).
Важнейшим направлением, снижающим риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран Таможенного союза, должно стать создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.
В-третьих,
новые задачи российской экономики
вызывают необходимость более тесно
интегрировать таможенно-
С
ростом инвестиционной активности в
российской экономике в посткризисный
период должна усилиться стимулирующая
функция таможенно-тарифной политики,
направленная на создание условий для
переноса высокотехнологичных
С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в 5 целях сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.
Проведенные мною исследования позволили раскрыть большое значение таможенно-тарифной политики для развития современной международной торговли.
Несмотря
на положительные сдвиги последних
лет, система таможенного
Сегодня
назрела потребность в
На современном этапе экономического развития России основными задачами таможенно-тарифного регулирования должны стать:
• содействие модернизации экономики за счет облегчения доступа российских компаний к передовой зарубежной технике и технологии;
• стимулирование конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках производств, на этой основе осуществление диверсификации структуры народного хозяйства и формирование обновленной внешнеторговой специализации страны для более эффективного ее включения в мировое хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует рассматривать новые, высокотехнологичные производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;
• создание
благоприятных условий для
• поддержка
производственно-