Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:01, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ (Совета экономической взаимопомощи). В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.
Введение 4
Глава 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 6
1.1. Государственное регулирование ВЭД. 6
1.2. Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе. 13
Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе 21
2.1. Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009-2010 гг. 21
2.2 Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года. 25
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт
туризма и развития рынка
Кафедра таможенного менеджмента
Специальность:
«Менеджмент организации» - 080507
Специализация: «Таможенный менеджмент»
Форма обучения: очная
КУРСОВОЙ
ПРОЕКТ
по дисциплине
«ЭКОНОМИКА
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»
Тарифные средства государственного регулирования
внешнеэкономической
деятельности: мировая практика использования.
Исполнитель:
Студентки 1 группы 3 курса _____________
Старостиной Е.Д.
Руководитель проекта:
___________________
_________________ _____________________
(Ученая степень, звание)
(Подпись)
(Инициалы и фамилия)
Москва 2011
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт
туризма и развития рынка
Кафедра таможенного менеджмента
ЗАДАНИЕ
НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Студента 3 курса, 1 группы, очной формы обучения
Старостиной
Елизаветы Дмитриевны
Тема курсового проекта: Тарифные средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования.
Структура
проекта:
Глава 1. Государственное регулирование
Внешнеэкономической деятельности
Глава 2. Система
таможенно-тарифного
Базовая
литература:
Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная
служба в Российской Федерации. М., 2008
Крашенинников
В.М., Кутепов А.Н. Экономическая деятельность
таможенных органов. М., 2005.
Срок сдачи студентом готового проекта: «______» ____________ 20___г.
Дата
выдачи задания: «______» ____________ 20___г.
Руководитель проекта:
___________________
_________________ _____________________
(Ученая степень, звание)
(Подпись)
(Инициалы и фамилия)
Задание
принял к исполнению: ______________
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ (Совета экономической взаимопомощи). В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.
Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.
Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.
Вместе
с тем, не достаточно эффективно используются
таможенно-тарифные механизмы для
решения текущих и
При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.
Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».
Недостаточно использовалось международное законодательство и практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.
Сложившаяся реальность подтверждает актуальность избранной темы курсовой работы.
Проблематика совершенствования управления государственной таможенной службой вынудила обратить на себя внимание в последние десять лет. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к этому времени изменения в характере и масштабах ВЭД, возрастание се социально-экономического значения для каждой из стран и мирового сообщества в целом объективно потребовали внесения существенных корректив практически во все сферы таможенного дела, в содержание задач таможенной службы, их функции, организацию управления и взаимодействия с другими органами внутри государства и на международном уровне, расширения социальной базы ее деятельности.
С момента возрождения таможенной службы России, сферы ее деятельности стали предметом активных исследований российских ученых. Вопросы постановки, организации таможенного дела, таможенной политики, места и роли российской таможни в системе государственных органов, ее значения для решения социально- экономических задач стали предметом обсуждения на научно-практических конференциях, страницах сборников научных трудов по проблемам теории и практики таможенного дела.
Я хотела бы в своей работе показать основные механизмы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и других странах.
Государственное регулирование используется в интересах всего общества. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на них огромное влияние.
В
основе государственного регулирования
— использование рычагов и
методов, прямых и косвенных регуляторов
экономических процессов. Различные
аспекты экономической
Государственное
регулирование устанавливает
Вопросы проведения промышленной и внешнеэкономической политики тесно взаимосвязаны и направлены на достижение целей экономического развития страны. То есть, цели государственного регулирования ВЭД подчинены решению стратегических задач государства как во внешнеэкономических отношениях в целом, так и в области развития национальной экономики. Пути, средства и методы, применяемые для достижения намеченных стратегических целей, выбираются в соответствии с конкретными экономическими и политическими условиями. Тактические задачи государственного регулирования ВЭД следует отличать от задач текущего характера, которые также могут решаться за счет применения методов государственного вмешательства в ВЭД.
Основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Основными целями государственного регулирования ВЭД являются:
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической политики внешней и общей экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Главная
стратегическая задача внешнеэкономической
политики любой страны состоит в
обеспечении благоприятных
В связи с этим во внешнеэкономической политике реализуются два основных ее направления: протекционизм и либерализация внешнеэкономической деятельности. Протекционизм состоит в защите отечественного бизнеса и внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции (пассивный аспект протекционизма) и/или поддержке отечественного бизнеса в его экспансии на рынках зарубежных государств (активный аспект протекционизма). Либерализация связана со снятием всевозможных видов барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Обычно понятие либерализации ВЭД связывается с понятием открытости национальных экономик.