Тарифные льготы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Таможенно-тарифные льготы являются одним из институтов таможенного права и входят в сложную систему таможенных льгот. Законодательное определение таможенных льгот отсутствует. Большинство специалистов по таможенному и финансовому праву (например, А.Н. Козырин, С.В. Халипов, М.В. Миляков, Е.В. Романова, Т.Н. Трошкина, И.В. Тимошенко) относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения) касающиеся правил, установленные таможенным законодательством, в частности, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.

Работа содержит 1 файл

основная.docx

— 40.52 Кб (Скачать)

     1) реэкспортируемые товары находятся  в том же состоянии, в котором  они были на момент ввоза,  кроме изменений состояния товаров  вследствие естественного износа  либо убыли при нормальных  условиях транспортировки и хранения;

     2) реэкспорт товаров происходит  в течение двух лет с момента  ввоза; 
3) реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода.[2]
 
 
 

3 Перспективы  и проблемы развития системы  тарифных льгот 

     С первого января текущего года заработали механизмы Таможенного союза  Беларуси, Казахстана и России: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного  регулирования, включая единый порядок  оформления лицензий и ограничений  во внешней торговле. С 1 июля 2010 года введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах. Согласно утвержденным планам, начнется перенос на внешнюю границу таможенного и других видов государственного контроля.

     Будет также обеспечено взаимное признание  разрешительных документов в сфере  санитарного, ветеринарного и фитосанитарного  контроля, а также технического регулирования. Тем самым в течение текущего года будут введены в действие основные механизмы функционирования Таможенного союза трех государств ЕврАзЭС. 

     В течение многих столетий государства, формирующие сегодня Таможенный союз, развивались как единая страна с общим народнохозяйственным комплексом. Экономики бывших союзных республик  дополняли друг друга, а тысячи кооперационных связей образовывали целостные воспроизводственные  контуры с полным производственным циклом — от сырья до готовой  продукции и от фундаментальной  науки до технологий массового производства.[10]

     С 2010 года в Республике Беларусь и  Республике Казахстан в сфере  таможенно - тарифного регулирования к товарам из третьих стран применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом (включает более 11 тысяч товарных позиций). 

     При этом на переходный период предусмотрена  возможность временного (до 5 лет) применения пониженных пошлин по товарам, которые  особо значимы для экономики  государств, формирующих Таможенный союз (отдельные виды сырья, технологическое  оборудование и запчасти к нему, инвестиционные товары). Принимая во внимание, что на момент начала формирования ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин между Беларусью и Россией были унифицированы более чем на 90%, а между Казахстаном и этими государствами — только на 38%, этот переходный период введен для адаптации к новым условиям. 

     Кроме того, предусматриваются благоприятные  условия для развития на территории Таможенного союза промышленной сборки моторных транспортных средств, произведенных хозяйствующими субъектами государств — участников Таможенного  союза при выполнении соответствующих  критериев, устанавливаемых Комиссией  Таможенного союза. Это позволит развивать промышленную сборку автомобильной  техники на единой таможенной территории, развивать производственную кооперацию в этой отрасли между субъектами хозяйствования Сторон и создавать  новые рабочие места в автомобилестроительной промышленности государств–членов  Таможенного союза. 

     Тарифные  льготы также будут предоставляться  в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования  на территории государства — участника  Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору  экономики) государства — участника  Таможенного союза в соответствии с его законодательством. 

     Главы государств также решили считать  необходимым создание единой таможенной территории Таможенного союза к 1 июля 2010 г. с началом ее функционирования с указанной даты. 

     Для рассмотрения проблем функционирования системы тарифных льгот возьмем в качестве примера Европейский союз.

     Применение  льготного режима к ввозу товара на рынок создает экспортерам  серьезные преимущества по сравнению  с конкурентами и позволяет не только избежать уплаты таможенных пошлин или существенно (в 2-3 раза) снизить их уровень, но и в ряде случаев даже выводит такой импорт из-под действия антидемпинговых пошлин и количественных ограничений.

     В этих условиях повышенное значение приобретает  создание административных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование преференциальных режимов, и, в частности, сведение к минимуму случаев их нарушения. ЕС не только сам является таможенным союзом, но и как уже было отмечено, предоставляет преференции (в договорной или односторонней форме) подавляющему большинству государств и территорий (за исключением неевропейских членов ОЭСР), в результате чего до половины импорта ЕС является преференциальным. Однако, несмотря на предпринятые КЕС усилия по линии двусторонних соглашений (стандартизация преференциальных правил происхождения) и модификацию схемы Общей системы преференций (ОСП), масштабы нарушений при использовании льготных режимов растут, что приводит к недоборам доходов в бюджете ЕС и нарушениям конкуренции.

     Наиболее  типичными нарушениями такого рода в практике ЕС являются: предоставление недействительных или фальсифицированных документов, заведомо неверная таможенная классификация товара, декларирование ложной таможенной стоимости, нарушение правил определения происхождения товара. По степени серьезности выделяются нарушения последнего типа, которые, как правило, с наибольшим трудом поддаются выявлению. Они, в свою очередь, бывают двух основных видов: предоставление подлинных сертификатов происхождения, но для товаров, в действительности не происходящих из страны-бенефициара; предоставление подлинных сертификатов, но для товаров, которые лишь частично произведены в стране-бенефициаре и не содержат необходимой для льготы доли местной добавленной стоимости.

     Опыт  ЕС свидетельствует, что одной из центральных проблем функционирования преференциальных режимов, даже в условиях существования отлаженной и технически хорошо оснащенной системы таможенного контроля, являются нарушения правил использования льгот, прежде всего путем декларирования ложного происхождения товара. Ежегодный ущерб для российского бюджета от подобных нарушений может составить сотни миллионов долларов. Эффективность борьбы с этими нарушениями определяется, прежде всего, тем, насколько отлажен механизм функционирования каждого из действующих преференциальных торговых режимов. При этом, чем прозрачнее граница между участниками интеграционной группировки (как, например, между государствами-членами ЕС или между Россией и ее партнерами по таможенному союзу), тем выше ответственность национальных таможенных органов. Даже в ЕС, где функции управления таможенным союзом весьма высоко централизованы в совместных органах (Комиссия ЕС), резервы для укрепления сотрудничества таможенных органов по линии как информации, так и гармонизации действий весьма велики.

     В российской специфике, когда функционирование таможенного союза только налаживается, создание действенного механизма таможенного  сотрудничества приобретает решающий характер. Представляется целесообразным прежде всего централизовать координирующие функции такого сотрудничества в  одном совместном органе, куда поступала бы и систематизировалась вся таможенная информация.

     Критики Таможенного союза иногда указывают  на возможные потери бюджетных доходов  вследствие его создания. Для того чтобы проверить справедливость этого аргумента необходимо составить  прогноз поступлений от таможенных пошлин. Согласно имеющимся договоренностям, все поступления от взимания импортных  пошлин будут распределяться по согласованному макроэкономическому критерию вне  зависимости от страны назначения товара. Экспортные пошлины — по стране происхождения, за исключением внутреннего  потребления в рамках Таможенного  союза. 

     Таким образом, доходы российского бюджета  могут уменьшиться, во-первых, вследствие отмены экспортных пошлин на нефть и ряд других товаров, поставляемых в рамках Таможенного союза, главным образом, в Белоруссию. Во-вторых, вследствие небольшого снижения ставок импортного тарифа, которое произошло в результате согласования единого таможенного тарифа Таможенного союза. В-третьих, возможно снижение доходов по НДС в случае перераспределения импортных потоков на единую таможенную территорию через Казахстан, в котором ставка налога на добавленную стоимость в полтора раза ниже, чем в России. 

     Вместе  с тем, в отношении перераспределения  импортных потоков следует иметь  в виду, что во взаимной торговле сохраняется взимание НДС согласно национальным законодательствам. Это  означает, что товар, импортированный, к примеру, из третьей страны в  Казахстан и ввозимый затем в  Россию, вновь подвергнется налогообложению  по НДС, что делает эту операцию бессмысленной. Хотя он при этом может получить освобождение от НДС, уплаченного в  Казахстане, ничего кроме дополнительных издержек по сравнению с прямым импортом в Россию эта операция не принесет. 

     Подводя итог последствий создания Таможенного  союза для бюджетных доходов, подсчитаем, что краткосрочная потеря части поступлений по экспортным пошлинам будет с лихвой компенсирована уже в ближайшие два года за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря росту экономической  активности вследствие углубления интеграции. Впрочем, теоретические выкладки могут  быть существенно скорректированы  практикой правоприменения норм Таможенного союза. Вопросы администрирования  единой таможенной территории действительно  относятся к наиболее сложным. [10] 
 
 
 

Информация о работе Тарифные льготы