Тарифные льготы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Таможенно-тарифные льготы являются одним из институтов таможенного права и входят в сложную систему таможенных льгот. Законодательное определение таможенных льгот отсутствует. Большинство специалистов по таможенному и финансовому праву (например, А.Н. Козырин, С.В. Халипов, М.В. Миляков, Е.В. Романова, Т.Н. Трошкина, И.В. Тимошенко) относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения) касающиеся правил, установленные таможенным законодательством, в частности, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.

Работа содержит 1 файл

основная.docx

— 40.52 Кб (Скачать)

     1 Сущность и содержание тарифных  льгот 

     1.1 Понятие и сущность тарифных льгот

     Таможенно-тарифные льготы являются одним из институтов таможенного права и входят в  сложную систему таможенных льгот. Законодательное определение таможенных льгот отсутствует. Большинство специалистов по таможенному и финансовому праву (например, А.Н. Козырин, С.В. Халипов, М.В. Миляков, Е.В. Романова, Т.Н. Трошкина, И.В. Тимошенко) относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения) касающиеся правил, установленные таможенным законодательством, в частности, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.[11,17]

     В соответствии со ст.318 ТК РФ, к таможенным платежам относятся ввозная и  вывозная пошлины, налог на добавленную  стоимость (далее НДС), акцизы и таможенные сборы, взимаемые при перемещении  товаров через таможенную территорию РФ. Следовательно, в систему льгот  по уплате таможенных платежей, входят льготы по уплате ввозной и вывозной пошлины, далее НДС, акцизу и таможенным сборам, взимаемым при ввозе товаров  на таможенную территорию РФ.[20]

     Для определения преимуществ, предоставляемых  при уплате ввозной и вывозной пошлин, применяются следующие понятия: «тарифная льгота», «тарифная преференция».

     Понятия «тарифная льгота» закреплена в  Законе РФ «О таможенном тарифе».

     При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.[6]

     В определении законодатель использует понятия тарифная льгота и тарифная преференция как синонимы, что  является не вполне точным.

     Во-первых, можно отметить, что предоставление тарифных льгот и преференции  осуществляется в разных формах. Во-вторых, предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения  товара. Для решения вопроса о  возможности использования тарифных льгот, необходимо определить иные критерии, такие, например, как временно ли, и  под каким режимом ввозится товар, в каких целях ввозится товар  и т.д. То есть тарифные льготы и тарифные преференции также отличаются и  по основаниям предоставления.

     На  основе вышеизложенного можно дать следующие определения тарифных льгот и тарифных преференций.

     Тарифные  льготы – льготы, предоставляемые  на условиях взаимности или в одностороннем  порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в  отношении товаров, перемещаемых через  таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и  освобождения в исключительных случаях  от пошлины в зависимости от избранного таможенного режима, цели ввоза товаров  или их предназначения.

     Тарифные  преференции – это льготы, предоставляемые  на условиях взаимности или в одностороннем  порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в  отношении товаров, перемещаемых через  таможенную границу Российской Федерации, в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз)  в зависимости от страны происхождения товаров. [20]

     Остановимся более подробно на основных характеристиках  тарифных льгот. Во-первых, тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются  Законом РФ "О таможенном тарифе" и могут предоставляться исключительно по решению Правительства РФ, и оформляется такое решение принятием постановления или распоряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ в форме указа или распоряжения. 
В последнее время произошло значительное сокращение тарифных льгот, которые в различных формах предоставлялись отдельным организациям, но эти действия должны рассматриваться не как ужесточение режима внешнеторгового регулирования, а как одно из направлений наведения порядка в данной сфере государственного управления. 
Другой основной характеристикой тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных статьями 35 ("Освобождение от пошлины"), 36 ("Предоставление тарифных преференций") и 37 ("Предоставление тарифных льгот") Закона РФ "О таможенном тарифе". Этот запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, и в частности принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации (ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). 
Третьей основной характеристикой тарифных льгот является то, что они представляют собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право). При этом норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства (данное положение нашло закрепление в ст. 38 Закона РФ "О таможенном тарифе").[15]
 

     При осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации  с иностранными государствами допускается  предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде:

     -установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;

     -освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:

     -происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;

     -происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.

     Под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода.

     К товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации на уровнях, достаточных  для обеспечения эффективности  тарифной квоты.

     Под сельскохозяйственными товарами понимаются товары, которые классифицируются в 1-24 группах Товарной номенклатуры  внешнеэкономической деятельности, а также такие товары, как маннит, D-глюцит (сорбит), масла эфирные, казеин, альбумины, желатин, декстрины, модифицированные крахмалы, сорбит, шкуры, кожа, сырье пушно-меховое, шелк-сырец, отходы шелковые, шерсть животных, хлопок-сырец, отходы хлопка, волокно хлопковое чесаное, лен-сырец, пенька-сырец.

       Тарифные квоты на преференциальный  ввоз сельскохозяйственных товаров  устанавливаются Правительством  Российской Федерации в целях  стимулирования сельскохозяйственного  производства, обеспечения необходимого  объема потребления сельскохозяйственных  товаров на территории Российской  Федерации, а также в целях  содействия развитию международной  торговли.

     Объем тарифной квоты, устанавливаемой на ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать  разницу между объемом потребления  такого товара на территории Российской Федерации и объемом производства аналогичного российского товара.

     Если  объем производства аналогичного российского  товара равен объему потребления  товара на территории Российской Федерации  или превышает его, установление тарифной квоты не допускается.

       Под аналогичным российским товаром понимается товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен товару, ввозимому на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифной квоты, либо в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифной квоты, позволяющие ему выполнять функции, одинаковые с функциями товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифной квоты, и быть в коммерческом отношении взаимозаменяемым с ним.

     Ставки  ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственные товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифной квоты, определяются Правительством Российской Федерации.

     Ввоз  товаров на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифных квот осуществляется в соответствии с  таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления на основании лицензий на ввоз таких товаров, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности.

     Выдача  указанных лицензий осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности (далее - заявители). Доли тарифной квоты распределяются между заявителями по результатам конкурсов (аукционов) или пропорционально объему ввоза на таможенную территорию Российской Федерации заявителем товара, происходящего из иностранного государств.

     Если  товар, происходящий из иностранного государства, не ввозился на таможенную территорию Российской Федерации либо если при  пропорциональном распределении долей  тарифной квоты на ввоз товара в  текущем году остается ее нераспределенная часть, определение долей тарифной квоты (в том числе ее нераспределенной части) для заявителей осуществляется на конкурсной основе.

       При принятии решения об установлении  тарифной квоты Правительство  Российской Федерации определяет  метод и порядок распределения  долей тарифной квоты.

     Порядок и сроки выдачи лицензий и проведения конкурсов (аукционов) устанавливаются Правительством Российской Федерации. 
 
 
 

     1.2 Виды тарифных льгот, цели их  применения 

     К основным видам тарифных льгот относятся: возврат ранее уплаченной таможенной пошлины; освобождение от уплаты таможенной пошлины; снижение ставки таможенной пошлины; установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Эти виды тарифных льгот нашли правовое закрепление  в ст. 34 Закона "О таможенном тарифе". 
Остановимся более подробно на особенностях каждого из перечисленных видов.

     Возврат ранее уплаченной пошлины предусматривается  отдельными таможенными режимами. Например, при реимпорте товаров в течение  трех лет с момента вывоза российский таможенный орган возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин, а при помещении под режим  таможенного склада товаров, предназначенных  для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, таможенные пошлины, уплаченные за такие товары, возвращаются, если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе товаров. Возврат ранее уплаченных пошлин предусматривают и такие таможенные режимы, как переработка товаров  на таможенной территории свободный  склад; свободная таможенная зона, переработка  товаров вне таможенной территории, реэкспорт товаров.[19]

     Прокомментируем случаи предоставления тарифной льготы - в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины. Освобождаются от уплаты таможенной пошлины:

     атранспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

     б) предметы материально-технического снабжения  и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство, а также их уловы водных биологических ресурсов и произведенная из этих водных биологических ресурсов рыбная и иная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;

Информация о работе Тарифные льготы