Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 22:19, реферат
Автор рассказывает о нововведениях, которые сейчас существуют в рамках Таможенного союза, и о практических мерах по реализации таможенными органами функции по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности. Ни у кого не вызывает сомнения, что необходимость защиты интеллектуальной собственности сегодня является одной из приоритетных задач, в том числе это одно из приоритетных направлений деятельности Федеральной таможенной службы.
1. Таможенно-правовое регулирование в области защиты интеллектуальной собственности…………………………..6 стр
1.1 Законодательство: союзный уровень…………..………6 стр
1.2 Полномочия ex officio……………………………………9 стр
1.3 Единый реестр…………………………………………. 10 стр.
2 Таможенный контроль: теоретико-правовые начала и его роль в системе защиты объектов интеллектуальной собственности…………………………………………........ 14 стр.
2.1 Эволюция законодательного оформления таможенного контроля………………………………………………….…. 14 стр.
2.2 Интеллектуальная собственность как объект таможенного контроля. …………………………………………………………..……..18 стр.
2.3 Особенности правоотношений, складывающихся в процессе перемещения через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности ……………………………………...………. 20 стр.
2.4 Проблемы правоприменения при осуществлении таможенного контроля при перемещении через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности………………………... 22 стр.
Заключение…………………………………………………. 24 стр.
Список использованных источников……………………... 27 стр
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Реферат
По дисциплине «Экономическая безопасность»
На тему «Социальная политика государства»
Люберцы
2012
1. Таможенно-правовое регулирование в области защиты интеллектуальной собственности…………………………..6 стр
1.1 Законодательство: союзный уровень…………..………6 стр
1.2 Полномочия ex officio……………………………………9 стр
1.3 Единый реестр…………………………………………. 10 стр.
2 Таможенный контроль: теоретико-правовые
начала и его роль в системе защиты объектов
интеллектуальной собственности………………………………………….
2.1 Эволюция законодательного оформления таможенного контроля………………………………………………….…. 14 стр.
2.2 Интеллектуальная собственность как объект таможенного контроля. …………………………………………………………..……..18 стр.
2.3 Особенности правоотношений, складывающихся в процессе перемещения через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности ……………………………………...………. 20 стр.
2.4 Проблемы правоприменения при осуществлении таможенного контроля при перемещении через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности………………………... 22 стр.
Заключение…………………………………………………. 24 стр.
Список использованных источников……………………... 27 стр.
Введение
Автор рассказывает о нововведениях, которые сейчас существуют в рамках Таможенного союза, и о практических мерах по реализации таможенными органами функции по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности. Ни у кого не вызывает сомнения, что необходимость защиты интеллектуальной собственности сегодня является одной из приоритетных задач, в том числе это одно из приоритетных направлений деятельности Федеральной таможенной службы.
Таможенный
союз начал работать с 1 января 2010 г.,
со вступления в силу Единого таможенного
тарифа и Единой ТН ВЭД ТС. С июля 2010 г. основополагающим
документом, который регулирует правоотношения
в рамках ТС, стал Таможенный кодекс ТС. Вопросы интеллектуальной
собственности регулирует гл. 46 ТК ТС,
которая определяет меры по защите прав
на объекты интеллектуальной собственности
(ОИС), принимаемые таможенными органами.
В ст. 6 ТК ТС определены основные задачи
таможенных органов. Вторым правовым документом,
который регулирует вопросы интеллектуальной
собственности на национальном уровне,
является Федеральный закон N 311-ФЗ "О
таможенном регулировании в Российской
Федерации", который вступил в силу
29 декабря 2010 г. (гл. 42). Третьим документом
является межправительственное Соглашение
о Едином таможенном реестре объектов
интеллектуальной собственности государств
- членов ТС. Оно было ратифицировано РФ
15 ноября 2010 г. Разработан Регламент взаимодействия
таможенных органов государств - членов
ТС по вопросам ведения Единого таможенного
реестра ОИС, утвержденный Решением Комиссии
ТС от 18 июня 2010 г. N 290. Данным Решением
также определено, что вести Единый таможенный
реестр ОИС будет ФТС России.
Иные нормативные правовые акты сегодня
действуют в части, не противоречащей
вышеназванным документам. Мы понимаем,
что и Таможенный кодекс ТС, и Закон "О
таможенном регулировании в Российской
Федерации" требуют значительного изменения
ведомственных нормативных актов. Но в
настоящее время действуют и Административный
регламент, утвержденный Приказом ФТС
России от 13.08.2009 N 1488, который содержит
Перечни документов и сведений, необходимых
для подачи заявления о включении объекта
ИС в таможенный реестр, и положение о
порядке защиты прав интеллектуальной
собственности таможенными органами,
утвержденное еще Приказом ГТК России
от 27.10.2003 N 1199.1
Исторические аспекты
Автор определяет таможенный контроль как регламентированную нормами права многоаспектную деятельность таможенных органов и их должностных лиц, основанную на законодательных и теоретических принципах проведения контроля, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, указывая при этом на наличие специфических особенностей, характерных для таможенного контроля, осуществляемого при перемещении через таможенную границу таможенного союза объектов интеллектуальной собственности.
Автором определяется место интеллектуальной
собственности как объекта
Таможенно-правовое регулирование в области защиты интеллектуальной собственности.
Законодательство: союзный уровень
Таможенный союз начал работать
с 1 января 2010 г., со вступления в силу Единого таможенного тарифа и Единой ТН
ВЭД ТС. С июля 2010 г. основополагающим документом,
который регулирует правоотношения в
рамках ТС, стал Таможенный кодекс ТС. Вопросы интеллектуальной
собственности регулирует гл. 46 ТК ТС,
которая определяет меры по защите прав
на объекты интеллектуальной собственности
(ОИС), принимаемые таможенными органами.
В ст. 6 ТК ТС определены основные задачи
таможенных органов3. Вторым правовым
документом, который регулирует вопросы
интеллектуальной собственности на национальном
уровне, является Федеральный закон N 311-ФЗ
"О таможенном регулировании в Российской
Федерации", который вступил в силу
29 декабря 2010 г. (гл. 42). Третьим документом
является межправительственное Соглашение
о Едином таможенном реестре объектов
интеллектуальной собственности государств
- членов ТС. Оно было ратифицировано РФ
15 ноября 2010 г. Разработан Регламент взаимодействия
таможенных органов государств - членов
ТС по вопросам ведения Единого таможенного
реестра ОИС, утвержденный Решением Комиссии
ТС от 18 июня 2010 г. N 290. Данным Решением
также определено, что вести Единый таможенный
реестр ОИС будет ФТС России.
Иные нормативные правовые акты сегодня
действуют в части, не противоречащей
вышеназванным документам. Мы понимаем,
что и Таможенный кодекс ТС, и Закон "О
таможенном регулировании в Российской
Федерации" требуют значительного изменения
ведомственных нормативных актов. Но в
настоящее время действуют и Административный
регламент, утвержденный Приказом ФТС
России от 13.08.2009 N 1488, который содержит
Перечни документов и сведений, необходимых
для подачи заявления о включении объекта
ИС в таможенный реестр, и Положение о
порядке защиты прав интеллектуальной
собственности таможенными органами,
утвержденное еще Приказом ГТК России
от 27.10.2003 N 1199.
Теперь давайте более подробно остановимся на новшествах. Начнем с Таможенного кодекса ТС. В целом сохраняется механизм, действовавший в РФ. Он базируется на порядке, разработанном Всемирной таможенной организацией. Но есть отличия. На сегодня мы говорим о 4 таможенных реестрах ОИС: в каждом государстве - члене ТС ведется свой национальный реестр и появляется четвертый - Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Европейские коллеги часто нам
вменяли в вину, что у нас
была достаточно высокая страховая
сумма обеспечения
Второе принципиальное изменение - по сроку защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, который устанавливается при включении объектов интеллектуальной собственности в таможенные реестры. Когда объект включается в таможенный реестр ОИС, определяется срок, в течение которого таможенные органы будут принимать меры по защите прав на объект интеллектуальной собственности. Сегодня этот срок составляет не более двух лет с возможностью неоднократного продления. Ранее такой срок составлял пять лет. Естественно, здесь нужно оговориться, что срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности не может превышать срока действия прав правообладателя на соответствующий объект интеллектуальной собственности.
В ТК ТС сохранилось важное положение
о том, что при включении объекта
интеллектуальной собственности в
таможенный реестр должна быть представлена
информация о нарушении прав правообладателя,
достаточно подробная для того, чтобы
таможенные органы могли выявить такие
товары при ввозе.
Также в ТК ТС сохраняется норма о том,
что меры по защите прав на объекты интеллектуальной
собственности, принимаемые таможенными
органами, не препятствуют правообладателю прибегать
к любым средствам защиты своих прав
в соответствии с законодательством государств
- членов ТС.
Хочу обратить внимание на то, что в ТК
ТС существуют изъятия - непринятие мер
в отношении товаров, содержащих ОИС, которые
перемещаются через таможенную границу:
1) физическими лицами для
2) в соответствии с таможенной
процедурой таможенного
3) дипломатическими
Полномочия ex officio
Из нововведений на национальном уровне отмечу следующее: у таможенных органов появились полномочия, они действуют уже на практике, ex officio - приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр ОИС.
Таможенные органы вправе приостанавливать
выпуск товаров, содержащих объекты
интеллектуальной собственности, не внесенные
в реестр, при обнаружении признаков
нарушения прав интеллектуальной собственности
и при наличии информации о
правообладателе (его представителе)
на территории Российской Федерации
на 7 рабочих дней.
Таможенный орган вправе продлить указанный
срок, но не более чем на 10 рабочих дней,
если правообладатель направил в таможенный
орган обращение в письменной форме о
таком продлении и подал в федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области таможенного дела, заявление
о включении соответствующего объекта
интеллектуальной собственности в реестр.
При применении полномочий ex officio должно совпасть выполнение указанных условий (для того чтобы исключить коррупционную составляющую со стороны таможенных органов). С другой стороны, это подсказка правообладателю - если правообладатель не подал в процессе такого приостановления заявление на включение объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр ОИС, в дальнейшем такое приостановление не осуществляется. То есть у правообладателя есть возможность один раз воспользоваться правом ex officio.
Единый реестр
На роли Единого таможенного реестра ОИС стоит остановиться более подробно. На данный момент в Едином реестре у нас нет включенных объектов ИС, потому что нужно решить определенные кадровые и организационные вопросы. Что здесь важно отметить?
Во-первых, если на национальном уровне
в РФ таможенными органами принимаются
меры в отношении товарных знаков,
знаков обслуживания, объектов авторского
права, смежных прав, наименований места
происхождения товаров, то в Единый
реестр ОИС включаются только товарные
знаки, знаки обслуживания, объекты
авторского права и смежных прав.
Во-вторых, в Единый реестр включаются только те объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат правовой охране в каждой из стран Таможенного союза.
В-третьих, доверенность на представление интересов правообладателей должна действовать на всей территории Таможенного союза - это норма, которая дает возможность правообладателям договориться, прежде чем включить объекты интеллектуальной собственности в Единый реестр. Это касается тех случаев, когда права на одни и те же объекты интеллектуальной собственности на территории государств - членов ТС принадлежат разным правообладателям. Тогда в заявлении на включение таких объектов интеллектуальной собственности должны быть доверенность и обязательства от каждого из правообладателей.