Таможенный контроль: формы проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные понятия и особенности таможенного контроля………….5
Понятие таможенного контроля………………………………………….5
Принципы таможенного контроля……………………………………….7
Глава 2. Формы таможенного контроля, их характеристика…………………12
Глава 3. Таможенный контроль как правовой режим…………………………29
Глава 4 . Ответственность за нарушение таможенных правил……………….32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

й контроль- формы проведения.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

       Принцип выборочности таможенного  контроля – использование должностными лицами таможенных органов только тех форм таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные законодательством Российской Федерации.

       Принцип гуманности – применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.

       Принцип оперативности – установление Правительством Российской Федерации и подчиненным ему властным органам (Минэкономразвития России и ФТС России) наиболее и сравнительно коротких сроков для установления и реализации необходимых (в конкретных случаях) форм таможенного контроля.

       Принцип сотрудничества таможенных органов с соответствующими органами иностранных  государств – взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам.

       Принцип эффективности – таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками субъектов внешнеторговой деятельности, брокерами, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями (ассоциациями).

       При проведении таможенного контроля таможенные органы Российской Федерации исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Исходя из указанного принципа выбор должностным лицом таможенного органа соответствующей формы таможенного контроля обусловлен необходимостью предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

    • имеющих устойчивый характер;
    • связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
    • подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
    • затрагивающих другие интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

       При осуществлении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

       Требования  таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Российской Федерации.

       Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного  порядка перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу Российской Федерации, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства и принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимают таможенные пошлины, налоги, выполняют ряд других функций, предусмотренных ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации – непосредственно связанных с целями таможенного контроля на основе принципов, установленных Конституцией Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Формы таможенного контроля, их характеристика 

       Процессуальная  составляющая правового регулирования  таможенного контроля по ТК РФ устанавливается  порядком проведения и формами таможенного  контроля. Статьей 366 ТК РФ определены десять форм таможенного контроля:

  • проверка документов и сведений;
  • устный опрос;
  • получение пояснений;
  • таможенное наблюдение;
  • таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
  • таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
  • личный досмотр;
  • проверка маркировки товаров специальными марками,
  • наличия на них идентификационных знаков;
  • осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
  • таможенная ревизия.

       Данный  список не является исчерпывающим, поскольку  в числе процедур таможенного  контроля выделяются дополнительно проверка товаров (ч. 1 ст. 359), которая не тождественна таможенному осмотру или досмотру товаров и транспортных средств (ст. 371 и 372), проверка достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств (ст. 361, ч. 4 ст. 363), которую нельзя сводить к проведению таможенной ревизии, рассмотрение отчетности для целей таможенного контроля (ст. 364)1.

             Названные формы  таможенного контроля детально регламентируются соответствующими статьями (ст. 367-376) ТК РФ.

       1. Проверка документов  и сведений.

       Проверка  документов и сведений осуществляется в целях установления их подлинности  и достоверности содержащихся в  них сведений, а также правильности их оформления. Она заключается в  их изучении в целях установления соответствия нормам таможенного законодательства и полноты оформления.

       Документы, необходимые для таможенного  контроля, согласно п. 28-30 ст. 11 Таможенного кодекса, классифицированы в следующие группы:

       1) транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках;

       2) коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если из настоящего Кодекса не вытекает иное;

       3) таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

       Проверка  сведений, содержащихся в документах, осуществляется посредством их сопоставления  с информацией, получаемой из других источников (аналитически, данные специальной  таможенной статистики, таможенные ревизии).

       Также могут подлежать проверке иные документы и содержащиеся в них сведения, необходимые для таможенного контроля. К таким документам могут быть отнесены учредительные документы, подтверждающие право занятия внешнеэкономической деятельностью, сертификаты качества, соответствия, разрешительные документы, выдаваемые иными государственными органами, воинские пропуска и др.

       Проверка  документов и сведений заключается  в их изучении с точки зрения соответствия действующим нормам таможенного  законодательства, полноты и достоверности сведений для таможенных целей.

       Таможенный  орган запрашивает такие документы  и сведения в письменной форме  и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для  этого2.

       2. Устный опрос.

       Устный  опрос - форма таможенного контроля, применяемая таможенными органами при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, которая заключается в получении необходимых сведений от физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

         Возможность проведения устного  опроса ограничивается производством  таможенного оформления, обусловленном  перемещением через границу товаров  (транспортных средств).

         Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями  организаций, обладающих полномочиями  в отношении оформляемых товаров  (транспортных средств), например  специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером.

         Данная форма таможенного контроля  применяется без письменного  закрепления полученных сведений.  
 

       3. Получение пояснений.

       Получение пояснений - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом  таможенного органа для получения сведений (от декларантов, лиц, перемещающих товары, иных лиц) об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства.

         В отличие от устного опроса, возможность получения пояснений  не ограничена институтом таможенного  оформления и допускается везде,  где ТК РФ предусмотрено проведение  таможенного контроля, в том числе  после выпуска товаров для  свободного обращения.

         Таможенные органы вправе получать  пояснения от любых лиц, которые  имеют отношение к перемещению  через таможенную границу товаров  и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица), а также обладают соответствующими  сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.

         Получение пояснений оформляется  в письменной форме. Форма пояснения  утверждена приказом ГТК России  от 24 ноября 2003 г. № 1323 "Об утверждении  формы документа".

       4. Таможенное наблюдение.

       Таможенное  наблюдение представляет собой гласное  и целенаправленное визуальное наблюдение должностным лицом таможенного  органа за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

       Таможенное  наблюдение может быть систематическим  или разовым, непосредственным или  опосредованным (с применением специальных  технических средств).

       5. Таможенный осмотр  товаров и транспортных  средств.

       Таможенный  осмотр товаров и транспортных средств - внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.

       В зоне таможенного контроля таможенный осмотр товаров и транспортных средств  может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.

       По  результатам таможенного осмотра  товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем.

       6. Таможенный досмотр.

       Таможенный  досмотр товаров и транспортных средств - форма таможенного контроля, которая заключается в проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Информация о работе Таможенный контроль: формы проведения