Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:04, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить таможенные пошлины.
Задача - рассмотреть международную торговлю, изучить сущность таможенных пошлин, их классификацию, ставки, а также их влияние на международную торговлю.
Сближение национальных издержек и цен с мировыми создают предпосылки для снижения импортных пошлин и наоборот. Если под влиянием неблагоприятных условий разрыв между национальными и интернациональными издержками и ценами увеличивается, то возникает необходимость повышения импортных пошлин для защиты национального производства.
Несколько иную природу имеют экспортное пошлины, которые взимаются по ограниченному кругу (перечню) товаров и в исключительных условиях. Обычно экспортные пошлины (и налоги) взимаются по энергоносителям и сырьевым товарам, а также по изделиям высокохудожественным, составляющим достояние народа. К ним же относятся произведения старины, а также наукоемкая продукция, составляющая объекты интеллектуальной собственности. Общим для всех этих товаров является то, что их национальная стоимость и отражающие ее цены ниже уровня интернациональных издержек и мировых цен, регулируемых издержками производства замыкающих поставщиков. При отсутствии такой предпосылки отпадают экономические условия для взимания экспортных пошлин [7, с.45].
Экспортные пошлины отражают разницу между более низкими национальными издержками и ценами продукции, производимой при более благоприятных национальных условиях производства, и более высокими издержками замыкающих поставщиков и регулируемыми этими издержками мировыми ценами.
Закон РБ «О таможенном тарифе» 3 февраля 1993 г. N 2151-XII определяет таможенная пошлина - обязательный платеж в республиканский бюджет, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь [5].
Таможенные пошлины по своему экономическому содержанию и характеру действия относятся к стоимостным, рыночным регуляторам внешнеторгового оборота. Как всякий налог, пошлина увеличивает цену товара и снижает его конкурентоспособность. Однако за внешне простым и односложным действием пошлины на внешнюю торговлю скрыты сложные и многоплановые процессы, генератором которых выступает таможенное обложение.
Экономическая роль импортных пошлин, прежде всего, связана с тем что, воздействуя на цены товаров и отгораживая национальные рынки от мировых, они, повышая уровень внутренних цен, активно влияют на накопление капитала, темпы развития и норму прибыли отдельных отраслей экономики, нивелируют различия в национальных и международных условиях производства. Другими словами, таможенная политика затрагивает самые существенные стороны национального производства.
Наиболее заметная функция таможенных пошлин — это их ценообразующая роль - создание стоимостного барьера, повышающего цену импортного товара и создающего разрыв в уровне цен на товары в разных странах. Значение пошлин как фактора, повышающего цену иностранного товара, различно по отдельным товарам. По одним (сырьевые, некоторые виды полуфабрикатов) оно обычно невелико, по другим (готовые промышленные изделия и сельскохозяйственные товары) — значительно.
Таможенная пошлина является первым и часто основным фактором, повышающим цену конкретного иностранного товара при его движении на внутренний рынок страны. Однако на этом ценообразующая роль пошлины не заканчивается. Дело в том, что, создавая разницу в ценах конкретных товаров на мировом и внутреннем рынках, пошлина влияет на общий уровень товарных цен в стране. Она позволяет национальным производителям повысить общий уровень цен местных товаров и получать дополнительную прибыль. В этом случае пошлина прямо защищает внутренние цены и прибыли национальных компаний.
Конечными плательщиками импортных таможенных пошлин во всех случаях вне зависимости от категории импортного товара всегда являются потребители товаров. Таможенные пошлины на ввозимое сырье, оборудование включаются в издержки производства, переносятся на стоимость производимых товаров, и, в конечном итоге, повышают цену конечного производимого продукта. Таможенные пошлины на импортные продукты питания, потребительские товары непосредственно включаются импортерами-продавцами в цену продаваемых на внутреннем рынке товаров. Поэтому таможенные пошлины, как и налоги, являются особенно тяжелым бременем для низкооплачиваемых потребителей товаров, особенно в странах с низким уровнем жизни [8, с 67].
Например: телевизор, ценой в 300 долларов, облагается импортной таможенной пошлиной в 10%. Денежная сумма пошлины составит 30 долларов. Если среднемесячная зарплата в стране равна 100 долларов, доля пошлины к зарплате составит 30 %. Если же среднемесячная зарплата — 1000 долларов, то при тех же исходных данных доля пошлины к зарплате окажется на уровне 3 %. Поэтому даже не особенно высокие таможенные пошлины могут оказаться серьезным бременем для населения стран с низким уровнем доходов. Это необходимо иметь в виду, сопоставляя уровни таможенного обложения в странах, развивающихся по своему экономическому развитию [2, с. 34].
Уровень таможенного обложения неодинаков в различных государствах. Однако определенная закономерность при сопоставлении ставок пошлин на одинаковые товары в различных странах прослеживается достаточно четко — пошлины в развивающихся странах существенно выше, чем в развитых государствах. Это связано с тем, что развивающиеся страны с помощью таможенного обложения защищают отдельные отрасли своей национальной экономики, содействуя их ускоренному развитию.
Пошлина как инструмент протекционизма, как инструмент защиты национальной экономики или отдельных ее отраслей используется как развивающимися, так и развитыми странами.
Увеличение ставки пошлины по мере повышения степени обработки товара (тарифная эскалация) говорит о том, что таможенное обложение направлено на защиту обрабатывающей промышленности.
Во всех странах мира пошлины выполняют фискальную функцию — таможенные сборы пополняют доходную часть государственного бюджета. Когда-то, это была основная роль таможенного обложения, но сегодня в развитых странах она отошла на второй план. Если взять развитые страны, то при среднем обложении готовых изделий в 5-6 % и беспошлинном ввозе почти половины импортных товаров, доходы от таможенных пошлин составляют лишь несколько процентов доходной части госбюджета (налоги составляют основную доходную статью). В развивающихся странах роль таможенного Обложения в доходной части госбюджета выше, но и здесь наблюдается тенденция к ее уменьшению, по мере перехода их на более высокие ступени экономического развития [2, с. 36] .
Таможенные пошлины специально направлены на регулирование внешней торговли и реализацию торговой политики страны по отношению к ее торговому партнеру. Внутренние налоги страны, как правило, не являются предметами международного регулирования. Таможенные пошлины в современных условиях всегда являются объектом двустороннего и многостороннего международного регулирования.
Таможенные пошлины можно классифицировать по объекту обложения, по способу взимания рассмотрим классификацию в следующим пункте данной главы.
2.2 Ставки таможенных пошлин
Одним из элементов таможенного тарифа является ставки таможенных пошлин. Ставка таможенной пошлины – это величина таможенной пошлины, выражающееся в определённых единицах (процентах или стоимостных единицах).
В Республике Беларусь применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:
Сумма таможенных пошлин по товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, определяется по формуле:
ТП=ТС * СТПадв
ТП – сумма таможенной пошлины в рублях;
ТС – таможенная стоимость;
СТП – ставка таможенной пошлины в процентах.
Адвалорные ставки таможенных пошлин вычисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Являются наиболее распространёнными и в наибольшей степени отвечают современным взглядам на обеспечение справедливой конкуренции. Наилучшим способом подходят для применения к готовым изделиям машино-технической и наукоёмкой продукции. Недостатком адвалорных ставок является необходимость правильного определения цен товаров (таможенную стоимость), что не всегда возможно.
Сумма таможенных
пошлин по товарам, в отношении которых
установлены специфические
ТП = Кт * СТПспец * Кевро
Кт – количество товаров в единицах измерения, которые устанавливаются ставка таможенной пошлины;
СТПспец – ставка таможенной пошлины специфическая;
Кевро – курс евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь.
Специфические ставки больше соответствуют массовым однородным товарам (удобно применять) раньше широко применялись в отношении сырьевых товаров. В настоящее время с рынком удельного веса готовой продукции их значение уменьшилось. Применение специфических ставок является отсутствием необходимости точного определения цены товара в таможенной стоимости, поэтому часто стараются применять в тех случаях, когда установить цену товара сложно либо, когда существует подозрение в массовых злоупотреблениях при установлении таможенной стоимости для снижения таможенных платежей. В целом специфические ставки – более жесткий барьер для передвижения товара, нежели адвалорные ставки.
При этом специфические ставки оказывают неравномерное воздействие на товары в зависимости от уровня цен. Они наиболее благоприятны для ввоза дорогих однотипных товаров. Иногда это их свойство специально используется для противодействия ввозу дешевых и низкокачественных сортов товаров. Наиболее часто специфические ставки применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохозяйственных товаров, а также в развивающихся странах, которые используют таможенный тариф как средство пополнению государственного бюджета и не обладают достаточно классифицированной таможенной службой, способной обеспечить контроль за правильной стоимостью ввозимых товаров.
Устанавливается в процентах от стоимости товара с указанием "ставка в процентах от таможенной стоимости, но не менее ставки в евро за единицу измерения товаров" сумма таможенной пошлины равна наибольшей из сумм, исчисленных по адвалорной и специфической ставкам таможенной пошлины или "ставка в процентах от таможенной стоимости плюс ставка в евро за единицу измерения товаров" сумма таможенной пошлины равна сумме, исчисленной по адвалорной и специфической ставкам таможенной пошлины.
Комбинированные
ставки действуют как адвалорные
пока цена товара относительно высокая.
В случае снижения цен или
ввоза более дешевых
Кроме того, наряду с комбинированной ставкой пошлины в аналогичных целях выделяют эффективную ставку тарифной защиты, характеризующую фактический уровень протекционизского воздействия тарифного обложения на отечественного производителя с точки зрения влияния таможенных пошлин на создаваемую добровольную стоимость.
Эффективная ставка тарифа - реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров.
Размер эффективной ставки тарифной защиты (фактический уровень тарифной защиты) определяется как отношение размера добавленной стоимости в условиях тарифного обложения к размеру добавленной стоимости в базовом варианте (в стоимости тарифного обложения). В обобщенном виде уровень эффективной ставки тарифной защиты вычисляется по формуле:
ЭСТЗ = Т – d*t
1 – d
T – Ставка таможенной пошлины на готовую продукцию (зарубежный аналог отечественной продукции;
t – Ставка таможенной пошлины на использованные предприятием материальные ресурсы;
d - удельный вес стоимости материальных ресурсов затраченных на производство товара.
Из формулы следует, что тарифная защита отечественного производителя увеличивается не только по мере увеличения разницы в ставках (числитель), но и по мере уменьшения степени обработки (созданной на предприятии добавленной стоимости) (отражающейся в знаменателе). Т.е., высокие тарифы на предприятии на ряду с практикой тарифной эскалации скорее будет способствовать организации внутри страны преимущественно сборочных производств. Производств с низкой степенью обработки и низкой величиной, созданной добавочной стоимости, нежели производства с полным техническим циклом. Дополнительные условия в пользу первого варианта являются существенно меньшая потребность в финансовых ресурсах по сравнению со вторым вариантом, в тоже время может способствовать углублению специализации национальной промышленности.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом РБ «О таможенном тарифе» [5].
Ставки таможенных пошлин устанавливаются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь [5].
В отношении товаров, происходящих из стран, с которыми у Республики Беларусь нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств), ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе», увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Республикой Беларусь тарифных льгот (тарифных преференций) на основании соответствующих положений Закона «О таможенном тарифе» [5].