Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:28, реферат
Целью исследования является анализ организации деятельности Федеральной Таможенной Службы, так же анализ основы организации службы в таможенных органах РФ. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть систему и структуру таможенных органов Российской Федерации
- дать характеристику принципам деятельности таможенным органам
- исследовать историю развития института службы в таможенных органах.
2. История развития института службы в таможенных органах Российской Федерации.
Следует отметить, что современная теория
службы в таможенных органах, как и теория
таможенного дела, может развиваться прежде
всего с учетом исторического опыта России.
Условно в истории развития службы
в таможенных органах современной России
можно выделить несколько этапов, которые
неразрывно связаны с господствующим
в данный период общественно-экономическим
строем государства.
Первоначально на Руси речь
шла только об организации таможенно-пошлинного
обложения. Собственно о таможенной службе
можно говорить условно, поскольку лишь
с течением времени, по мере создания и
укрепления централизованного государства,
расширения внешнеэкономического общения
шло становление и развитие структур и
институтов, которые составили ядро российской
таможенной службы.
В период раздробленности Российского
государства, а в последующем при его централизации
управление таможнями, т.е. местами на
рынке или ярмарке, где взыскивали пошлину,
основывалось на так называемой 'верной'
системе сбора пошлин и укомплектования
таможен. Управление сосредоточивалось
в руках 'таможенных голов', которым помогали
'целовальники'. Между ними и государством
либо княжеством, как правило, и стояли
откупщики таможенных сборов. Права и
обязанности 'откупных таможенников',
таможенные платежи, подлежащие взысканию,
размеры, способы взимания, штрафные санкции
за уклонение от уплаты и т.д. определялись
особыми грамотами удельных князей и царей.
Определенный интерес вызывает
правовой статус 'таможенных голов' и 'целовальников'.
Они, по сути дела, отбывали повинность.
Их служба носила безвозмездный характер
и считалась очень почетной. Поскольку
она осуществлялась 'на веру', должностные
лица таможни принимали присягу.
С момента принятия Указа от
25 октября 1653 г., который вошел в историографию
таможенного дела, как Торговый Устав
или Таможенный Устав, начался новый период,
который характеризуется централизацией
таможенного дела. Важной особенностью
таможенной службы в этот период являлось
то, что она выполняла лишь фискальные
задачи. Поэтому предпочтение при выборе
таможенников отдавалось купцам, т.е. людям,
'сведующим в торговых делах', лицам, знающим
грамоту, умеющим читать и писать.
Следующий этап в истории
российского таможенного права
приходится на петровские времена. Первоначально,
с целью контроля за сбором пошлин, был учрежден институт бурмистров.
В 1718 г. была создана Коммерц-коллегия.
Передача таможен под управление Коммерц-коллегии
способствовала созданию более стройной
организации таможенной службы. Коммерц-коллегия
в своей деятельности опиралась на положения
'Регламента, по которому оная при отправлении
своего дела поступать имеет', принятого
в 1719 г. Коллегия была укомплектована за
счет представителей русского дворянства,
таможенных служащих и иностранцев.
Наряду с обычным приемом на
службу в таможню объявлялись и конкурсы.
Это позволяло отобрать наиболее грамотных
людей, имеющих опыт работы в торговле.
Необходимо отметить, что в рассматриваемый
период служба в таможне становится чиновничьей,
с упразднением службы 'верной'. Таможенники
стали получать денежное вознаграждение
за свою службу по сбору податей с товаров,
прибывающих в Российское государство.
Хотя при этом сохранялись и традиционные
формы комплектования штатов таможен.
В целом кадры таможенников комплектовались
из числа дворян, имеющих высшее или среднее
специальное образование.
В дореволюционной России была сформирована
стройная система таможенных органов,
обеспеченная необходимой правовой базой,
деятельность которых приносила весомые
доходы в государственную казну. Достаточно
высокоразвитой была и служба в таможенных
органах. Законодательство данного периода
подробно регламентировало вопросы организации
и прохождения этого вида службы. Основы
правового статуса служащих таможенных
органов современной России во многом
базируются на тех положениях, которые
были разработаны именно в тот период.
Особое место в истории развития института
службы в таможенных органах занимает
'советский' период развития государства.
Он характеризуется тем, что таможенные
органы в условиях сложившейся административно-командной
системы перестали играть самостоятельную
роль в действующем государственно-правовом
механизме. Служба в таможенных учреждениях
признавалась государственной, о чем свидетельствует
наличие внешней атрибутики (форма, звания,
флаг, эмблема и т.п.), но при этом труд их
сотрудников регулировался нормами КЗоТ
РСФСР.
В период 'перестройки' 1986-1989 гг. функции
таможенных органов фактически остались
прежними, т. к. почти не изменился порядок
экспортно-импортных операций. Как и раньше,
главной задачей таможен был контроль
за соблюдением государственной монополии
внешней торговли. Все служащие таможенных
органов считались 'гражданскими' государственными
служащими.
Этот период можно охарактеризовать двумя
принципиальными положениями: во-первых,
реализация организационной обособленности
в связи с образованием в 1986 г. Главного
управления государственного таможенного
контроля (ГУГТК) при Совете Министров
СССР, а 25 октября 1991 г. - Таможенной службы
России, и, во-вторых, отнесение таможенных
органов к разряду военизированных организаций
по Указу Президента РФ 2252 от 22 декабря
1993 г.
Особое значение имеет принятие Таможенного
кодекса 1993 г., в котором впервые нормативно
закреплялись видовое единство сотрудников
таможенных органов, основы их правового
статуса, а также специфика организации
прохождения службы. Итогом определения
службы в таможенных органах РФ в качестве
самостоятельного вида государственной
службы следует признать принятие Федерального
закона 114 'О службе в таможенных органах
Российской Федерации' от 21 июля 1997 г.
3. Организация деятельности ФТС
Федеральную таможенную службу возглавляет
руководитель, назначаемый на должность
и освобождаемый от должности Правительством
Российской Федерации.
Руководитель Федеральной таможенной
службы несет персональную ответственность
за осуществление возложенных на Службу
полномочий в установленной сфере деятельности.
Руководитель Федеральной таможенной
службы имеет заместителей, количество
которых устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Заместители руководителя Федеральной
таможенной службы назначаются на должность
и освобождаются от должности Правительством
Российской Федерации по представлению
руководителя Федеральной таможенной
службы.
Заместитель руководителя Федеральной
таможенной службы, курирующий оперативно-розыскную
работу таможенных органов, по вопросам
финансово-хозяйственной деятельности
подотчетен руководителю Федеральной
таможенной службы, а по вопросам оперативно-служебной
деятельности наделяется правом принятия
самостоятельных решений.
9. Руководитель Федеральной таможенной
службы:
9.1.распределяет обязанности между своими
заместителями;
9.2.вносит в Правительство Российской Федерации:
9.2.1.проект положения о Службе;
9.2.2.предложения о предельной численности
и фонде оплаты труда должностных лиц и работников
центрального аппарата Службы и таможенных
органов;
9.2.3. предложения о назначении на должность
и освобождении от должности заместителей
руководителя Службы;
9.2.4. проект ежегодного плана и прогнозные
показатели деятельности Службы, а также
отчет об их исполнении;
9.3. вносит в Министерство финансов Российской
Федерации предложения по формированию
проекта федерального бюджета в части
финансирования деятельности Службы;
9.4. назначает на должность и освобождает
от должности должностных лиц центрального
аппарата Службы, начальников региональных
таможенных управлений и таможен, а также
иных должностных лиц и работников таможенных
органов Российской Федерации, включая
должностных лиц и работников представительств
Службы за рубежом;
9.5. решает в соответствии с законодательством
Российской Федерации о государственной
службе вопросы, связанные с прохождением
федеральной государственной службы в Федеральной
таможенной службе;
9.6. утверждает структуру и штатное расписание
центрального аппарата Службы в пределах
установленной Правительством Российской
Федерации численности должностных лиц
и работников, смету доходов и расходов
на содержание Службы в пределах утвержденных
на соответствующий период ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете;
10. Финансирование расходов на содержание
Федеральной таможенной службы осуществляется
за счет средств, предусмотренных в федеральном
бюджете, а также средств иных источников,
установленных законодательством Российской
Федерации.
11. Федеральная таможенная служба является
юридическим лицом, имеет печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации
и со своим наименованием, иные печати,
штампы и бланки установленного образца,
а также счета, открываемые в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
12. Федеральная таможенная служба имеет
геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел,
утверждаемые в установленном порядке.
13. Место нахождения Федеральной таможенной
службы — г. Москва.
3.1 Основы организации службы в таможенных органах Российской Федерации.
В современной теории
права термин 'служба в таможенных
органах' или 'таможенная служба' употребляется
в различных значениях. Условно
можно различить этот термин в
широком и узком смысле слова.
В широком смысле 'таможенная служба' -
это совокупность таможенных органов,
таможенной полиции, иные звенья и структуры,
непосредственно участвующие в осуществлении
таможенного дела, правовой статус должностных
лиц таможенных органов, а также порядок
и условия приема на государственную службу
в таможенные органы.
Таможенная служба в узком смысле слова
- это вид государственной службы, т.е.
в данном случае речь идет только о порядке
и условиях прохождения ее в таможенных
органах.
3.2 Классификация государственной службы в таможенных органах по признакам.
Необходимым условием научного
обоснования выделения
профессиональной
функциональной роли в процессе государственного
управления;
сфере деятельности и компетенции;
правовому положению (статусу) в системе
государственной власти.
В Федеральном законе 'О службе в таможенных
органах Российской Федерации' под таможенной
службой (или службой в таможенных органах)
понимается особый вид государственной
службы граждан Российской Федерации,
осуществляющих профессиональную деятельность
по реализации функций, прав и обязанностей
таможенных органов, входящих в систему
правоохранительных органов Российской
Федерации.
Таможенная служба по правовой природе
сходна с военной службой, но по причине
наличия других особенностей военной
службой не считается и к ней не приравнивается.
Это же обстоятельство подчеркивает и
Указ Президента РФ 2252 от 22 декабря 1993
г. 'Об отнесении таможенных органов к
государственным военизированным организациям'.
Следовательно, служба в таможенных органах
является 'милитаризованной', но не военной.
Необходимо выделить один принципиальный
момент, позволяющий говорить о самостоятельности
'милитаризованной' государственной службы.
Дело в том, что этот вид службы объединяет
особые административные органы, располагающие
вооруженными отрядами, задачами которых
является поддержание порядка, борьба
с преступностью и правонарушениями, защита
существующего общественного и государственного
строя. Строго говоря, данный вид государственной
службы логично было бы определить термином
'полицейская служба' или 'правоохранительная
служба'. Это служба, осуществляемая: в
полиции; в федеральных органах юстиции
РФ; в федеральных органах налоговой полиции
РФ; в таможенных органах РФ; в МЧС РФ и
некоторых других.
Обладая общими признаками
милитаризованной службы (система специальных
званий, внешней атрибутики, более жесткой
дисциплины и др.), служба в таможенных
органах РФ является по своему характеру
правоохранительной. Это подтверждает
действующее законодательство, которое
включает таможенные органы в число правоохранительных
(ст. 8 Таможенного кодекса Российской
Федерации). Правоохранительный характер
службы в таможенных органах подчеркивается
также в преамбуле Таможенного кодекса
РФ, которая устанавливает, что деятельность
всех таможенных органов должна быть направлена
на защиту и укрепление экономического
суверенитета и экономической безопасности
Российской Федерации, обеспечение защиты
прав граждан и соблюдение ими обязанностей
в области таможенного дела.
3.3 Цели и принципы службы в таможенных органах.
Главной целью службы
в таможенных органах является обеспечение
экономического суверенитета и экономической
безопасности Российской Федерации, обеспечение полномочий
таможенных органов РФ и обеспечение законного
перемещения через таможенную границу
Российской Федерации товаров и транспортных
средств. Исходя из анализа целей деятельности,
можно сделать вывод, что таможенные органы
одновременно выступают как фискальные
и правоохранительные, и эти их роли органично
связаны между собой. Кроме того, цели
таможенной службы определяются спецификой
таможенной службы как разновидности
государственной службы. В данном ракурсе
целями таможенной службы являются: обеспечение
единства государственной власти в РФ,
а также обеспечение эффективной деятельности
таможенных органов по выполнению стоящих
перед ними задач.
Таможенное дело -
составная часть системы исполнительной
деятельности государства, принципы которой
полностью распространяются на нее. Современный
законодатель не дает определения принципов
таможенной службы, но перечисляет их
в различных законодательных актах. Таможенная
служба, как разновидность государственной,
также имеет определенные принципы. Причем
по своему содержанию и функциональным
характеристикам принципы государственной
и таможенной службы во многом совпадают.
Проанализировав
принципы организации государственной
службы, объединим их в несколько групп:
-профессионализм и компетентность;
-подконтрольность и ответственность
таможенных служащих перед населением
и государством;
-единство основных требований, предъявляемых
к таможенной службе;
-внепартийность таможенной службы;
-самостоятельность в пределах своих полномочий;
-гласность в осуществлении таможенной
службы;
-равный доступ граждан к таможенной службе;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина,
их непосредственного действия;
-законность;
-обязательность решений вышестоящих
в порядке подчиненности должностных
лиц, принятых в пределах их компетенции,
для нижестоящих должностных лиц;
-экономическая, социальная и правовая
защищенность таможенных служащих;
-стабильность кадров таможенной службы.
Соблюдение принципа
стабильности кадров в таможенных органах
означает относительное постоянство кадров
в занимаемых должностях, минимизацию
текучести кадров при устойчивости штатного
состава.
Необходимо отметить, что в практике организации
службы в таможенных органах особое значение
среди других принципов управления имеет
принцип единоначалия. Он предполагает,
с одной стороны, коллегиальность управления,
а с другой - установление строжайшей персональной
ответственности за исполнительские функции.
Коллегиальность при этом не исключает,
а предполагает личную ответственность
каждого сотрудника таможенного органа
за порученное ему дело.
Руководствуясь принципом единоначалия,
системой таможенных органов руководит
председатель Государственного таможенного
комитета РФ. Принцип единоначалия реализуют
в своей деятельности начальники региональных
таможенных управлений, начальники таможен
и таможенных постов, а также все руководители
структурных подразделений таможенных
органов РФ.
При этом наиболее важные вопросы руководства
таможенным делом рассматриваются на
заседаниях Коллегии ГТК РФ, а также коллегий
региональных управлений. Принимаемые
на заседаниях коллегий решения, оформленные
соответствующим приказом, обязательны
для исполнения всеми сотрудниками таможенных
органов в порядке подчиненности.
Заключение
В нашем законодательстве для усиления характера правового регулирования государственной службы введено понятие «система государственной службы». Эта система складывается из трех видов государственной службы: гражданской, военной и правоохранительной. При этом военная и правоохранительная служба признаны федеральными видами государственной службы, соответственно, их правовое регулирование отнесено к ведению Федерации. Гражданская служба подразделяется на федеральную и субъекта Российской Федерации. Правовое регулирование федеральной гражданской службы находится в ведении Российской Федерации, а правовое регулирование гражданской службы субъекта Российской Федерации - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Система таможенных органов регулируется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - Федеральной таможенной службой России.
Она входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Реализация программы формирования российской таможенной службы, создания, укрепления и развития сети таможенных органов на таможенной границе и таможенной территории России дала свои результаты, разработана и реализуется Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, принятой на заседании коллегии ФТС России от 29 августа 2009 года и являющаяся составной частью Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года.
Для достижения высокого уровня управляемости и с учетом реформирования государственной службы Российской Федерации сокращаются лишние управленческие звенья между ФТС России и таможенными постами. В этой связи будут приниматься мероприятия, направленные на изменение структуры, оптимизацию количества и мест нахождения таможенных органов, количества госслужащих.
В ходе написания данной работы были решены следующие задачи:
Благодаря этому была достигнута поставленная цель работы- проведен анализ организации деятельности Федеральной Таможенной Службы.
Исходя из этого, можно сделать определенные выводы, что, несмотря на определенные успехи, остается нерешенным ряд вопросов. К примеру, был издан приказ ФТС России от 19.11.2008 № 1442 «О внесении изменений в штатное расписание таможенных органов», которым ограничивается присвоение классных чинов в зависимости от должности. Если ранее должности главного государственного таможенного инспектора соответствовал классный чин – советник государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3 класса, то в настоящее время этой должности соответствует классный чин – советник ГГС РФ 3 класса. Данный приказ должен быть отменен, так как не соответствует Указу Президента РФ от 01.02.2005 № 113.