Таможенные органы как органы дознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы данного реферата объясняется тем, что правоохранительная деятельность таможенных органов еще мало исследована в теоретическом плане, имеется немало практических проблем по осуществлению этой деятельности.

Содержание

Введение .......................................................................................................................... 1
Таможенные органы как органы дознания ................................................................... 3
Заключение .................................................................................................................... 17
Список использованной литературы .......................................................................... 19

Работа содержит 1 файл

там2.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
 
 

    План   : 

  1. Введение .......................................................................................................................... 1
  2. Таможенные  органы как органы дознания ................................................................... 3
  3. Заключение .................................................................................................................... 17
  4. Список использованной  литературы .......................................................................... 19

 

       Актуальность темы данного реферата объясняется тем, что правоохранительная деятельность таможенных органов еще мало исследована в теоретическом плане, имеется немало практических проблем по осуществлению этой деятельности.

        Важнейшая роль в деле обеспечения  экономических  интересов  государства принадлежит  таможенной  службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового  оборота  и  осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует  решению экономических проблем.

        Путем разумных протекционистских  мер таможенная служба  оберегает  национальную промышленность.

        В новых рыночных условиях,  когда российская  экономика   стала  " открытой ",  а   государственные  границы " прозрачными " или во многих местах " размытыми ",  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

        В ее обеспечении зоной ответственности  таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

  Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи,  поставленной перед таможенной службой;

- обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

- пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов    налогов;

- участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся  российским  экспортерам за экспортированные ими товары;

- формирование,  ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России;

    - создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

        За прошедшие годы удалось  многое изменить в таможенном  законодательстве, подготовить и  принять такие основополагающие  для  таможенного дела  документы,  как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о " Таможенном тарифе ".

        Нормы и положения,  содержащиеся  в этих документах, соответствуют  мировым.  Следовательно, создана  правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности,  интегрирования России в мировое хозяйство,  ее участие в развитии международной производственной кооперации.

       Возросла роль  Государственного  таможенного  комитета России  как ведомства, активно участвующего  в разработке таможенной политики  Российского государства.  Внедрение   новых технологий взимания таможенных  платежей, обеспечение своевременного  и правильного их начисления , организация контроля  за  их  поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.

      С 1994 года Государственный таможенный комитет  практически  осуществляет таможенно-банковский  валютный контроль.  Системой валютного контроля, на основе информационного обмена более чем с тысячью уполномоченных банков и их филиалов, охвачены валютные операции экспортеров на сумму 57 миллиардов долларов США.

В настоящее  время на территории Российской Федерации функционирует 15 региональных таможенных управлений ( в 1991 г. было 2 ), 150 таможен ( в 1991 г.  - 84),  503 таможенных поста ( было 122 ).  Сегодня таможенная служба России - это   53800 сотрудников ( было 8288 ).

       Такая система  таможенных  органов  позволяет  осуществлять  свои функции на всей территории России.

       Главными направлениями деятельности  таможенной  службы  России, как   это определено в разработанной  и ныне действующей программе,  были и остаются:  осуществление  фискальной и правоохранительной  функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

Значительное  место  в  деятельности  таможенных  органов занимает правоохранительная функция. Правоохранительный статус Государственного таможенного комитета  закреплен таможенным кодексом Российской Федерации, указами Президента РФ от 18 сентября 1993 года № 1390 " О  дополнительных мерах  по укреплению правопорядка в Российской Федерации " и от 22 декабря 1993 года № 2253 "Об отнесении таможенных органов  Российской Федерации к государственным военизированным организациям". С вводом в действие в августе 1995 года федерального Закона "Об  оперативно-розыскной деятельности" таможенные органы стали одним из субъектов этого вида деятельности,  чем была устранена  существовавшая  до этого момента юридическая коллизия.

        Создание в системе ГТК и  укрепление в течении прошедшего  периода специальных подразделений   правоохранительного профиля позволило  активизировать борьбу с контрабандой,  экономическими преступлениями, коммерческими правонарушениями.

    Таможенные  органы стали субъектом  оперативно-розыскной  деятельности. Раньше этой работой  не занимались потому что не было подготовлено кадров,  отсутствовал опыт,  во многом начинали с нуля,  и по сей день в таможенной системе не хватает юристов и экономистов.

    Являясь правоохранительными, таможенные органы тесно взаимодействуют с  другими  органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической  деятельности,  пресечении незаконного  ввоза  и  вывоза  с территории Российской Федерации оружия,  наркотиков, валюты и культурных ценностей.

      Дознание  в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических интересов России и ее безопасности.

      Дознание  представляет собой деятельность по раскрытию уголовных преступлений, которая проводится в процессуальных формах, установленных законом.

      Таможенным  органам право на производство дознания по делам о контрабанде впервые было предоставлено в 1991 г. В 1993 г. это право было подтверждено при принятии Таможенного кодекса Российской Федерации, но с существенным расширением компетенции.

      На  сегодняшний день таможенные органы правомочны вести дознание по пяти составам преступлений, предусмотренных  УК РФ:

  - статья 188 " Контрабанда ";

  - статья 189 " Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники ";

  - статья 190 " Невозвращение на территорию  Российской Федерации предметов  художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран ";

  - статья 193 " Невозвращение из-за  границы средств в иностранной  валюте ";

  - статья 194 " Уклонение от уплаты  таможенных платежей ". 

      Дознание  в уголовном процессе выступает как форма предварительного расследования уголовных дел. По тяжким преступлениям оно нередко предшествует предварительному следствию и выполняет роль важного уголовно-процессуального инструмента, обеспечивающего предупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств по делу.

      Согласно  ст. 118 УПК РСФСР дознание делится на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

      Таможенные  органы правомочны осуществлять обе  разновидности дознания.

      Дознание  по делам, по которым предварительное  следствие обязательно, проводится в течение десяти дней. Этот срок является максимальным и продлению не подлежит, в том числе и прокурором.

      По  всем преступлениям, отнесенным к компетенции  таможенных органов предварительное следствие обязательно (СТ.126УПК РСФСР).

      Таможенные  органы как органы дознания, возбудив уголовное дело в пределах своей компетенции, имеют право (и обязаны) по "горячим" следам преступления провести неотложные следственные действия, к которым согласно ч.1 ст. 119 УПК РСФСР относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос свидетелей и потерпевших.

      Однако данный перечень не является исчерпывающим. Законом Союза ССР от 12 июня 1990 г. были внесены изменения и дополнения в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, которым к неотложным следственным действиям отнесены также: прослушивание телефонных и иных переговоров, наложение ареста на имущество, назначение экспертизы.

      Как видно, перечень неотложных следственных действий довольно большой. Но это не означает, что таможенные органы, осуществляя данную разновидность дознания, обязаны во что бы то ни стало выполнить все неотложные следственные действия. Сделать это часто бывает невозможным по объективным причинам. Производство тех или иных неотложных следственных действий и их очередность находятся на усмотрении лица, ведущего дознание, его начальника и начальника таможенного органа и во многом зависят от особенностей совершенного преступления, складывающейся на месте обстановки и наличия реальных возможностей их осуществления. В то же время, несмотря на трудности, таможенные органы обязаны пресечь преступление и по "горячим" следам собрать и задокументировать доказательства, в отношении которых имеется реальная угроза утраты, в том числе в результате явлений природы, умышленных действий или по неосторожности. Кроме того, таможенные органы также должны принять меры уголовно-процессуального принуждения, исключающие уклонение лица, совершившего преступление, от расследования и суда.

      При необходимости начальник органа дознания по сложным уголовным делам  может создавать бригаду дознавателей, один из которых возглавляет ее и принимает дело к своему производству.

       Наряду с неотложными следственными  действиями орган дознания правомочен избрать любую меру пресечения, в том числе заключение под стражу, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона.

        Решая вопрос об аресте, необходимо  учитывать тяжесть совершенного преступления, личность подозреваемого и наличие доказательств его виновности.

       При производстве дознания первой  разновидности таможенные органы (как и другие органы дознания) не вправе производить следственные действия, выходящие за рамки неотложных, например: предъявление для опознания, очную ставку, следственный эксперимент, проверку показаний на месте, привлечение в качестве обвиняемого и допрос обвиняемого.

        Дознание должно вестись оперативно  и в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом. Всякое отступление от закона, в том числе несоблюдение процессуальных форм, рассматривается как нарушение закона и влечет за собой негативные правовые последствия.

        Компетентный следователь вправе  в любой момент дознания изъять  уголовное дело у таможенного  органа и принять его к своему  производству (ч.3 ст. 127 УПК РСФСР).

        Не ожидая истечения срока  дознания и выполнения всех  неотложных следственных действий, дознание по делу необходимо закончить в установленный законом срок (10 дней).

       Если в ходе дознания к подозреваемому  лицу была применена мера пресечения, дознание должно быть окончено  раньше установленного срока, чтобы дать следователю время для привлечения лица в качестве обвиняемого. Мера пресечения, примененная к подозреваемому, действует только в течение десяти дней (ст.90 УПК РСФСР ).

        Дознание по делам, по которым  предварительное следствие обязательно,  заканчивается составлением постановления об окончании дознания и направлением уголовного дела транспортному прокурору для определения его подследственности и передачи следователю для производства предварительного следствия.

       После передачи дела таможенный  орган может проводить по данному делу только неотложные следственные действия по письменному поручению следователя или прокурора.

Информация о работе Таможенные органы как органы дознания