Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:43, доклад
Участники внешнеэкономической деятельности часто вынуждены обращаться к услугам таможенных брокеров. Институт таможенных брокеров, активно развивающийся в России с начала 90-х годов, сейчас несколько поубавил темпы своего роста. Связано это с тем, что работа таможенного брокера рискованна, а общая ситуация на внешнеэкономическом рынке продолжает оставаться нестабильной.
С другой стороны, брокеры
данной категории прекрасно отдают
себе отчет в том, что зарплату
им платит все же довольный клиент,
а не люди в зеленом, поэтому любые
попытки таможни превысить
Второй вопрос, после выбора брокера, с которым часто сталкиваются участники ВЭД – это вопрос за что они платят? Все эти моменты должны быть прописаны в договоре с таможенном брокером и тарифном соглашении к нему. Как правило, в расценки таможенного брокера входят как услуги самого брокера, так и услуги СВХ. Так называемый заезд за шлагбаум. Для того, чтобы предъявить товары к таможенному оформлению необходимо обеспечить заезд транспортного средства на таможенную территорию. Право заезда оплачивается дополнительно, и может составлять до 70% от стоимости услуг таможенного брокера, если брокер не является по совместительству и владельцем СВХ, что на деле встречается крайне редко. Когда в марте 2009 года в рамках реализации таможенной концепции было ликвидировано большинство таможенных постов в Москве, товаропотоки были переориентированы на Московскую область, где сразу резко подорожали услуги таможенных брокеров. Причем увеличились цены именно на таможенное экспедирование, куда включена и плата «шлагбаум», в то время как расценки за оформление доплистов и ГТД остались без изменения. Далее в тарифы брокера включена цена непосредственно за подготовку и проведение таможенного оформления, если планируется оформление по серой схеме – брокер добавляет наценку за риск, планируется оформление технически сложных товаров, требующих серьезной проработки - надбавка за срочность. У брокера завышенная маржа, как уже говорилось – это характерно для малопрофессиональных брокеров с ограниченным кругом клиентов
Следующий, аспект, который хотелось бы рассмотреть, обсуждая работу с таможенным брокером – что может требовать от таможенного брокера клиент?
К сожалению, на практике приходится сталкиваться с тем, что подписанный договор еще не означает, что брокер не ограничит свою работу выставлением счетов.Порочной является практика, когда работа брокера дублируется персоналом клиентской компании. В исключительных случаях брокер вообще допускает присутствие представителя компании на посту, предоставляя ему самому общаться с инспектором и выпускать грузы. Более распространенной является практика висения брокера на телефоне с сотрудником, такой брокер просто дублирует вопросы инспектора и ответы сотрудника в телефонную трубку. Собственно говоря, брокер не только не отрабатывает свое вознаграждение, он еще и крадет деньги компании, отвлекая сотрудника от его непосредственных обязанностей.Дело декларанта предоставить брокеру всю информацию, в том числе и о характере груза, техническую информацию и тп, а также все документы по сделке. Дело брокера, определить, какая дополнительная информация может ему понадобиться, о каких документах надо будет позаботиться заранее.В обязанность брокера также входит проработка кода и мониторинг законодательства по тарифному и нетарифному регулированию. Именно брокер должен сказать декларанту, выбивает ли код риски, какие лицензии и сертификаты могут потребоваться для таможенного оформления.Неожиданное введение рисков, новых мер нетарифного регулирование, которые делают невозможным выпуск на прежних условиях являются вовсе не форс-мажором, как пытаются уверять некоторые брокеры, а следствием их непрофессионализма или халатного отношения к работе. Ни один нормативный акт или распоряжение не вступают в силу через час после подписания, то есть у брокера есть время отследить все изменения и подготовиться. Если же этого не произошло, и машина встала на посту, у клиента есть полное моральное право обратиться к брокеру за компенсацией сорванной поставки.
Еще одно законное право клиента – требовать оптимизации таможенного оформления. Если на таможенном посту принято переводить инвойсы, это еще не значит, что эту практику следует продолжать, особенно если у клиента ежедневно накапливаются стопки инвойсов, где только наименование торговых марок, количество, цены, суммы, а из иностранных слов только invoice и total. Работа брокера заключается и в том, чтобы договориться с таможней о согласовании глоссария часто повторяющихся слов, устном построчном переводе и др. Примеров таких оптимизаций и упрощений может быть очень много, самое главное, чтобы они исходили от брокера, а не от клиента.
Если участник ВЭД четко осознает, какие требования он предъявляет к брокеру, что он от него ждет, не забывает зафиксировать свои ожидания и требования в договоре, то взаимодействие с брокером может существенно оптимизировать логистический процесс.
Таким образом, сотрудничество с таможенным брокером, если он выбран правильно, является существенным облегчением работы участника ВЭД, дополнительной гарантией того, что таможенное оформление будет проведено правильно и оптимально, а также защищает его от не всегда приятного взаимодействия с органами власти.