Таможенной союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:49, дипломная работа

Описание работы

Таможенный союз – соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.
Рассматриваемая тема «Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана» является актуальной как на современном этапе, так и в обозримом будущем. Любое государство развивается за счет налоговых поступлении. Вместе с тем взысканием налогов и налоговых платежей в различных государствах и на разных этапах происходит исходя из сложившихся экономических условии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4

1 Правовые основы формирования Таможенного союза ...…………...8

2 Проблемы и перспективы таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации…………………………………………………………………………20
2.1 Понятие и сущность интеграции……………...…..…………………....29
2.2 Правовая природа ЕврАзЭС………….……………………...………….32
2.3 Пути решения проблем и перспективы развития интеграционных процессов в Евразии……..….……………………………………………………...37

3 Казахстан в таможенном союзе…….…………………………………..40
3.1 Правовой анализ Таможенного кодекса Таможенного союза…..…....43
3.2 Основные направления таможенного дела в Республике Казахстан……………………………………………………………………………49

Заключение………………………………………………………………….56

Работа содержит 1 файл

черновой.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

Согласно соглашению стран-участниц Таможенного союза, лицензионные платежи за право распределения или перепродажи товаров не включаются в таможенную стоимость, если такие платежи не являются условием продажи товаров для вывоза на территорию Таможенного союза. Следует, однако, отметить, что соглашением не определено, что именно считать «условием продажи», что может привести к различным толкованиям данного положения и, соответственно, к неясности в вопросе включения лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров.

Кодексом также установлен ряд новаций, которые могут повлечь возникновение у компаний различных рисков, в частности:

Российские таможенные органы получат право использовать для целей контроля за таможенной стоимостью товаров стоимость аналогичных товаров, ввозимых из третьих стран на территорию других стран Таможенного союза;

Срок таможенного контроля после выпуска товаров увеличивается с 1 года до 3 лет. Также таможенные органы будут иметь право проводить таможенный контроль не только в отношении компаний, которые осуществляют внешнеторговую деятельность, но и в отношении любой компании, которая владеет импортированными товарами.

В настоящее время разработка нормативных документов, регламентирующих вопросы таможенного оформления в рамках Таможенного союза, еще окончательно не завершена и может создать практические сложности при таможенном оформлении.

Помимо изменений в таможенное законодательство в целом, создание Таможенного союза приведет к значительному упрощению порядка таможенного оформления между странами Таможенного союза. В частности, при поставках товаров, как происходящих из государств Таможенного Союза, так и выпущенных в свободное обращение, между странами-участницами Таможенного союза будет отменено таможенные оформление (за исключением ряда товаров). При этом предполагается сохранение упрощенного декларирования для статистических целей.

Кроме того, в связи с вступлением в силу нового таможенного законодательства, начиная с 1 июля 2010 года, для России и Казахстана установлен особый порядок взимания косвенных налогов в отношении товаров, работ и услуг. Данный порядок в первую очередь относится к взаимоотношениям государств – участниц Таможенного союза. Порядок налогообложения косвенными налогами операций России и третьих стран останется прежним.

Порядок взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеэкономической деятельности странами-участницами Таможенного союза.

Порядок взимания косвенных налогов в Таможенном союзе регулируется Соглашением «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», заключенном в Москве 25 января 2008 г. и соответствующими протоколами к нему.

Законодательство Таможенного союза предусматривает единый порядок налогообложения товаров, как происходящих, так и не происходящих с территории Таможенного союза, и регулирует порядок налогообложения импорта и экспорта товаров между странами-участницами Таможенного союза. Законодательством Таможенного союза также установлен порядок налогообложения НДС услуг (работ), местом реализации которых признается территория Таможенного союза.

В отношении операций по реализации товаров законодательством Таможенного союза установлены следующие принципы:

При экспорте товаров применяется ставка НДС 0% и освобождение от уплаты акцизов.

При ввозе товаров уплата косвенных налогов осуществляется в налоговые органы по месту постановки на учет импортера.

Законодательство Таможенного союза предусматривает особый порядок подтверждения ставки НДС 0% и освобождения от уплаты акцизов при экспорте товаров. При этом установлен новый документ, необходимый для подтверждения ставки 0% или освобождения от акцизов – Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Данный документ оформляется импортером товаров.

Вступающим в силу законодательством предусмотрена возможность зачесть НДС (акциз) к возмещению из бюджета по текущей деятельности налогоплательщика в счет уплаты НДС (акциза), уплачиваемого при возе товаров из стран Таможенного союза.

В настоящее время еще не разработаны формы всех документов, связанных с перемещением товаров между странами-участницами союза, что может вызвать сложности при осуществлении внешнеторговой деятельности российскими компаниями.

В случае оказания услуг по переработке давальческого сырья данные положения являются неоднозначными. Мы предполагаем, что при осуществлении услуг по переработке могут возникать существенные сложности с применением нулевой ставки НДС, особенно в случаях, когда товары, произведенные в ходе переработки, не вывозятся с территории Таможенного союза, или если переработка осуществляется на основании договора с компаниями, не являющимися резидентами в странах Таможенного союза.

Помимо изменений в порядок налогообложения товарооборота России и Казахстана также предусматривается изменение порядка налогообложения услуг. В частности, протоколом устанавливаются правила определения места реализации услуг:

Протоколом вводится определение маркетинговых услуг, под которыми понимаются «услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров, работ, услуг в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров, работ, услуг, включая характеристику товаров, работ, услуг, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы»;

Протоколом вводятся определения места реализации услуг по аудиту, дизайну.

Транспортные услуги считаются реализованными по месту деятельности компании, оказывающей данные услуги. При этом применение ставок НДС по оказанным транспортным услугам регулируется российским законодательством.

В силу того, что в 21 главу Налогового кодекса РФ не внесены изменения, связанные с новым порядком таможенного оформления товаров, перемещаемых между странами Таможенного союза, у транспортных компаний могут возникнуть сложности с применением ставки НДС 0%, например, в отношении услуг по транспортировке товаров, ввозимых из дальнего зарубежья в Казахстан российским перевозчиком.

В настоящее время российская система налогообложения должна быть изменена в соответствии с законодательством Таможенного союза. По имеющейся у нас информации планируется внести поправки в главу 21 НК РФ, связанные с вышеуказанными изменениями. Изменения в НК РФ могут уменьшить возможные риски и неопределенности, связанные с взиманием косвенных налогов в рамках Таможенного союза.

О чем стоит подумать уже сейчас?

На наш взгляд создание Таможенного союза потребует от многих компаний, осуществляющих внешнеторговую деятельность, пересмотреть текущий порядок ведения бизнеса и проанализировать необходимость введения различных изменений, в частности:

пересмотреть применяемые таможенные режимы, схему логистики импортируемых товаров, определить новые места таможенного оформления, рассмотреть возможность организации продаж из России в страны-участницы Таможенного союза;

разработать порядок подтверждения ставки НДС 0% и освобождения от акцизов, а также порядок взаимодействия с контрагентами по вопросу получения Заявления импортера об уплате косвенных налогов;

пересмотреть порядок налогообложения НДС услуг (работ), оказываемых либо приобретаемых у стран Таможенного союза внести соответствующие изменения в договорные отношения между сторонами.

Группа экспертов ПвК в области таможенного права и косвенного налогообложения готова по Вашему запросу:

подготовить более подробную информацию о таможенных процедурах и режимах, установленных Кодексом и дать рекомендации по возможным последствиям введения новых процедур таможенного оформления товаров;

проанализировать модели товарных потоков с точки зрения минимизации налоговых затрат;

разработать стратегию и подготовить заявление по зачету суммы НДС к возмещению в счет уплаты таможенного НДС;

подготовить комментарии по вопросам подтверждения права применения нулевой ставки НДС 0% и освобождения от акцизов;

проанализировать необходимость внесения изменений в договоры по оказанию услуг (осуществлению работ) в связи с введением новых правил определения места реализации услуг (работ);

предоставить другие рекомендации по другим вопросам, связанным с введением Таможенного союза.

 

 

3.2 Основные направления таможенного дела в Республике Казахстан

 

Глубокие социально-экономические и политические преобразования, осуществляемые ныне в Республике Казахстан, не только обусловили новые подходы к внешнеэкономической деятельности, ее либерализацию и дальнейшее прогрессивное реформирование. Они ознаменовали качественно новое отношение Казахстана к проблеме международно-правового сотрудничества и регулирования в сфере таможенного дела. Таможенное дело РК развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми нормами и практикой.1) однозначно и четко устанавливается отказ РК от изоляционистского курса в таможенной области, от линии на замкнутое, оторванное от мирового опыта ведение таможенных дел, столь характерное для долгого периода господства плановой экономики и административно-командной системы управления. 2) в связи с участием Республики Казахстан в международном сотрудничестве в области таможенного дела, серьезно изменяется содержание и сам облик таможенного права РК, которое постепенно обретает черты цивилизованности, интегрированности в международном процессе. Сотрудничество РК с другими государствами в сфере таможенного дела развивается по трем основным направлениям:

1.                  это сотрудничество со странами СНГ, ближнего зарубежья, совместное с ними международно-правовое регулирование вопросов таможенного дела;

2.                  сотрудничество с международными торгово-таможенными организациями;

3.                  заключение соглашений со странами дальнего зарубежья.

а) Создание таможенных союзов в Западной Европе.

Таможенный союз создают не ради создания такого Союза, такой союз является не самоцелью, а средством к достижению цели - для создания условий более глубокой интеграции различных экономических сфер государств, участвующих в таком союзе. Создание таможенного союза – дело привлекательное и выгодное. В послевоенное время в мире делалось не менее 50 попыток создать тот или иной региональный таможенный союз.  Значительных успехов в этом направлении добился только Европейский союз. ЕЭС – региональный пример экономической таможенной интеграции. Интернационализация производства и капитала не могла не привести к созданию вначале европейского экономического сообщества, которое позже было преобразовано в ЕС. Малые, обособленные национальные рынки стран Западной Европы мало способствовали экономическому росту, не предоставляли достаточных возможностей для овладения достижениями науки и техники, не создавали условий для создания крупных корпораций, способных конкурировать на мировом рынке. Исходя из этих потребностей, государства Европы объединяются на добровольной основе. Поэтому основой создания единого внутреннего рынка стал Таможенный союз. Благодаря Таможенному союзу в значительной степени увеличилась хозяйственная взаимозависимость стран-членов ЕС. Инициатива создания Таможенного союза принадлежала министру иностранных дел Франции Шуману. Суть его предложения состояла в следующем: снять таможенные барьеры на пути торговли между западноевропейскими государствами и вручить регулирование внутриевропейской торговлей наднациональному органу. В течение 3,5 лет страны Западной Европы произвели постепенное, поэтапное снижение таможенных пошлин. Затем, отменив ограничения внутри ЕС, они разработали единый таможенный тариф, ставки которого были усреднены.С 1993 года таможенный контроль на внутренних границах ЕС был отменен и в этой связи все внутренние таможенные посты были ликвидированы. Естественной была и отмена ГТД. В вопросах торговли был утвержден верховенство законодательных норм ЕС над внутригосударственными нормами.  Унифицированы были и ставки налогов. Республика Казахстан начинает строить свои торговые и иные отношения с ЕС на основе следующих договорных документов: Заключительный акт между Республикой Казахстан и Европейским Объединением угля и стали, Европейским Сообществом по атомной энергии, подписанное в Брюсселе 5 декабря 1995 года, Временный договор по торговли и связанным с ней вопросам между Республикой Казахстан и Европейским Сообществом, Европейским Сообществом по атомной энергии, Европейским Объединением угля и стали от 6 декабря 1995 года, Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Сообществом и Республикой Казахстан от 26 марта 1996 года.

Б) Таможенная интеграция государств Центральной Азии Правовой основой единого экономического пространства в Центральной Азии является Договор трех центральноазиатских республик «О создании единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызстаном и Узбекистаном», подписанным в г.Чолпан-Ате 30  апреля 1994 года. В договоре обозначены цели единого экономического пространства. Единое экономическое пространство в рамках территорий трех республик «создается в целях реализации совместных программ по углублению экономической интеграции между Республикой Казахстан, Кыргызстаном и Узбекистаном» на 1996-2000 гг. предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечивает согласованную кредитно-расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и валютную политику. Грамотно проводимая таможенная политика позволяет создавать реальное единое экономическое пространство в регионе Центральной Азии.

В) Правовые аспекты таможенного союза России, Беларуси, Казахстана и   Кыргызстана

К числу региональных таможенных международно-правовых актов следует отнести Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 10 января 1995 года. Целью этого Соглашения стало содействие дальнейшему развитию взаимовыгодных экономических связей между участниками Соглашения. В этой связи участники создают единый Таможенный союз. Принципы формирования этого союза, порядок взимания таможенных пошлин, условия, при которых вводятся ограничения и устанавливается таможенный контроль, определены Соглашением о Таможенном союзе. В статье 1 данного Соглашения записано: «Договаривающиеся стороны определяют Таможенный Союз как экономическое объединение государств, основывающееся на следующих принципах: А) наличие единой таможенной территории государств участников Таможенного Союза. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем: отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, проходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений; установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли; формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 года.Б) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. Ограничения временного характера во взаимной торговле сторон посредством использования тарифных и иных  аналогичных мер подлежат применению только в следующих случаях: острой нехватки того или иного товара на внутреннем рынке (ограничение снимается когда положение на рынке стабилизируется); в случае дефицита платежного баланса, в случае ввоза товара на территорию одного из участников Соглашения «в таких возросших количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных им непосредственно конкурирующих товаров».Статья 6 Соглашения говорит о том, что участники этого акта обеспечивают единство управления своими таможенными службами. Участники Соглашения договорились проводить работу с целью унификации внутреннего законодательства своих стран по экономическим вопросам.
Стороны договорились организовать контроль за правоприменительной практикой и обеспечением единообразия осуществления методов, имеющих отношение к установлению механизмов контроля с целью недопущения неразрешенного реэкспорта товаров в третьи страны, а также к осуществлению платежных и расчетных отношений как по торговым, так и не по торговым операциям.
В рамках СНГ был принят ряд международно-правовых документов по таможенным вопросам, которыми стороны руководствуются в своей повседневной деятельности. В частности, участники Соглашения исходят из положений Основ таможенных законодательств участников СНГ от 10 декабря 1994 года, руководствуются Единой методологией таможенной статистики внешней торговли государств-участников СНГ от 10 декабря 1994 года, соблюдают правила определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года, применяют подписанное в Москве Соглашение о реэкспорте товаров от 15 апреля 1994 года. Все вышеприведенные положения имеют прямое отношение к Таможенному союзу, членом которого является и Казахстан, образованному по Соглашению от 10 января 1995 года. В Соглашении о Таможенном союзе от 10 декабря 1995 года новым положением является то, что договаривающиеся стороны посредством отдельного соглашения намерены создать исполнительный орган Таможенного союза. И такой отдельный договорной акт между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Республикой Кыргызстан был подписан. Благодаря Договору 1996 года об углублении интеграции в экономических и гуманитарных областях, был создан Межгосударственный Совет (высший орган управления интеграции) и Интеграционный Комитет (постоянно действующий исполнительный орган Межгоссовета). В соответствии со статьей 4, страны-участницы Соглашения подписали 20 января 1995 году Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности и Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений от 20 января 1995 года, который является неотъемлемыми частями рассматриваемого Соглашения. Специально подчеркивается, что в случае необходимости, любая из договаривающихся сторон может принять соответствующие международному праву и внутреннему законодательству страны меры, направленные на обеспечение охраны государственной безопасности, общественного порядка и т.д. соглашение не может стать препятствием к принятию таких мер. Любой Таможенный союз не может существовать без пакета межправительственных документов, договоров. В этой связи три государства, затем Кыргызстан, образующие Таможенный союз, планирую разработать тексты Соглашения о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, соглашения о единстве управления таможенными службами, текст договора о совместных условиях по охране внешних границ Таможенного союза, соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости национальных валют по курсам, котируемым национальными банками. Таможенный союз будет более соответствовать своему статусу, если государства-участники Союза разработают текст Протокола о введении режима внешней торговли в полном объеме без изъятий и ограничений и подпишут его. 29 марта 1996 году был подписан Договор о присоединении Кыргызстана к Таможенному союзу. На втором этапе участники союза планируют создание единой таможенной территории, что будет означать, что таможенный контроль с внутренних границ будет перенесен на внешние границы Таможенного союза государств. Единое таможенное пространство приведет к унификации налогового, валютного законодательства, нормативных актов о ценах, к созданию единых условий деятельности хозяйствующих субъектов всех входящих в Таможенный Союз государств. В 1995 году проводились переговоры по вопросам присоединения к Таможенному союзу Республики Узбекистан и Таджикистан. После заключения соглашения о создании Таможенного Союза, на срок до 6 месяцев были отменены все тарифные и количественные ограничения в торговле между Республикой Казахстан, Беларусь и Россией. На основе создания идентичных систем регулирования внешних экономических связей, безусловного обеспечения эффективной совместной защиты внешних границ государств-участников Таможенного союза, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих государств.По мере формирования Таможенного союза будут создаваться благоприятные условия для приоритетного развития торговли между странами, более полного обеспечения необходимыми видами энергоносителей, сырьевыми ресурсами, машинно-технической продукцией, продовольствием и потребительскими товарами. В конечном счете полнокровный Таможенный союз явится существенным шагом по пути к созданию общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Нужно подчеркнуть, что развитию торговли между странами будет способствовать поэтапное создание платежного Союза, обеспечивающего бесперебойность расчетов на основе использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирования эффективной платежной системы.10 февраля 1995 году в г. Алматы государства-участники СНГ подписали «Основы таможенного законодательства». В Казахстане Основы таможенного законодательства были ратифицированы Указом Президента Республики Казахстан от 3 июля 1995 года. В преамбуле этого документа говорится, что основы определяют принципы правового, экономического, организованного регулирования таможенного дела государств-участников СНГ, за которыми сохраняется право введения других норм, не противоречащих настоящим основам. Таможенный союз формируется наспех на основе противоречивых договоренностей - не только письменных, но и устных. Он явно привязан к политическому расписанию. Интеграция в данном случае используется в роли политического локомотива как внешних (проблема вступления России в ВТО, определенное давление на Евросоюз и т. д.), так и внутриполитических трендов. Между тем цена ошибки при создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС огромна и, помимо экономической стороны, может иметь серьезное политическое значение. А цунами дешевого ширпотреба из третьих стран, которое может обрушиться с 1 июля 2010 г. через Белоруссию и Казахстан, способно за несколько месяцев превратить Россию в огромный Черкизовский рынок. Это грозит разорением большой части российского мелкого и среднего бизнеса.

Информация о работе Таможенной союз