Таможенное дело Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения определить вряд ли возможно, но доподлинно известно, что уже в III в. до н.э. в г. Тарифе (в нынешней Андалузии) в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив.

Работа содержит 1 файл

полностью сделанная курсовая.docx

— 64.99 Кб (Скачать)

В таможенном отношении товар — это:

•   предмет таможенного оформления и таможенного контроля;

•   объект обложения таможенными пошлинами, налогами. Главным признаком товаров  выступает перемещаемость через

таможенную  границу РФ.

Важной  таможенно-правовой характеристикой товаров является их подразделение на российские или иностранные.

Принадлежность  товара к российскому или иностранному используется для целей применения либо неприменения (в рамках отдельных таможенных режимов) мер тарифного и нетарифного регулирования, а также запретов и ограничений неэкономического характера.

Следует обратить внимание на то, что при  вывозе российских товаров за пределы  таможенной территории РФ они утрачивают статус российских и рассматриваются  как иностранные.

В соответствии с ТК все товары, не отвечающие критериям  российских, являются иностранными.

В отличие  от российских товаров, иностранные  товары всегда находятся на таможенной территории РФ под таможенным контролем. Нахождение иностранных товаров под таможенным контролем предусматривает пользование и распоряжение ими только в порядке и на условиях, которые определены ТК РФ. Данные ограничения, например, могут быть обусловлены требованиями таможенных процедур внутреннего таможенного транзита (ВТТ), временного хранения товаров или требованиями таможенных режимов.

Не относятся  к товарам транспортные средства, используемые для международных  перевозок пассажиров и грузов.

Однако  если целью перемещения транспортного  средства являются его купля-продажа, обмен (бартер), дарение, обеспечение нормальной работы представительств зарубежных компаний, находящихся на территории РФ, то оно подпадает под понятие товара.

Таможенные  операции — отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами (в том числе участниками ВЭД) и таможенными органами при их таможенном оформлении.

Таможенные  операции равно применяются независимо от стран происхождения, отправления, назначения товаров. К ним следует  отнести уплату таможенных платежей, осуществление таможенного контроля, выпуск товаров таможенными органами.

Таможенные  процедуры — совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

К их числу  относятся, например, внутренний таможенный транзит, временное хранение, порядок выбора и использования таможенных режимов. Таможенные процедуры часто называют таможенными формальностями, их исполнение обычно происходит в процессе таможенного оформления грузов, перемещаемых через границу.

По своей  сути таможенные операции и процедуры  есть те полномочия, которые должны быть реализованы субъектами внешнеэкономической деятельности либо иными заинтересованными лицами и таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Лицами, совершающими действия по ввозу или  вывозу товаров, могут быть как юридические, так и физические лица.

Российские  лица — юридические лица с местонахождением в РФ, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие в РФ, в том числе зарегистрированные на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей. Иностранные лица — лица, не являющиеся «российскими лицами».

Регулирование порядка перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу осуществляется на основе соблюдения участниками ВЭД, физическими лицами, перемещающими  товары не для предпринимательских  целей, таможенными органами, субъектами околотаможенной инфраструктуры фундаментальных требований, сформулированных ТК РФ и именуемых основными принципами перемещения товаров и транспортных средств.

Вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ представляет собой подачу таможенной декларации или совершение иных действий, непосредственно направленных на экспорт указанных вещей, а также все последующие действия до фактического пересечения ими таможенной границы.

Президент РФ устанавливает запреты и ограничения  внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия РФ в международных  санкциях, определяет порядок экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, вводя соответствующие запреты и ограничения.

К иным запретам и ограничениям экономического характера относится лицензирование, которое устанавливается в случаях введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров, реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, выполнения РФ международных обязательств. Лицензия выдается Министерством экономического развития РФ, которое формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий определяется Правительством РФ.

Таможенный  контроль осуществляется в таких  формах, как:

1)  проверка документов и сведений;

2)  устный опрос;

3)  получение пояснений;

4)  таможенное наблюдение;

5)  таможенный  осмотр  (досмотр)  товаров  и  транспортных средств;

6)  личный досмотр;

7)  проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

8)  осмотр помещений и территорий;

9)  таможенная ревизия.

Существует  два этапа режима пользования  и распоряжения товарами и транспортными средствами — до и после выпуска товаров и транспортных средств.

Под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и/или распоряжаться товарами в соответствии с избранным таможенным режимом. Таможенный режим — это таможенная процедура, которая определяет совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на территории РФ либо за ее пределами.

До выпуска  товаров и транспортных средств  никто не имеет права пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными  средствами иначе как в порядке  и на условиях, предусмотренных ТК РФ. Как только товары и транспортные средства приобретают статус находящихся под таможенным контролем, пользование и распоряжение ими допускаются только в порядке или на условиях, предусмотренных ТК РФ. Таким образом, таможенные органы получают возможность гарантировать сохранность товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и тем самым обеспечивать соблюдение таможенного законодательства.

После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом. Возможность  пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, пределы осуществления этих правомочий определяются правовой регламентацией таможенного режима, под который они помещены, т. е. условиями, ограничениями и требованиями таможенного режима.

Например, товары, заявленные к таможенному  режиму выпуска для внутреннего  потребления, после уплаты таможенных платежей и соблюдения всех установленных  ограничений приобретают статус находящихся в свободном обращении. Свободное обращение предполагает оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством.

Товары, помещенные, допустим, под таможенный режим таможенного склада, как это следует из содержания режима, хранятся под таможенным контролем. Из этого следует, что участники ВЭД вправе совершать с товарами, находящимися на таможенном складе, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и изменения наложенных средств идентификации.

Иные  же операции (взятие проб и образцов товаров, простые сборочные операции, а также операции, необходимые  для подготовки товаров к продаже  и транспортировке, включая дробление  партий, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции, необходимые для улучшения товарных качеств) могут совершаться только с разрешения таможенного органа. При этом таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на проведение указанных операций только в том случае, если их осуществление повлечет утрату товаров или изменение их существенных свойств.

Предоставление  гарантий надлежащего осуществления  обязанностей является одним из основных принципов перемещения товаров через таможенную границу. Согласно данному принципу таможенные органы в случаях, предусмотренных законом, вправе требовать от заинтересованных лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения возложенных на них обязанностей.

В качестве одной из гарантий называют обеспечение  уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей в качестве гарантии надлежащего исполнения обязанностей предоставляется при отсрочке или рассрочке ее уплаты, условном выпуске товаров, перевозке или хранении иностранных товаров, а также при осуществлении деятельности в области таможенного дела. К способам обеспечения уплаты таможенных платежей относятся залог товаров, банковская гарантия, денежный залог, поручительство.

Также в качестве одной из гарантий кодекс называет предоставление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров. Особенность данной гарантии состоит в том, что может иметь место только при выдаче разрешения на помещение товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм или неприменение запретов и ограничений экономического характера.

Перечень  гарантий надлежащего исполнения обязанностей не является исчерпывающим и дополняется  иными правовыми актами. 
 
 

ГЛАВА 2. Таможенные органы Российской Федерации

2.1 Структура таможенных  органов РФ и  их основные функции

 Собственно таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством и гражданами.

Таможенный  орган представляет собой федеральный  государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.

Таможенные  органы составляют единую федеральную  централизованную систему, в которую входят:

  1. Федеральная таможенная служба РФ;
  2. региональные таможенные управления;
  3.   таможни;
  4. таможенные посты.

В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Все звенья системы являются федеральными и  не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.

Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, транспортных организаций, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей экспортеров, импортеров, других участников ВЭД, а также иных факторов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является ФТС РФ. ФТС находится в ведении Министерства экономического развития РФ.

Информация о работе Таможенное дело Российской Федерации