Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 16:16, курсовая работа
Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения определить вряд ли возможно, но доподлинно известно, что уже в III в. до н.э. в г. Тарифе (в нынешней Андалузии) в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив.
Таможенный кодекс РФ определяет виды таможенных режимов и платежей, порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, статус таможенных органов, регулирует правоотношения между ними и юридическими и физическими лицами.
Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ вступил в силу с 1 января 2004 г.
С введением в действие Таможенного кодекса решены такие принципиально важные задачи, как:
• приведение российского таможенного законодательства в соответствие с международными стандартами в этой сфере;
•
упрощение и ускорение
• снижение административного фактора в регулировании то-варопотока.
Закон «О таможенном тарифе» (действует с 1 июля 1993 г.) является одним из важнейших в блоке таможенно-тарифного регулирования. Он определяет структуру тарифа, устанавливает виды таможенных пошлин, порядок и методологию таможенного обложения, важнейшие торгово-экономические условия сделок и связанные с этим действия субъектов внешнеэкономической деятельности, тарифные льготы и преференции.
Таможенное дело тесно связано с международными отношениями.
Международные
договоры и конвенции обладают приоритетом
перед нормами внутреннего права, т. е.
если международным договором РФ установлены
иные правила, чем предусмотренные законом
РФ, то применяются правила международного
договора.
1.4 Таможенная политика РФ, цели и методы ее осуществления
Круг общественных отношений, определенных в Конституции РФ как таможенное регулирование, представляет собой общественные отношения, обеспечивающие государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одной из основных форм проявления таможенного регулирования является разработка и реализация таможенной политики России.
Таможенная политика представляет собой комплекс политико-правовых, экономических, организационных и иных мер государственного регулирования внешней торговли, а также мер по защите национальной экономики и решению ее фискальных задач.
Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма и иных форм, т. е. всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов государства.
Политика свободной торговли (фритредерство) достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин либо их полной отмены. Фритредерство—политика временная, зачастую просто вынужденная, необходимая в тех случаях, когда, например, важно удовлетворить внутренний спрос за счет импортных товаров. Так, в нашей стране либерализация внешнеэкономической деятельности начала 90-х гг. XX в. не могла бы реально состояться без устранения тарифных и нетарифных барьеров на открытых границах. В условиях тотального дефицита крайне необходимо было наполнить внутренний рынок страны дешевым импортным товаром. Такие цели были достигнуты в течение полутора-двух лет именно благодаря политике свободной торговли. После того как предпринимательские структуры наладили внешнеэкономические связи с иностранными партнерами, Россия перешла к протекционистской таможенной политике.
В современной ситуации таможенная политика призвана обеспечить «тонкую» настройку всего механизма регулирования импорта и экспорта на всех уровнях управления, нацелить его на интересы отечественного производства, не нарушая правил, признанных мировым торговым сообществом.
Таможенная политика России в первую очередь должна обеспечивать наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, а также участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулированию развития национальной экономики.
Таким образом, таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела.
Конституция также закрепила, что одним из основных принципов таможенной политики является принцип единого экономического пространства, который означает, что на территории Российской Федерации принято свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Единство экономического пространства обеспечивается отсутствием внутренних таможенных границ на территории Российской Федерации.
Основные положения таможенной политики регламентируются на основе определенных принципов внешнеторговой деятельности, к которым относятся:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;
3) единство таможенной территории Российской Федерации;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав;
6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц и нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.
Основа таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, таможенных конвенций, свободных таможенных зон и т. д.
Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) обязательно ставит перед государством новые задачи, в числе которых — создание благоприятных условий для партнерских отношений с участниками ВЭД.
Таможенная
политика непосредственно связана
с проблемой экономической
Другое направление таможенной политики России посвящено решению проблемы иностранных инвестиций. Благоприятный инвестиционный климат предусматривает не только упрощение таможенных процедур, но и создание таможенных режимов переработки, которые способствовали бы международной кооперации производства. Таким образом, таможенная политика и ее практическая реализация опирается, прежде всего, на деятельность таможенных органов. Но формирование и реализация таможенной политики — это довольно сложный процесс, в котором участвуют все органы государственной власти: и законодательная, и исполнительная, и судебная. При этом обязательно учитывается также мнение и участников внешнеэкономической деятельности.
Таможенная политика России, как отмечалось выше, строится с учетом намерения вступить во Всемирную торговую организацию и стать полноправным участником мирового товарооборота. Участие России в ВТО может дать стране множество преимуществ, в том числе:
• улучшение существующих условий для доступа российской продукции на иностранные рынки (отмена дискриминационных условий по ряду товарных групп);
• доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
• создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
• расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, банковской сфере;
• создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
• участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
• улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача
ведущихся переговоров о
Сохранение
экономического суверенитета страны в
рамках переговоров по данному вопросу
— стратегическое направление деятельности
Российского государства в интересах
российских производителей.
1.5 Понятия, используемые в таможенном деле
В таможенном праве и законодательстве используется целый ряд специфических таможенно-правовых терминов, таких, как, например, «таможенная территория», «таможенная граница», «таможенный режим», «декларант», «таможенная пошлина» и др. Даже такие вроде бы всем известные из гражданского права понятия, как «товары» и «транспортные средства», в таможенном законодательстве имеют свое специфическое толкование.
Под перемещением через таможенную границу товаров и/или транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом. . Участники ВЭД должны знать, что с момента приобретения товаром статуса перемещаемого права пользования и распоряжения им ограничиваются соответствующими требованиями таможенного законодательства.
При ввозе товаров (транспортных средств) на таможенную территорию РФ перемещение начинается с фактического пересечения таможенной границы РФ и завершается выпуском товаров (принятием таможенным органом решения о возможности использования избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры). Соответственно товар, находящийся в процессе таможенного оформления, рассматривается как перемещаемый через таможенную границу РФ.
При вывозе товаров (транспортных средств) с таможенной территории РФ перемещение начинается с момента подачи таможенной декларации или совершения иных действий, рассматриваемых как непосредственно направленные на вывоз товаров (транспортных средств) за пределы таможенной территории Российской Федерации, и завершается фактическим пересечением товарами (транспортными средствами) таможенной границы Российской Федерации (вывозом товаров).
При перемещении товаров через таможенную границу возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, сборов:
1) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
2) вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории России.
При регулировании
отношений по установлению, введению
и взиманию таможенных платежей таможенное
законодательство РФ применяется в
части, не урегулированной
Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий (ст. 9 Налогового кодекса РФ).
Товаром в целях таможенного законодательства является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.