Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:37, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является рассмотрение и анализирование контроля таможенной стоимости товаров.
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляет таможенным органом и их уполномоченными должностными лицами, которые, в свою очередь, являются частью механизма, отвечающего за регулирование внешней торговли. А внешнеторговая деятельность является составной частью внешнеэкономической деятельности, следовательно, прежде чем коснуться непосредственно темы нашей курсовой работы, то есть контроля таможенной стоимости товаров, вскользь пройдемся по международной и Российской правовой базе определения таможенной стоимости товаров.
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью курсовой работы является рассмотрение и анализирование контроля таможенной стоимости товаров.
Контроль таможенной стоимости
товаров осуществляет таможенным органом
и их уполномоченными должностными
лицами, которые, в свою очередь, являются
частью механизма, отвечающего за регулирование
внешней торговли. А внешнеторговая
деятельность является составной частью
внешнеэкономической
При решении данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи: порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров, методы определения таможенной стоимости товаров. Также коснемся документов, необходимых для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых на территорию РФ. Кроме этого рассмотрим: порядок заявления таможенной стоимости товаров, непосредственно контроля и корректировки таможенной стоимости товара, и, соответственно, приведем примеры по определению таможенной стоимости товаров.
Но, повторюсь еще раз,
прежде чем коснуться всего
МЕЖДУНАРОДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ.
Рост международной торговли
вызвал необходимость создания унифицированной
методологии определения
Оценка стоимости импортного товара с целью определения размера пошлин представляет собой одну из сложнейших процедур таможенной практики, поскольку, варьируя способы определения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять размер взимаемой пошлины.
Методология определения таможенной стоимости товара в разных государствах может значительно отличаться. В практике одних государств распространена система взимания пошлин с цены СИФ (стоимость, страхование, фрахт), что увеличивает платежи на 5-10%. В ряде других стран возможно исчисление пошлин как с цены, указанной экспортером товара в товаросопроводительных документах, так и с цены, по которой аналогичные товары продаются на мировом рынке.
Методология таможенной оценки товара классифицировалась во многих документах ЮНКТАД и ГАТТ как серьезный и сложный дополнительный протекционистский барьер (нетарифного характера). Все это привело к стремлению создать единую, общую для всех государств методологию оценки товаров для таможенных целей.
Одним из первых шагов в этом направлении явились положения, включенные в текст ГАТТ. Статья VII ГАТТ, однако, не содержала достаточно четких правил, регламентирующих таможенную стоимость товаров. В этой статье говорилось, что таможенная стоимость товара должна основываться на его фактической стоимости и не должна определяться на базе произвольных или фиктивных оценок или стоимости товара отечественного происхождения. Но параграф 2 противоречил сам себе. То ли под фактической стоимостью товара должна пониматься “цена, по которой этот или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в такое время и в таком месте, которое определяется законами страны-импортера в условиях полной конкуренции”, то ли если в том случае, когда фактическая стоимость не может быть определена указанными выше методом, она может основываться на эквиваленте такой стоимости. То есть внутренняя противоречивость статьи VII ГАТТ отражала реальные противоречия в определении таможенной стоимости товаров, существовавшие в мире, и, прежде всего расхождения в позициях США и Западной Европы. Эта статья, в силу своей неопределенности, не оказала решающего влияния на унификацию методики определения таможенной стоимости.
Несколько позже по инициативе
ряда стран Западной Европы сделан
еще один шаг в вопросе создания
унифицированной методики определения
таможенной оценки товаров. В начале
50-х годов XX века была разработана
Конвенция о создании унифицированной
методологии определения
Эта конвенция определила Брюссельскую таможенную стоимость товара как нормальную цену товара, по которой товар может быть продан в стране его назначения в момент подачи таможенной декларации. БТС рассматривала таможенную стоимость как цену СИФ, в том месте, где товар пересекал таможенную границу страны назначения. БТС включала и еще одно важное условие: нормальная цена – это цена, складывающаяся на открытом рынке между независимыми друг от друга продавцом и покупателем.
Следует также подчеркнуть, что многие страны, применявшие БТС, рассматривали ее как соглашение, унифицировавшее скорее чисто технические стороны определения таможенной стоимости, чем само ее существо.
Поэтому в начале 70-х годов XX века в повестку дня многосторонних торговых переговоров Токио-раунд был включен вопрос о выработке нового международного соглашения. «Соглашение о применении статьи VII ГАТТ» или как его часто называют – «Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ» - стало одним из важнейших итогов Токио-раунда. Это соглашение применялось всеми развивающимися государствами в 1979-1994 годах.
Положения этого Соглашения стали основой национального законодательства в этой области многих государств.
В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров положения Соглашения 1979 года были дополнены, уточнены и оно в новом виде вошло в пакет итоговых соглашений Уругвайского раунда.
Одна из сложных проблем, которую пытается решить Соглашение – это приемлемость или неприемлемость для таможенных целей так называемых «трансфертных цен», т.е. цен, которые образуются между предприятиями, входящими в одну транснациональную компанию. Статья 1.1.2.а определяет, что один лишь факт того, что сделка совершена между связанными лицами, не дает основания для непризнания цены сделки в качестве неприемлемой основы для таможенной оценки.
Проблема использования для таможенных целей цены товара, образующейся между связанными лицами, в современных условиях приобретает растущее значение (33-35% - такова доля международной торговли, приходящейся на взаимные торговые операции дочерних компаний ТНК, входящих в рамки крупных промышленных империй).
Важное значение для функционирования системы таможенной оценки, чтобы она не превратилась в скрытый барьер в международной торговле, имеет положение статьи 13, которая устанавливает, что если процесс определения таможенной стоимости затянется, то импортер может получить товары под гарантию оплаты пошлины. Эта статья подчеркивает, что законодательство каждого члена ВТО должно содержать положения, относящиеся к подобным ситуациям.
При подготовке Соглашения серьезные разногласия вызвал вопрос о том, кто несет бремя доказательства справедливости декларированной таможенной цены – таможня или экспортер. Решение, принятое на Уругвайском раунде, касающееся случаев, когда таможня имеет основания сомневаться в точности или достоверности декларированной стоимости, переносит ответственность за доказательство справедливости таможенной цены на импорт.
Российское законодательство по вопросам определения таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ.
Общими принципами определения таможенной стоимости, принятыми в международной практике, являются:
- процедура таможенной
стоимости должна основываться
на справедливой, единообразной
и беспристрастной системе,
- основой для определения таможенной стоимости товаров должна быть в максимально возможной степени цена сделки с оцениваемыми товарами;
- таможенная стоимость
должна базироваться на данных,
совместимых с коммерческой
- процедура определения
таможенной стоимости товаров
должна быть общеприменимой
- процедура определения
таможенной стоимости не
Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливается Правительством РФ на основании положений Федерального закона РФ «О внесении изменений в Закон РФ “О таможенном тарифе”» (от 08.11.2005 г. № 144) и Таможенного Кодекса РФ (2003 г.).
Вопросам таможенной стоимости товара в данном Законе посвящены два раздела: третий раздел «Таможенная стоимость товара» и четвертый раздел «Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ».
Статья 322 ТК РФ определяет функциональное
назначение таможенной стоимости товаров,
статья 323 ТК РФ устанавливает порядок
определения и заявления
В соответствии со статьей 19 ФЗ РФ «О внесении изменений в Закон РФ “О таможенном тарифе”» (от 08.11.2005 г. № 144) таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ.
Функциональное назначение таможенной стоимости товаров заключается в том, что она используется в целях обложения, т.е. является основой для исчисления таможенных платежей и налогов, что закреплено 322 статьей ТК. Таможенная стоимость используется для целей ведения внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по этим сделкам, обложения товаров пошлиной.
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ЗАЯВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ
Таможенная стоимость товаров и (или) их количество является налоговой базой для исчисления таможенных пошлин, налогов.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом (в качестве декларанта имеют право выступать лица, которые несут обязанность по совершению таможенных операций (указанные в ст. 16 ТК), а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством РФ распоряжаться товарами на таможенной территории РФ) согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Об этих методах мы поговорим чуть позднее и максимально подробно их рассмотрим.
Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом ФТС России в соответствии с ТК.
Инструкция по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ, утверждена приказом ФТС России от 22.11.2006 № 1206.
Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
Для подтверждения заявленной
таможенной стоимости товаров декларант
обязан по требованию таможенного органа
представить необходимые
Декларант имеет право
доказать правомерность использования
избранного им метода определения таможенной
стоимости товаров и
При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.
Если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей. Дополнительное обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случае экспорта биржевых товаров, цена реализации которых на момент таможенного оформления неизвестна.