Таможенная система как международная сеть поставки товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Особенности международного подхода к понятиям «таможенная услуга», «сфера таможенного обслуживания» и «сфера таможенных услуг» связаны с рядом причин, прежде всего, уровнем экономического развития стран, разной скоростью интеграции в мировой экономике и фазой развития таможенных систем. Проблема развития сферы таможенных услуг является одной из приоритетных в мировых научных исследованиях, связанных с модернизацией таможенного дела. Современная таможня – это, прежде всего, услуги, поскольку на первый план сегодня выходит вопрос содействия международной торговле.1
Понятие «таможенная услуга» находятся на стыке двух наук – экономики и юриспруденции, следовательно, не имеет строго как экономического, так и строго юридического содержания, воплощая в себе элементы той и другой науки. В последние годы начинает доминировать подход, в котором таможенные услуги рассматриваются только как экономическая категория. Это связано с тем, что научная правовая мысль не всегда успевает осваивать достижения экономической науки о таможенной и паратаможенной инфраструктурах, о категориях и видах таможенных услуг, в результате чего таможенное право в сфере обслуживания оказывается в замкнутом юридическом круге

Содержание

Введение 4
1 Таможенные услуги в международной цепи поставки товара 5
1.1 Понятие «таможенная услуга» 5
1.2 Классификация таможенных услуг 10
1.3 «Сервисная таможня» как результат развития таможенных услуг 17
2 Мировой опыт и практика предоставления таможенных услуг 20
3 Рынок таможенных услуг Российской Федерации 28
3.1 Анализ проблем формирования и предоставления таможенных
услуг 28
3.2 Разработка стратегии повышения качества предоставления услуг таможенными органами РФ 35
Заключение 49
Библиографический список 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая Таможенные услуги.docx

— 67.87 Кб (Скачать)

Сравнительный анализ количества таможенных услуг  ТК РФ (1993 г.) и ТК РФ (2003 г.) показывает, что число законодательно оговоренных  таможенных сборов сократилось до трех: сбор за таможенное оформление, сбор за таможенное сопровождение и сбор за хранение на складе временного хранения таможенного органа. Хранение на складах временного хранения, владельцами которых являются коммерческие организации, осуществляется на договорной основе в соответствии с гражданским законодательством. При этом таможенные сборы уплачиваются: за таможенное оформление – при декларировании товаров; за таможенное сопровождение – при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с внутренним таможенным транзитом, как правило, должностными лицами таможенного органа или таможенными уполномоченными; за хранение – при хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа и таможенном складе таможенного органа. Ответственными за уплату таможенных сборов являются: за таможенное оформление – лица, определенные в п. 1 ст. 320 ТК РФ; за таможенное сопровождение – лица, получившие разрешение на внутренний таможенный транзит; за хранение – лица, поместившие товары на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа.

В соответствии с законодательством страны ставки таможенных сборов устанавливаются Правительством РФ. Вместе с тем несмотря на официальное признание о том, что размер таможенных сборов за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг (и не может быть менее (более) определенной суммы рублей), пока не установлены соотношения этих минимальных и максимальных пределов в отношении затрат на таможенную службу. Кроме того, только специальная методика и практика могут показать, как отмеченные пороговые пределы стали более или менее обременительны для участников ВЭД.

Другой  проблемой действующего законодательства является недостаточно четко проработанный расчет стоимости по ряду базовых составляющих. Так, например, в п. 2 ст. 357.10 ТК РФ устанавливается одинаковая ставка за таможенное сопровождение единицы автотранспортного средства и единицы железнодорожного подвижного состава, хотя очевидно, что технология сопровождения автотранспортных средств и железнодорожных составов различна. В данном случае вступают в противоречие технологические принципы и возникают неравные условия для конкуренции в международном бизнесе. Также отсутствует обоснование и других расчетов, например, почему за таможенное сопровождение на расстояние до пятидесяти километров предлагается взимать 2 тыс. руб., до ста километров – 3 тыс.руб., а за транспортировку на расстояние свыше двухсот километров -1 тыс. руб. за каждые сто километров. Эти размеры сборов вряд ли можно увязать со стоимостью оказываемых услуг. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема формирования методик расчета стоимости таможенных услуг в соответствии с затратами за таможенное оформление остается открытой.

Проведенное исследование выявило еще одну особенность  таможенных услуг. Это связано с  возможностью их трансформации из платного вида в бесплатный и наоборот. Причем это происходит не по желанию непосредственного  поставщика услуг, а только с разрешения Правительства РФ или Минэкономразвития  РФ. Например, Правительство РФ вправе определять случаи взыскания, возврата и освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение. Другим примером является положение ст. 357.8 ТК РФ, где говорится о взыскании и возврате таможенных сборов.

Несмотря  на соответствие ТК РФ зарубежным образцам, российская таможенная система по-прежнему имеет имидж «проблемной», потому что таможенная практика значительно отличается от других стран. Так, например, при осуществлении крупных импортных операций разница в издержках при различных вариантах поставок, даже предусмотренных российским законодательством, может быть весьма значительной. Особенности российской таможни обусловлены выполнением таможенной системой в основном налоговых функций со всеми вытекающими из этого последствиями. Это важное отличие от зарубежных таможенных служб США и стран ЕС накладывает определенный отпечаток и на формирование таможенных услуг, и на отношения таможни с операторами цепей поставок.

Таможенные  услуги по сути своей деятельности являются вспомогательными для внешнеэкономических  бизнес-процессов, связанных с экспортно-импортными поставками товаров, оборудования, сырья, технологий, интеллектуальных продуктов или инвестиций. Производителями этих услуг в России являются специализированные экономические операторы, имеющие официальный и неофициальный статус, или частные лица (группы лиц).

К основным причинам, формирующим у потребителей спрос на таможенные услуги, можно отнести следующие:

а) процедуры, связанные с выбором и получением права на использование одного из таможенных режимов или кодов ТЭНВД, требуют высокой квалификации;

б) соблюдение самой процедуры, как и защита полученного права, требуют высокого профессионализма и личных связей, обеспечивающих нужное толкование закона;

в) сбор необходимых для таможни разрешений, справок, согласований и сертификатов представляет собой сложный, запутанный и очень долгий процесс.

Факторы, формирующие спрос на таможенные услуги в России, можно условно  разбить на две группы: содействующие  и тормозящие продвижению цепей поставок товара.

К содействующим факторам следует отнести:

- увеличение  импортных поставок и торговых  оборотов с Россией и стремление  се вступить в ВТО;

- повышение  конкуренции среди экономических операторов и выход на российский рынок западных компаний;

- увеличение  покупательских возможностей населения  и предприятий России, переориентация  страны на развитие перерабатывающих  отраслей;

- улучшение  инвестиционного климата в области  логистики.

К проблемным факторам, отрицательно сказывающимся на формировании спроса, относятся:

- непрозрачность  таможенного администрирования и многовариантные толкования большинства основных нормативно-правовых положений;

- часто  своевольный характер таможни  в принятии решений и вариации правоприменительной практики;

- проблемы  коррупции и бюрократизма;

- сложность  российского законодательства (выраженная  в непредсказуемости изменений,  запутанности нормативно-правовой базы и ее межведомственных противоречиях, в отставании от рыночных, экономических и политических изменений).

Вышеизложенные  факторы формируют определенные условия и принципы деятельности экономических операторов на рынке  таможенных услуг и, помимо личных связей при работе с таможенными органами, создают потребность в специализированных знаниях, профессионализме, высокой квалификации и опыте в вопросах применения и использования таможенной практики. Таможенные услуги, предоставленные на рынке, достаточно стандартизированы и отличаются в основном качеством, надежностью и профессионализмом, которые в большинстве случаев, можно проверить лишь на практике.

У экономических  операторов (участников ВЭД) есть два  подхода к работе с таможней с  точки зрения снижения затрат. Первый – создание собственных таможенных отделов (в основном отделов таможенного оформления). Второй - использование специализированных подрядчиков, предоставляющих таможенные услуги, на основе аутсорсинга.

При первом подходе собственные затраты  экономических операторов делятся  на внутренние и внешние. Внутренние издержки связаны с содержанием, техническим оснащением и обучением создаваемого отдела, а в последующем – с ростом зависимости всего бизнеса участника ВЭД от созданного им же отдела и коррупции среди его сотрудников, происходящих из-за непрозрачности и личностных отношений с таможней. Внешние издержки связаны с ответственностью перед контролирующими органами власти и непредсказуемостью проблем при транспортировке товаров от производителя к потребителю в международных цепях поставок товара. При втором подходе проблему сокращения затрат решают за счет использования таможенных услуг специализированных логистических структур или трейдеров. Этот подход дает возможность участнику ВЭД рассчитывать на минимизацию и управление внутренними и внешними издержками своего бизнеса за счет перекладывания функций и ответственности на специализированного экономического оператора цепей поставок. В этом случае участник ВЭД получает возможность снимать с себя и более эффективно управлять финансовыми, административными, судебными и репутационными рисками, связанными с таможней.

Ценовой фактор значим для всех потенциальных  хозяйствующих объектов цепей поставок, но существуют принципиальные отличия  в характере запросов. Так, например, если российские компании нацелены на то, чтобы сэкономить на услугах  и платежах, то крупные западные компании заинтересованы в получении качественных и надежных услуг. Они значительно больше внимания уделяют репутации фирмы, ее опыту работы на рынке, рекомендациям со стороны партнеров по бизнесу, коллег и т.д. Потенциальные клиенты, особенно европейские, склонны обращаться к западным компаниям, что обусловлено сложившимся у них стереотипом. Для них поведение их коллег более прозрачно и предсказуемо, а значит, как считают клиенты, существует больше гарантий на получение качественных услуг.

Зарубежные  компании, оказывающие таможенные услуги, представлены на российском рынке в основном консалтинговыми структурами, логистическими компаниями, а также экспресс-перевозчиками6. Они имеют большой опыт работы на международном рынке, широко известны, имеют узнаваемые бренды, что обеспечивает более легкий выход на потенциальных клиентов. Вместе с тем, как правило, они обращают больше внимания на юридическую проработку проектов, но предлагают услуги на более низком уровне стандартов качества и надежности обслуживания. Объясняется это тем, что российские коллеги не учитывают стратегические риски и более уязвимы со стороны российских властей и криминала.

Российские  компании, в которых, как и в  зарубежных компаниях (действующих  на российском рынке), работают российские специалисты, вышедшие из таможни, или брокеры с большим опытом и стажем работы, на самом деле способны оказывать аналогичные услуги. Правда, они не имеют раскрученных брендов, но их средний уровень цен заметно ниже зарубежных. Преимуществами российских операторов является лучшее понимание нюансов и тонкостей российского законодательства, знание практики таможенного администрирования, оперативность и нестандартность подхода, общий менталитет и личные связи на всех уровнях в различных структурах.

Еще одной  из проблем профессионального сообщества таможенного бизнеса является пока не решаемая задача по консолидации позиций  и объединению усилий всех компаний таможенного сервиса для достижения общих интересов. Экономические операторы, производящие таможенные услуги, и заинтересованные участники ВЭД сталкиваются с нежеланием своих коллег затрачивать какие-то ресурсы для достижения общих целей, но предпочитающих пожинать плоды их усилий.

Консолидация  возможностей, интеллектуальных и человеческих ресурсов неразрывно связана с разработкой и внедрением эксклюзивных таможенных схем и технологий по сокращению платежей, в рамках которых требуется управление всем процессом движения товара. С одной стороны, это позволяет им получать прибыль со всего проекта без необходимости делить ее с партнерами-подрядчиками и за счет централизации управления улучшить качество и надежность. С другой стороны, беря на себя обязательства и ответственность, вплоть до финансовой и судебной, крупные участники рынка таможенных услуг получают возможность эффективно противостоять развитию у клиентов собственной инфраструктуры. Все это приводит к усилению конкуренции, поглощениям и слияниям, но в целом снижает стоимость, повышает качество и увеличивает надежность сервиса.

Одной из причин необходимости развития таможенных услуг является потребность международного бизнеса в ускорении и упрощении таможенных процедур, приведении их в соответствие с международными стандартами, заложенными в новой редакции Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (1999 г.), больше известной как Киотская конвенция. Такое же условие поставила перед Россией и Всемирная торговая организация, которая оценила таможенное законодательство и практику его применения как барьер на пути цивилизованной торговли. Возникла насущная потребность не только в снижении административного фактора в таможенном регулировании внешнеторговых товаропотоков, но и в дальнейшем развитии таможенной политики на основе гармоничного взаимодействия таможни с экономическими операторами в содействии. А этого нельзя добиться без приведения российского таможенного законодательства, таможенной инфраструктуры, таможенных услуг и сервиса в соответствие с международными стандартами в этой сфере.

3.2 Разработка стратегии повышения  качества предоставления услуг  таможенными органами РФ

Наиболее важным в проблеме развития таможенных услуг в РФ является упрощение и сокращение до минимума продолжительности услуг по таможенному оформлению в условиях обеспечения эффективного таможенного контроля и полноты собираемости таможенных налогов и сборов. Здесь проявляется одна из особенностей процесса предоставления основных таможенных услуг, которая заключается в том, что они жестко включены в последовательные технологические этапы таможенного контроля и процесс сбора федеральных доходов. Поэтому повышение качества таможенных услуг по оформлению напрямую связано с упрощением и ускорением таможенных процедур, особенно в пограничных пунктах пропуска, переходом таможенной службы от сплошного к выборочному контролю по принципу «контроль в виде сервиса».

Поэтому основной целью развития таможенного  сервиса является – повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.

Актуальность  цели определяется тем, что оптимизация  таможенных процедур, повышение их прозрачности, расширение практики информирования и консультирования участников ВЭД, а также развитие таможенной инфраструктуры и увеличение пропускной способности, технической оснащенности пунктов  пропуска через Государственную  границу Российской Федерации способствует созданию благоприятных условий  внешнеэкономической деятельности, повышению качества предоставления таможенных услуг юридическим и  физическим лицам, как участникам внешнеэкономической  деятельности, и оказывает влияние  на темпы роста экономического развития, активность в сфере бизнеса, уровень  благосостояния населения.

Информация о работе Таможенная система как международная сеть поставки товаров