Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 08:10, курсовая работа
Как известно, основными источниками пополнения доходной части федерального бюджета в Российской Федерации на сегодняшний день являются налоговые доходы бюджета. В период с 1995 года и по сегодняшний день на их долю приходится до 50% доходной части. В то же время нельзя забывать, что налоговые доходы федерального бюджета состоят не только из федеральных налогов и сборов, а включают в себя еще и таможенные платежи, доля которых в общем объеме доходов с каждым годом неумолимо растет.
Особое место в системе таможенных платежей занимают, безусловно, таможенные пошлины, так как помимо выполнения фискальной функции, они еще и являются главным инструментом таможенно-тарифного регулирования государства.
Введение
Глава 1. Таможенная пошлина в системе таможенных платежей
1.1. Понятие, классификация и функции таможенных пошлин……………...4
1.2. Место таможенной пошлины в системе исчисления таможенных платежей…………………………………………………………………………..9
1.3. Доля таможенных пошлин в общем объеме взимаемых таможенных платежей…………………………………………………………………...12
Глава 2. Таможенная пошлина как основа формирования доходной части федерального бюджета
2.1. Анализ динамики и структуры таможенных пошлин, поступающих в федеральный бюджет РФ, в зависимости от тенденций мировой торговли…………………………………………………………………………...16
2.2. Анализ влияния изменения ставок таможенных пошлин на доходную часть федерального бюджета РФ………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, производится по формуле: Сумма таможенной пошлины = Количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении x Ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара в соответствии с Единым таможенным тарифом x Курс евро, установленный ЦБ РФ.
При исчислении таможенной пошлины по комбинированной ставке сна-
чала исчисляется сумма таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости, затем - сумма пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных сумм или общая сумма исчисленных сумм таможенной пошлины.
Ввоз ряда товаров также является объектом обложения акцизами. Декларант (таможенный представитель) исчисляет и уплачивает акциз в порядке, предусмотренном налоговым и таможенным законодательством. Особенности обложения акцизом при ввозе и вывозе подакцизных товаров в зависимости от выбранной таможенной процедуры установлены ст. ст. 185, 186 НК РФ. Порядок определения налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию России определен в ст. 191 НК РФ.
Таможенная пошлина при исчислении акциза играет роль одного из элементов налоговой базы. Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой партии подакцизных товаров. Общая сумма акциза при ввозе нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки акциза, рассчитывается по формуле:
Сумма акциза = Таможенная стоимость ввозимого товара + Сумма подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины x Ставка акциза в процентах /100%.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические), ставки акциза, рассчитывается по формуле:
Сумма акциза = Объем ввезенных
подакцизных товаров в
Объем ввезенных подакцизных
товаров в натуральном
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные ставки, рассчитывается по формуле:
Сумма акциза = (Объем ввезенных
подакцизных товаров в
Ставки акциза установлены ст. 193 НК РФ, а по подакцизным товарам, ввозимым на территорию России, с 01.01.2010 применяются ставки акцизов согласно Приложению к Приказу ФТС России от 04.02.2010 N 201.
Вычеты производятся на основании ГТД или иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы акциза.
Налог на добавленную стоимость
Порядок исчисления и уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию нашей страны регулируется одновременно Налоговым и Таможенным кодексами РФ.
НДС исчисляется в зависимости от вида ввозимого товара по ставке 10 или 18% и не уплачивается при ввозе товаров, поименованных в ст. 150 НК РФ. Нужно обратить внимание на то, что товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. В ином случае, если в ходе таможенных проверок будет установлено иное, то, как следствие, возникнет необходимость уплатить НДС по ставкам, действующим на момент принятия таможенной декларации, и соответствующие суммы пени.
Таможенная пошлина при расчете НДС так же, как и при расчете акциза,
играет роль одного из составных элементов налоговой базы. Сумма налога, которую необходимо уплатить на таможне, определяется по формуле:
НДС = (ТС + ТП + А) x С,
где (ТС + ТП + А) - налоговая база, в том числе: ТС - таможенная стоимость ввозимого товара; ТП - сумма ввозной таможенной пошлины; А - сумма акциза; С - ставка НДС в процентах (10 или 18%).
Если ввозимый товар освобождается от уплаты таможенной пошлины или не является подакцизным, то при расчете суммы НДС эти показатели принимаются равными нулю.
Порядок уплаты НДС при ввозе (вывозе) товаров с таможенной территории Российской Федерации зависит от таможенного процедуры, под которую помещаются товары. При одних процедурах НДС уплачивается (полностью или частично), при других - не уплачивается.
Перечень таможенных платежей содержит такой вид платежей, как таможенные сборы. Существуют три вида сборов: за таможенное оформление товаров (основной вид); таможенное сопровождение; хранение.
В расчете таможенных сборов таможенная пошлина не играет никакой роли.
Итак, подводя итог вышесказанному можно отметить, что таможенная пошлина играет важную роль при расчете таких таможенных платежей, как НДС и акцизы, являясь при этом одним из составных элементов налоговой базы. Неправильный расчет таможенной пошлины повлечет за собой неверный расчет НДС и акцизов.
таможенных платежей
В современной России таможенные платежи представляют особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление, которые имеют существенное значение с фискальной точки зрения.
В системе обязательных платежей, уплачиваемых в связи осуществлением экспортно-импортных операций, инструменты таможенно-тарифного регулирования - ввозные и вывозные таможенные пошлины - занимают, без преувеличения, доминирующие позиции.
Таможенно-тарифное регулирование исторически стало первой формой государственного регулирования внешней торговли. Как уже ранее отмечалось, доля таможенных пошлин в общем объеме поступлений в государственный бюджет может значительно различаться в зависимости от конкретной страны. В США и промышленно развитых странах Европы она колеблется от 1 до 5%. В Российской Федерации таможенная пошлина остается одним из наиболее "доходных" налогов: в разные годы она давала от четверти до трети всех налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета.5
В 2008 году по данным ФТС России сумма таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет составила 3034,7 млрд. руб.
В том числе:
Из данных по перечислению таможенных платежей в бюджет в 2008 году, видно, что доминирующую позицию занимают таможенные пошлины, сумма которых равна 2184,4 млрд. руб., что в процентном отношении к общей сумме таможенных платежей составляет 70,02%.
В 2009 году по данным ФТС России сумма таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет составила 3519,8 млрд. руб. из них:
Из данных по перечислению таможенных платежей в бюджет в 2009 году, видно, что доминирующую позицию занимают таможенные пошлины, сумма которых равна 2155,9 млрд. руб., что в процентном отношении к общей сумме таможенных платежей составляет 61,25%.
За 2010 год таможенными органами было перечислено в доход федерального бюджета 4330,1 млрд. руб.
из них:
Сумма таможенных пошлин равна 2530 млрд. руб., что составляет 49,19% от общей суммы таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета РФ в 2010 году.
Наглядно распределение
долей каждого таможенного
Рисунок 1. Доля сумм каждого вида таможенных платежей в доходах федерального бюджета в 2008-2010 гг.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что за рассматриваемый период (2008-2010 гг.), в доходах федерального бюджета от таможенных платежей доминирующую позицию занимают таможенные пошлины. Что является доказательством того, что таможенные пошлины – это основной вид таможенных платежей, являющихся источником пополнения доходной части бюджета страны.
Глава 2. Таможенная пошлина как основа формирования доходной части федерального бюджета
2.1. Анализ динамики и структуры таможенных пошлин,
поступающих в федеральный бюджет РФ, в зависимости от тенденций мировой торговли
Мировая торговля на современном
этапе – традиционная и наиболее
развитая форма международных
Необходимость внешней торговли вызвана неравномерностью развития различных отраслей в разных странах. Продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую невозможно реализовать на внутреннем рынке, вывозится за границу.
На современном этапе
развития мировой экономики
Каждое государство проводит систему мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направление товарных потоков. Эта система мероприятий называется внешнеторговой политикой.
В современном мировом хозяйстве существует две системы внешнеторговой политики – протекционизм и свободная торговля, или ее либерализация.
Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ограничивающим ввоз иностранных товаров, нередко присоединяются экспортные премии, поощряющие вывоз товаров. Хотя в настоящее время преобладает концепция свободной торговли, мнение о необходимости проведения протекционистской политики еще довольно широко распространено.
Свободная торговля – это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.
На протяжении долгого периода Россия была склонна выбирать политику протекционизма, и главным инструментом такой политики являются, безусловно, импортные таможенные пошлины, которые в свою очередь ещё и являются одним из наиболее весомых источников дохода федерального бюджета страны.
Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, принятого Государственной Думой 17 июля 1998 года (в ред. от 19.05.2010 N 86-ФЗ) таможенные пошлины относятся к налоговым доходам федерального бюджета.
Проанализируем динамику поступления сумм таможенных пошлин за период 2007 – 2010 годы. Для этого данные по поступлению сумм таможенных пошлин в федеральный бюджет представим в виде таблицы.
Таблица 1.
Распределение сумм таможенных
пошлин, поступивших в доход
Наименование платежа |
Поступление в федеральный бюджет за 2007 год (млрд. руб.) |
Поступление в федеральный бюджет за 2008 год (млрд. руб.) |
Поступление в федеральный бюджет за 2009 год (млрд. руб.) |
Поступление в федеральный бюджет за 2010 год (млрд. руб.) |
Таможенная пошлина |
2254,5 |
2184,4 |
2155,9 |
2530 |
Информация о работе Таможенная пошлина как основной вид таможенных платежей