Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается тема «Таможенная пошлина как основной таможенный платеж». Эта тема актуальна, так как современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые. Национальные экономики во всех странах в определённой мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста.
На основе вышеизложенного можно дать следующие определения тарифных льгот и тарифных преференций. Тарифные льготы – льготы, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в зависимости от избранного таможенного режима, цели ввоза товаров или их предназначения. Тарифные преференции – это льготы, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в зависимости от страны происхождения товаров.
В совокупности же к льготам по уплате ввозной и вывозной пошлины применим термин «таможенно-тарифные льготы».
Чтобы проанализировать таможенно-тарифные льготы как инструмент реализации внешнеторговой политики государства определим к какому методу регулирования, тарифному или нетарифному, отнесена уплата того или иного таможенного платежа. Уплата таможенной пошлины представляет собой тарифный метод регулирования внешнеторговой деятельности. НДС, акцизы и таможенные сборы входят в группу нетарифных методов.
Формально их уплата не связана с таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние.
Следовательно, можно сделать вывод об особой роли таможенной пошлины во внешнеторговом регулировании и, следовательно об особой роли льгот по ее уплате, как абсолютно самостоятельном инструменте регулирования.
Можно подразделить льготы по уплате таможенных платежей на две группы:
1. Льготы по уплате ввозной и вывозной пошлин;
2. Льготы по уплате
иных таможенных платежей (налог
на добавленную стоимость,
Классифицировать льготы по уплате таможенных платежей также можно по объекту предоставления, субъектам, форме и юридическим основаниям предоставления, по моменту уплаты.
В соответствии с п.3 ст. 281 ТК РФ «порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления. Обязательным условием получения преимуществ в данном случае может выступать их использование в совокупности, без возможного неприменения даже одного из них. Подобные «комплексы» льгот, по мнению автора, можно отнести к специфическим видам таможенных льгот и обозначить как комплексные таможенные льготы.
Если обратиться к положениям ст.34 Закона «О таможенном тарифе», то, буквально понимая текст, можно прийти к выводу, что тарифные льготы и преференции предоставляются исключительно на основании закона «О таможенном тарифе»: «Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются настоящим Законом и могут…». В отдельных положениях по вопросам предоставления конкретных льгот часто содержатся отсылочные нормы (т.е бланкетные) на ТК РФ, в котором не устанавливаются виды льгот и порядок их предоставления, а урегулированы детальные подробности по предоставлению льгот, уже закрепленных в законе «О таможенном тарифе». Кроме того, к одному из видов таможенно-тарифных льгот, традиционно относятся отсрочка и рассрочка уплаты таможенных платежей. А данная льгота никак не упоминается в законе «О таможенном тарифе», порядок ее регулирования закреплен только в ТК РФ.
В законе «О таможенном тарифе»18 закреплено законодательное (нормативное) определение тарифных льгот и преференций, установлены порядок, случаи и формы их предоставления. При регламентировании определенных случаев предоставления льгот, в законе содержатся ссылки на международные договоры и соглашения, законодательные акты РФ.
На основе этого можно вывести первый принцип предоставления тарифных льгот: «предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется только на основании закона».
Предоставление участникам внешнеторговой деятельности определенных льгот по уплате таможенных платежей является одним из инструментов таможенно-тарифного регулирования. При реализации внешнеторговой политики уступки могут предоставляться как на взаимной основе, так и в одностороннем порядке. Решение вопросов по предоставлению льгот в первом случае должно быть основано, прежде всего, на нормах международного права и также должно содержаться в нормах российского законодательства, во втором - регламентации на уровне национального законодательства бывает достаточно.
Как правило, предоставление
льгот основано на условиях взаимности,
так как преобладание одностороннего
порядка экономически невыгодно
для государства. Поэтому в практике
зарубежных государств односторонний
порядок применяется только в
отношении развивающихся
Таким образом, предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется в соответствии с принципом «предоставления льгот на условиях взаимности или в одностороннем порядке».
В большинстве случаев льготы предоставляются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, при условии соблюдения их целевого использования. Поэтому можно отметить как принцип обязательность соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы.
Товары и транспортные средства, в отношении которых представлены льготы, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены льготы. Использование их в иных целях влечет за собой отмену соответствующей льготы и выполнение требований таможенного законодательства по уплате таможенных платежей и выполнение иных процедур.19
В соответствии со ст. 281 ТК РФ
физические лица могут перемещать через
таможенную границу РФ товары для
личного пользования в
Такой порядок включает в себя:
Предназначение товаров (для личного
пользования) определяется таможенным
органом исходя из заявления физического
лица о товарах, перемещаемых через
таможенную границу, характера товаров
и их количества, а также из частоты
перемещения товаров через
В силу закона должностное лицо таможенного
органа вправе самостоятельно определять
предназначение ввозимых в течение
определенного периода
К товарам, ввозимым физическими лицами
не для личного пользования, применяется
общий порядок и условия
Основным документом, регулирующим вопросы перемещения товаров для личного пользования, является Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее – Соглашение), разработанное в рамках реализации положений главы 49 Таможенного кодекса таможенного союза. Указанное Соглашение применяется с 06.07.2010.
В отношении норм беспошлинного ввоза за основу приняты самые льготные условия законодательства трех сторон: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Так норма беспошлинного ввоза личного имущества, ввозимого в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, составляет в стоимостном выражении 1500 евро, а в весовом – с 50 кг. Однако, не следует думать, что теперь можно ввезти 50 кг однородных товаров. По-прежнему, определение предназначения товаров осуществляется таможенным органом исходя их заявления физического лица, характера и количества товаров, а также частоты перемещения лица и (или) товаров через таможенную границу таможенного союза.
В указанные нормы беспошлинного ввоза в соответствии с Соглашением включаются алкогольные напитки и пиво в количестве до 3 литров, а также 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов. Причем ввоз алкогольных напитков, пива, табака и табачных изделий может осуществляться только физическими лицами, достигшими 18-летнего возраста. Если же количество ввозимых алкогольных напитков и пива превысит 3 литра, необходимо будет уплатить таможенные платежи по единой ставке 10 евро за 1 литр в части превышения, ввоз более 5 литров вообще запрещен. Аналогичный запрет распространяется и на табак и табачные изделия, ввозимые в количестве, превышающем вышеуказанное.
По сравнению с Положением о льготном порядке перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования и упрощенном порядке их таможенного оформления, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года № 503 (далее – Положение), нормы которого применяются в настоящее время в части. не противоречащей законодательству Таможенного союза, исключены количественные ограничения на ввоз ювелирных изделий и продуктов питания. Теперь указанные категории товаров включаются в общую норму (50 кг и 1500 евро).
Сохранены ранее действовавшие льготы в отношении товаров, перемещаемых отдельными категориями лиц:
1. Товаров для личного
пользования, за исключением
2. Товаров для личного пользования,
за исключением кузовов, ввозимых физическими
лицами, направленными на работу в иностранное
государство государственными органами
(федеральными органами государственной
власти), срок пребывания которых за пределами
таможенной территории таможенного союза
составлял не менее 11 месяцев, не чаще
одного раза в календарный год в период
пребывания за границей;
3. Товаров для личного пользования,
за исключением кузовов, ввозимых физическими
лицами государства – члена таможенного
союза, временно проживавшими за границей,
в случае их нахождения на консульском
учете в загранучреждении государства
– члена таможенного союза не менее 1 года
при их возвращении в государство – член
таможенного союза;
4. Товаров для личного пользования,
полученных физическим лицом государства
– члена таможенного союза в наследство
за пределами таможенной территории таможенного
союза (признанные наследуемым имуществом),
при условии документального подтверждения
факта получения таких товаров в наследство
(признания наследуемым имуществом) в
порядке, предусмотренном законодательством
государства – члена таможенного союза.
При этом, следует обратить
внимание, что в качестве документального
подтверждения принимаются
5. Товаров для личного пользования,
ввозимых физическими лицами переселяющимися
в Республику Беларусь на постоянное место
жительства. При этом увеличен срок беспошлинного
ввоза таких товаров с 12 до 18 месяцев, а
также установлено ограничение по ввозу
автомобилей и прицепов. Автомобиль и
прицеп должны находиться в собственности
и быть зарегистрированными на физическое
лицо, претендующее на льготу, в течение
минимум 6 месяцев до даты переселения.
Установлена новая льгота
в отношении ввозимых на территорию
таможенного союза культурных ценностей.
Данная категория товаров
Выпуск в свободное
обращение товаров, в отношении
которых предоставляются
В соответствии с Соглашением
в отношении товаров, пересылае
Так, в соответствии с
Положением в международных почтовых
отправлениях допускается беспошлинный
ввоз в течение календарного месяца
в адрес одного получателя товаров
стоимостью до 120 евро, а в грузовых
отправках и отправках
Информация о работе Таможенная пошлина как основной таможенный платеж