Таможенная пошлина как основной таможенный платеж

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается тема «Таможенная пошлина как основной таможенный платеж». Эта тема актуальна, так как современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые. Национальные экономики во всех странах в определённой мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста.

Работа содержит 1 файл

курсовая по тправу.docx

— 65.16 Кб (Скачать)

 

Введение.

В данной курсовой работе рассматривается  тема «Таможенная пошлина как  основной таможенный платеж». Эта тема актуальна, так как современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые. Национальные экономики во всех странах в определённой мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усилится. В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей.

Значимость деятельности таможенной системы обусловлена  тем обстоятельством, что самым  стабильным источником доходной части  федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы. Являясь  составным элементом системы  правоохранительных органов, таможенная служба вносит значительный вклад и в решение задач по борьбе с контрабандой, другими преступлениями, отнесёнными к её компетенции, и с нарушениями таможенных правил. Однако на данном этапе перед таможенными органами стоят более масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности. Успешное функционирование таможенной системы предполагает её реструктуризацию, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений. Итак, государственный бюджет любой страны, как правило (Россия в данном случае не является исключением), зиждется на двух основах — системе налогов и таможенных платежах.

Цель курсовой работы:

- Изучить таможенную пошлину  как основной таможенный платеж.

Задачи курсовой работы:

- изучить сущность и  функции таможенных пошлин;

- изучить виды ставок  таможенных пошлин;

- исследовать таможенную  стоимость как основу для расчета  таможенных платежей;

- выявить отличия таможенных  пошлин от таможенных сборов;

- изучить льготы по  уплате таможенных пошлин.

Объектом  исследования является таможенная пошлина как основной таможенный платеж.

Предметом исследования является таможенная пошлина.

Теоретической базой написания  курсовой работы послужили:

- учебные пособия по  таможенному праву;

- статьи;

- интернет-ресурсы.

Методологической базой  написания курсовой работы являются общенаучные методы исследования:

- анализ и синтез;

- метод сравнения;

- метод группировки;

- метод обобщения.

Информационной базой послужил ТК РФ, ТК ТС, КоАП.

 

 

  1. Сущность и виды таможенных пошлин.
    1. Сущность и функции таможенных пошлин

Пошлины - одна из разновидностей таможенных, платежей (вид государственных сборов), взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу (импорт, экспорт и транзит товаров, имущества, пропускаемых через таможенную границу страны под контролем таможенных служб, а также проведение различных таможенных почтовых операций).1 По своему экономическому содержанию таможенные пошлины являются косвенным налогом, т.е. одним из видов доходов государства. таможенные пошлины взимаются как в фискальных (налоговых) целях, так и в качестве инструмента таможенной политики государства. Выделяется ряд экономических функций таможенные пошлины: протекционистская – для защиты национального производства от притока в страну иностранных товаров; преференциальная - для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов; статистическая - для более точного учета внешнеторгового оборота; уравнительная - для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства. Субъектом обложения таможенные пошлины (декларантом) может быть как лицо, непосредственно перемещающее товары, так и таможенный брокер. Один из элементов таможенной пошлины - ставка. Функция взимания таможенных пошлин в  Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу.

Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ "О таможенном тарифе" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин[4]. С 1 июля 2010 года вошел в силу новый закон о "Таможенном тарифе" таможенного союза трех государств: России, Белоруссии и Казахстана. В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

  • Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
  • Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
  • Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.2

Особые виды таможенных пошлин:

  • Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
  • Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера;
  • Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;
  • Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).3

С возникновением обмена товарами между отдельными государствами  возникла проблема:  какие факторы предопределяют экономичную целесообразность ввоза и вывоза тех или иных товаров.  Первоначально теория международной торговли исходила из того,  что внешняя торговля должна осуществляться в целях накопления в стране золота. Однако теоретически оставалось неясным, почему выгодно накапливать золото.

Экспорт трудоемкой продукции,  концентрирующей в себе высококвалифицированный  труд,  позволяет получать определенные социально-экономические преимущества.  В обмен на такую продукцию можно немного дешевле импортировать топливно-сырьевые товары, которые будут преобразовываться в продукцию с высокой добавленной стоимостью. В отличие от сырьевых ресурсов источники высококвалифицированного труда возобновляемы,  а избыточные по сырью страны для повышения эффективности своей экономики вынуждены ввозить высокотехнологичную продукцию,  и становятся технологически зависимыми от стран с высоким уровнем развития. Таким образом, в современном мире страны должны стремиться экспортировать на мировые рынки товары,  которые в максимальной степени в расчете на затраченные материальные и энергетические ресурсы концентрируют затраты высококвалифицированного труда и ввозить топливно-сырьевые и другие товары с минимальными затратами высококвалифицированного труда.  Это предполагает,  что таможенно-тарифное регулирование должно способствовать формированию эффективной структуры производства с постоянно возрастающей долей продукции отраслей,  использующих высококвалифицированный труд.  В России существуют все предпосылки для восстановления и развития производства современной высокотехнологической продукции. Мировая торговля во все большей степени трансформируется таким образом, что развитые страны стремятся обмениваться между собой товарами,  концентрирующими высококвалифицированный труд,  а в торговле с развивающими и менее развитыми странами обменивать товары, концентрирующие в максимальной степени высококвалифицированный труд,  на товары,  произведенные с минимальными затратами высококвалифицированного труда. Таким образом,  из теории внешней торговли вытекают определенные требования к системе таможенных пошлин,  которые могут быть реализованы только в том случае,  если последние будут разрабатываться исходя из научно-обоснованных положений,  что обусловливает необходимость понимания экономической сущности таможенной пошлины.  Таможенная пошлина как экономическая категория появилась на этапе возникновения обмена результатами труда между отдельными государственными образованиями,  т.е. несколько позже,  чем сформировались категории цены и налога.

Возникновение государственных образований обусловило появление их права на часть вновь созданной стоимости,  необходимой для покрытия затрат по осуществлению государственных функций. Эти затраты покрывались путем изъятия части вновь созданной стоимости через налоги и взимания таможенных пошлин.

Таким образом,  первоначально таможенные пошлины служили только фискальным инструментом государства для пополнения своих ходов, хотя они оказывали более глубокое воздействие на экономические процессы внутри государства,  что обусловливалось их тесной связью с ценами. По мере возрастания объемов внешней торговли,  усиления ее влияния на экономическое развитие возрастала роль таможенных пошлин как регулятора экономики.

Таможенная пошлина отражает различия мировой и национальной стоимостей.  По своей форме она выступает в форме платежа, налога и может отклоняться, как и цена от своей основы.

Из определения следует, что таможенная пошлина является разницей в уровнях мировых цен  и экономически обоснованных внутренних цен,  т.е.,  при наличии отечественного производства товаров ее величина определяется сложившимися различиями в уровнях мировых и национальных издержек производства, задачей при обосновании таможенных пошлин является объективное отражение в таможенных пошлинах этой разницы. 4

Ввод,  отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров,  хозрасчетную эффективность ввоза и вывоза определенных групп товаров.

Таможенные пошлины участвуют  в формировании уровня затрат на импорт и экспорт товаров,  что,  в  свою очередь,  может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции.  Влияние уровня ставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени воздействия на уровень рыночных цен,  которые,  в свою очередь,  оказывают влияние на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды ставок таможенных пошлин.

СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН - денежные суммы в российской или  иностранной валюте, устанавливаемые  в определенном соотношении к  таможенной стоимости товара, перемещаемого  через таможенную границу.5 Согласно Закону РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. С.т.п. являются едиными и не подлежат изменению, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории РФ. В РФ применяются следующие виды С.т.п.: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

  • Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;

  • В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;
  • Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;6

По способу определения ставки таможенной пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.

  • Специфическая ставка таможенной пошлины взимается с веса, объема, штуки товара. Как это закреплено в комментируемой статье, специфические ставки начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Сумма таможенной пошлины, рассчитываемой по специфической ставке, не зависит от цены товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимого с этой территории. Поступления в бюджет от взимания таможенных пошлин, рассчитываемых по специфическим ставкам, не уменьшаются в случае резкого падения товарных цен. Кроме того, использование специфических ставок таможенных пошлин позволяет бороться с уклонением от уплаты таможенных платежей путем занижения контрактных цен на импортные и экспортные товары.

В Российской Федерации размер специфических  ставок устанавливается в евро.7

В международной таможенно-тарифной практике в отношении отдельных  товарных позиций применяется комбинированный (смешанный) способ таможенного обложения, предполагающий использование как адвалорных, так и специфических ставок таможенной пошлины.

Информация о работе Таможенная пошлина как основной таможенный платеж