Таможенная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:12, контрольная работа

Описание работы

Понятие, принципы и содержание

Работа содержит 1 файл

таможенная политика.docx

— 52.21 Кб (Скачать)

4. Разработка консолидированных  актов (конвенций)

Разработка представленными  в предыдущем параграфе организациями  проектов конвенций, соглашении и иных правовых актов направлена на то, чтобы:

  • соблюдался баланс национальных, государственных интересов, интересов участников ВЭД, производителей, потребителей, интересов мировых и национальных, общемировых и региональных;
  • обеспечивалась возможность создания действенных механизмов международной координации и межрегионального регулирования.

Бесспорная прерогатива  в формировании и реализации таможенной политики принадлежит высшим органам  государства. Кроме того, в круг основных задач этих органов входят:

  • правовое обеспечение формирования и реализации таможенной политики;
  • определение приоритетов в ее сфере;
  • выработка и реализация системы мер, обеспечивающих средствами таможенной политики стабильность социально-экономического развития;
  • создание условий для эффективного функционирования таможенной службы;
  • реализация социальных ценностей, формирование механизмов реализации таможенной политики, адекватных целям и характеру социально-экономического развития страны;
  • развитие институциональной структуры, формирование целостной системы рычагов и методов регулирования в сфере таможенной деятельности и др.

В компетенцию этих органов, формулирующих суть и содержание таможенной политики на определенный период, входит также решение таких вопросов, как:

  • определение направлений в таможенной политике, имеющих особую значимость для государства;
  • определение путей предотвращения или разрешения конфликтов в сфере ВЭД средствами таможенной политики;
  • определение форм, приемов и способов действий, определяющих "технологию торга" при ведении переговоров, связанных с проводимой таможенной политикой;
  • разработка рекомендаций по направленности и характеру развития институтов таможни (таможенной системы);
  • выбор критериев для оценки социально-экономической и политической значимости проблем, альтернатив, мер по нейтрализации оппонентов, разработанных решений, связанных с совершенствованием таможенной политики.

Реализация таможенной политики - процесс достижения и направляемая скоординированная деятельность таможни, органов исполнительной власти и  институтов общества по достижению сформулированной в ней цели. Это предполагает наличие: необходимых ресурсов, организационных  структур и механизмов; правил, процедур их реализации, инструкций, регламентирующих деятельность и взаимоотношения  организаций; координации деятельности структур. Сложившиеся структуры  в сферах ВЭД, таможенной деятельности предполагают управление реализацией  политики на федеральном, региональных, местных уровнях. Однако действенность самих механизмов в таможне, из-за жесткой централизации и преобладания административного подхода к управлению, чрезвычайно низка.

5. Структура таможенной  политики

В таможенной политике необходимо различать идеологическую, правовую, организационную, экономическую, реализационную и политическую (конфликтно-консенсусную) составляющие.

Целостность, развитие и  реализация таможенной политики обеспечиваются сбалансированностью ее внутренних компонент, а также взаимодействием  и сбалансированностью ее отношений  с внешней средой.

С точки зрения реализационного  подхода в таможенной политике выделяют следующие основные составляющие: правовую (властную), организационную (институциональную), экономическую, психоэтическую, технико-технологическую, коммуникационную.

Правовая составляющая: обретение, удержание и использование государственной власти в сфере регулирования ВЭД. С этой точки зрения таможенная политика - система, комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной базы и мерами административно-властного характера, которыми наделены таможенные органы.

Однако многие из действующих  ныне законов содержат правовые нормы  непрямого действия. Это включает механизм ведомственного нормотворчества. Многие конкретные стороны таможенного, валютного, налогового регулирования  внешней торговли определяются путем издания ведомственных инструкций, приказов, чем обуславливается запутанность, неразбериха. Реальная практика исполнения всего этого директивного материала стала осязаемым барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления - коррупцию. Таможенный тариф должен быть экономически обоснованным, сбалансированным, стабильным и эффективным инструментом защиты экономических интересов России: необходим также четкий механизм доведения всех изменений ставок пошлин до потребителей.

Организационная (институциональная) характеристика таможенной политики проявляется через госучреждения, институты, в которых она разрабатывается, определяется, реализуется через запретительно-разрешительные или ограничительные системы по трансграничному перемещению товаров, транспорта, людей.

Экономическая компонента (составляющая) связана с обеспечением реализации внешней и внутренней экономической политики, через протекционизм, свободу торговли преференции и другие средства таможенного регулирования.

Психоэтическая  компонента (составляющая) - разработанная система сценариев, определяющих характер конфликтно-консенсусных шагов, маневров, уступок и т.д. при разрешении противоречий.

Технико-технологическая  составляющая таможенной политики - установленные процедуры таможенного контроля, таможенного оформления, сбора таможенных платежей.

Коммуникационная  составляющая проявляется через стратегию и тактику развития внешних коммуникаций таможни и механизмы реализации.

6. Этапы формирования  таможенной политики

Таможенная политика должна быть: относительно стабильна и предсказуема; прозрачна для деловых кругов, понимаема ими; управление ею должно носить государственный характер и  быть свободным от амбиций, лоббирования (цивилизованное лоббирование не исключается  – оно неизбежно), подчинена обеспечению  экономической безопасности. Основными  этапами формирования и реализации являются:

  • Формирование таможенной политики: разработка стратегии и плана, законодательное закрепление.
  • Реализация и мониторинг, осуществление мероприятий по разрешению проблем, оперативное отслеживание реакции экономики, рынка, хозяйствующих субъектов на введение тех или иных мер с целью выработки предложений по совершенствованию таможенной политики.
  • Оценка и регулирование - контроллинг - оценка адекватности реализуемой таможенной политики прямым и косвенным, получаемым, ближайшим и отдаленным результатам, а также последствий продолжения ее осуществления с целью принятия своевременных решений для ее корректировки.

Оценивая уровень разработанности  таможенной политики Российской Федерации  в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, в частности  в сфере внешней торговли, т.е. за последние десять лет, следует  отметить, что ее направленность и  ориентация, а также механизмы  и инструменты реализации преследуют в основном единственную цель: средствами налогообложения "выжать" максимум денег для наполнения федерального бюджета, без прогнозирования издержек, к которым приводит такая ориентация, прежде всего, для российского потребителя, российской экономики в долгосрочной перспективе, а также для "здорового" развития самой российской таможни. Если сопоставить усиление жесткости фискальной направленности таможенной политики и прирост доходов от ВЭД то, наверное, не составит труда показать се неэффективность. Не секрет, что на внутреннем рынке России обращаются импортные товары, номенклатура и физический объем которых значительно отличается от того, что прошло через таможенные "ворота", а за рубежом оседают значительные валютные средства от экспорта. Правоохранительная составляющая политики остается неразвитой, ориентированной на преследование, а не на предупреждение и предотвращение нарушении таможенных правил. Существенным является также то, что реализуемая таможенная политика живет своей жизнью, а таможенное ведомство своей. Они практически оторваны друг от друга. Формированием, введением и отменой таможенных пошлин, составляющих основные экономические инструменты таможенной политики, занимается узкий круг высокопоставленных чиновников Минторга, Минэкономики, Минфина при участии ГТК под эгидой соответствующей правительственной комиссии, т.е. таможенные пошлины формируют, вводят, отменяют, организуют взимание и одновременно взимают органы исполнительной власти.

Попытки разработки и реализации программ модернизации таможенной службы России, ориентированных на поэтапное  приведение ее в состояние, отвечающее международным требованиям и  нормам функционирования таможенных служб, пока остаются лишь попытками. Это также  объясняется, в частности, тем, что  проводимая таможенная политика пока принципиально расходится по целям  и задачам с реализуемой во многих странах концепцией модернизации таможенной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.  

Важнейшая роль в  деле обеспечения экономических  интересов государства принадлежит  таможенному делу - одному из базовых  институтов экономики. Участвуя в регулировании  внешнеторгового оборота и осуществляя  фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный  бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. На современном этапе развития довольно значительная часть поступлений  в доходную часть федерального бюджета  приходится на таможенные пошлины, таможенные сборы и иные платежи, сбор которых  входит в компетенцию таможенных органов.  

Поэтому я считаю, что рассмотрение таможенной политики, является одной из важнейших задач  изучения предмета «Экономика таможенного  дела». Актуальность рассматриваемой  темы обусловлена особенностями  становления новых экономических  отношений в современной России, возрастанием научного и практического  интереса к изучению опыта осуществления  таможенной политики, а также роли и места таможенных органов в  системе государственного управления. Цель курсовой работы изучить предмет  и структуру таможенной политики. Объект исследования основные направления  таможенной политики.  Предмет исследования изучение современной таможенной политики. В ходе выполнения курсовой работы будет изучено понятие таможенная политика ее цели и как она совершенствуется на сегодняшний день.

Курсовая работа состоит из трех глав, введение, содержание и заключение. Первая глава состоит  из понятия таможенной политики и  выработки государственной таможенной политики. Вторая глава состоит из направления таможенной политики. В третей главе раскрыты меры по совершенствованию таможенной политики. 

 

 

  

 

Глава 1. Понятие  таможенная политика

1.1. Понятие таможенная  политика

Таможенная политика - комплекс мер и направлений в  сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых через таможенную систему. Таможенная политика включает деятельность государственных  органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а также таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей. Основными средствами осуществления таможенной политики являются: система экономических инструментов таможенного регулирования; участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях (соглашениях); режим прохождения грузов через границу; сеть государственных органов таможенного контроля; необходимые законодательные нормы таможенной деятельности. В ТС действует единая Таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики ТС. Таможенная политика РФ обеспечивает эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка, стимулирует развитие национальной экономики, содействует проведению структурной перестройки и иным целям, определяемым Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с ТК ТС и другими законодательными актами РФ.

Таможенная  политика — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Таможенная  политика — система мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и прохождения ими таможенных формальностей. 

 

 

  

 

1.2. Цели и задачи  таможенной политики

Цель  таможенной политики в среднесрочной  перспективе - содействие диверсификации и повышению глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Задачи  таможенной политики:

Содействие технологической  модернизации российской экономики  за счет облегчения доступа к использованию  передовых иностранных оборудования и технологий;

Стимулирование  развития производственно-технологической  кооперации российских и иностранных  компаний, содействие переносу глобально  ориентированных обрабатывающих производств  на российскую территорию («импорт  производств вместо импорта товаров»);

Повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся  рынков, уязвимых для импорта;

унификация таможенной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

Реализация  поставленных задач будет обеспечиваться следующими приоритетными направлениями таможенной политики.

Первое - стимулирование переноса производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости  от глубины переработки  и предназначения товаров.

Дифференциация  ставок таможенных пошлин в зависимости  от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные - на готовые изделия) создает более  привлекательные условия для  изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствует организации (переносу) производств на территорию России.

Вместе с  тем, такие факторы, как: снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование в целях содействия модернизации российских производств; необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в России, либо производятся в недостаточных количествах; выполнение международных обязательств России по беспошлинному ввозу отдельных видов товаров (например, книги и печатная продукция); необходимость защиты наиболее конкурентоспособных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела; временное открытие внутренних рынков для увеличения предложения и предотвращения роста цен, - препятствуют соблюдению принципа эскалации Таможенного тарифа в некоторых секторах экономики.

Информация о работе Таможенная политика