Таможенная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:12, контрольная работа

Описание работы

Понятие, принципы и содержание

Работа содержит 1 файл

таможенная политика.docx

— 52.21 Кб (Скачать)

Таможенная политика

1. Функциональное  представление таможенной политики

Раскрытие содержания понятия "таможенная политика" имеет принципиальное значение, поскольку оно должно определять ее место и роль в системе государственной  политики, взаимосвязи с другими  политиками, ее субъекты, объекты, методы и средства реализации. При разработке таможенных кодексов СССР и Российской Федерации в 1990-1993 гг. и работе над  совершенствованием ТК РФ понятие "таможенная политика" было в центре внимания и становилось предметом неоднократного обсуждения учеными и руководящими работниками таможенного ведомства  почти на всех научно-практических конференциях, посвященных проблематике таможенного дела. В результате были предложены следующие определения  таможенной политики:

1. Таможенная политика - это  выработанные государством экономические  и административные меры: таможенные  правила, методы и средства  их применения в процессе регулирования  движения товаров, капиталов,  услуг, интеллектуальных и трудовых  ресурса на внутренний и внешний  рынок в интересах защиты и  развития национальной экономики,  наполнения государственного бюджета  укрепления мирохозяйственных связей.

2. Таможенная политика - это осуществляемая государством система экономических и административных мер, таможенных правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границ товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, ее интеграции в мировую экономику наполнения доходов государственного бюджета.

3. Таможенная политика - это  осуществляемая государством система  мер, правил и процедур, регулирующих  движение товаров через таможенную  границу в интересах национальной  экономики.

4. Таможенная политика - это  система государственных мер  и таможенный инструмент, направленный  на регулирование внешней торговли  и на защиту экономических  интересов государства.

5. Таможенная политика - это  система экономических и административных  мер, призванная содействовать,  с одной стороны, гармоничному  вхождению экономики России в  сложившуюся систему мирохозяйственных  связей, с другой стороны - гармоничному  развитию внутренней экономики,  в том числе средствами "разумного  протекционизма".

6. Таможенная политика - это  система экономических, юридических  и организационных мер, направленных  на защиту национальных интересов  России.

7. Таможенная политика - это  реализация экономической политики  государства методами и средствами  таможенного регулирования, неизменными  составляющими которого являются  таможенные платежи и таможенный  контроль.

8. Таможенная политика - это  совокупность мер по регулированию  внешнеэкономической деятельности, определяемых целями правительства  в области национальной экономики,  населения и территории страны.

9. Таможенная политика - это  стратегическая линия государства,  связанная с ввозом (вывозом) продукции.

10. Таможенная политика - это принципы поведения правительства  в сфере таможенного дела, закрепленные  в законодательных актах государства.  Эти принципы касаются трех  аспектов жизни страны:

  • создания условий для развития национальной экономики;
  • защиты населения и природной среды от импорта вредных и опасных товаров и отходов производства;
  • наполнения доходной части бюджета.

11. Таможенная политика  есть разработка принципов, стратегических  целей государственной политики, а также определенных методов,  средств и форм (мер) их достижения  через деятельность таможенных  органов.

12. Таможенная политика - это определение стратегических  целей и принципов общегосударственной  политики и их реализация с  помощью мер (методов, средств,  форм), применяемых в таможенных  органах.

13. Таможенная политика - это определенная, функционально  присущая таможенным органам,  деятельность в интересах государства.

14. Таможенная политика - это разработка и реализация  законодательной основы, развитие  структуры органов таможни с  целью обеспечения оптимального  регулирования внешней торговли  материальными, трудовыми, интеллектуальными  и другими ресурсами, извлечение  максимальной налоговой прибыли,  при соблюдении условий всесторонней  защиты экономических, социальных  и других интересов своего  государства и учете интересов  стран - торговых партнеров.

15. Таможенная политика - это выработанные государством  экономические и административные  меры, таможенные правила, методы  и средства их применения в  процессе регулирования движения  товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных  и трудовых ресурсов на внутренний  и внешний рынок в интересах  защиты и развития национальной  экономики, наполнения государственного  бюджета, укрепления мирохозяйственных  связен.

16. Таможенная политика - составная часть внутренней и  внешней политики государства,  комплекс мер, осуществляемых  в целях обеспечения наиболее  эффективного использования инструментов  таможенного контроля и регулирования  товарообмена на таможенной территории, участия в реализации торгово-политических  задач по защите внутреннего  рынка, стимулирования развития  национальной экономики.

17. Таможенная политика - это система политико-правовых, экономических,  организационных и иных широкомасштабных  мероприятий, направленных на  реализацию и защиту внутри- и  внешнеэкономических интересов  в целях динамичного осуществления  политических и социально-экономических  преобразований в условиях формирования  рыночных отношений.

2. Уровень прозрачности  целевых функций таможни

Приведенные выше определения, при их некотором сходстве, той  пли иной меры общности, не формируют  целостного и достаточно четкого  в структурном отношении представления  о содержании этого понятия. Их нельзя отнести ни к явным (классификационным или генетическим), ни к неявным (непрозрачным). Прежде всего, по нашему мнению, до сих пор не сложилось представление о таможенной политике как реальном объекте, его видении, а потому и приведенные понятия, которые в принципе должны выводиться из этого представления, соответствовать ему и придавать объективность, нельзя признать в целом отражающими таможенную политику как реальность. На наш взгляд, более продуктивным в данном случае был бы классификационный подход, опирающийся на определение родовых признаков, присущих политике, и на выделение признаков, определяющих таможенную политику как один из специфичных видов политик. Вопрос об определении таможенной политики при всей его актуальности и значимости, в том числе для исследуемой проблематики, остается пока без достаточно определенного ответа. На данном уровне знаний и представлений о таможенной политике при исследовании этой проблематики целесообразно исходить из назначения, роли и функций таможни, хотя подобный подход уязвим для критики, поскольку таможня - инструмент реализации таможенной политики, на основе "правил игры", которые разрабатываются федеральными органами государственной власти и управления и вручаются для исполнения таможенному ведомству. Предлагаемый подход - попытка идти "снизу-вверх" от инструмента реализации политики к раскрытию сущности и содержания самой таможенной политики.

Таможня (в широком понимании) - часть глобальной и государственной  инфраструктуры, глобальный элемент  международной координации и  межрегионального регулирования; равноправный член клуба международных экономических  институтов.

В более узком смысле таможня - социально-экономический и регулятивный институт государства для контроля за трансграничными потоками товаров, транспортных средств, физических лиц, правового взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством, мировым рынком.

Из содержания приведенных  определений следует, что к основным функциям таможни следует отнести:

  • регулирование ввоза-вывоза товаров, право применения законов в этой области;
  • содействие формированию оптимальных условий взаимосвязи и взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством;
  • защита национальных экономических интересов, основных отраслей производства;
  • защита потребителей товаров;
  • проведение внешнеторговой политики, нацеленной на укрепление позиции российских экспортеров.

Таким образом, таможня несет  основную нагрузку по государственному регулированию ВЭД средствами таможенного  регулирования, которое является:

  • существенным элементом механизма регулирования ВЭД, важнейшей структурной составной частью национальной бюджетно-финансовой системы,
  • инструментом реализации внешнеэкономической стратегии и защиты национальных экономических интересов.

В рамках своих функций  таможня осуществляет экономическую, правоохранительную, оперативно-технологическую  деятельность, в соответствии с политикой  государства в этой сфере, формирующей деятельностное пространство для таможенных органов, в котором определена структура правил всех видов деятельности и коммуникации, обеспечивающие их реализацию. Таким образом, таможенная политика является структурной составляющей внутренней и внешней политик, которые и формируют административное, правовое и экономическое пространство для ее разработки и осуществления.

Таким образом, место, роль и  содержание таможенной политики определяются многими составляющими, привносимыми в нее из других политик. Она оказывается тесно связанной с ними и находится в отношении прямого или косвенного подчинения им. Эта подчиненность обусловлена также тем, что на ее формирование и реализацию оказывает влияние целое поле сил, источником которых являются не только политики, но и государственные, общественные, деловые структуры как внутри страны, так и на международном уровне, одни из которых являются субъектами, другие - объектами таможенной политики.

3. Субъекты таможенной  политики

К субъектам таможенной политики относятся законодательные и  исполнительные органы государства: институты  таможни, правовые и административные институты власти, а также группы интересов и группы политики, связанные  с внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники  ВЭД, социальные слои, группы, на которых  распространяется или оказывает  воздействие таможенная политика.

К субъектам таможенной политики, формирующим ее, прямо или косвенно принимающим участие в се реализации, относятся:

А. Органы общей  компетенции: Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ (утверждение целевых программ, заключение международных договоров в сфере ВЭД, принятие мер по защите внутреннего рынка, установление постановлением Правительства РФ ставок таможенного тарифа).

Б. Специальные  государственные органы:

1. Министерство торговли  РФ и институт уполномоченных  Минторга в регионах, в функции  которых входят:

  • государственное регулирование ВЭД (формирование нормативно-правовой базы, организация импортных поставок для государственных нужд, контроль за обеспечением государственных интересов);
  • координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики);
  • оценка состояния и прогноз ВЭД;
  • создание благоприятного режима для внешнеэкономического сотрудничества.

2. Министерство экономики  РФ.

3. Министерство финансов  РФ.

4. Министерство науки  и технологий РФ.

5. Министерство транспорта  РФ.

6. МПС РФ.

7. Государственный таможенный  комитет РФ и его система.

8. Федеральная служба  по валютному и экспортному  контролю (контроль лицензирования  и аудиторские проверки).

В. Содействующие  организации:

1. Торгово-промышленная палата  с входящими в нее региональными  отделениями и представительствами  за рубежом и относящимися  к этой системе внешнеэкономическими  предприятиями: Союзэкспертиза, Российское  агентство рисков, отраслевые объединения  производителен и экспортеров  при Минторге и ряд других; смешанные торговые палаты.

2. Банки: Банк внешней  торговли, Экспортно-импортный банк  РФ, Российский банк реконструкции  и развития.

3. Ассоциации делового  сотрудничества с зарубежными  странами.

4. Неправительственные и  негосударственные международные  организации: Международная торговая  палата; экономические форумы; институты  ООН, регулирующие ВЭД: ВТО  ГАТТ, МВФ, ЮНКТАД (конференция ООН  по торговле и развитию), Всемирная  таможенная организация, а также  международные советы, международные  консультативные комитеты и группы, действующие под эгидой ООН.  Эти международные структуры  формируют механизмы международного  регулирования и координации  в сфере таможенного дела, настраивающиеся  на интересы доминирующих субъектов  геополитики и геоэкономики, и  реализуют институционально-экономические  формы организации потоков трансграничных  перемещений и контроля за ними.

Информация о работе Таможенная политика