Таможенная политика
1. Функциональное
представление таможенной политики
Раскрытие содержания понятия
"таможенная политика" имеет принципиальное
значение, поскольку оно должно определять
ее место и роль в системе государственной
политики, взаимосвязи с другими
политиками, ее субъекты, объекты, методы
и средства реализации. При разработке
таможенных кодексов СССР и Российской
Федерации в 1990-1993 гг. и работе над
совершенствованием ТК РФ понятие "таможенная
политика" было в центре внимания
и становилось предметом неоднократного
обсуждения учеными и руководящими
работниками таможенного ведомства
почти на всех научно-практических
конференциях, посвященных проблематике
таможенного дела. В результате были
предложены следующие определения
таможенной политики:
1. Таможенная политика - это
выработанные государством экономические
и административные меры: таможенные
правила, методы и средства
их применения в процессе регулирования
движения товаров, капиталов,
услуг, интеллектуальных и трудовых
ресурса на внутренний и внешний
рынок в интересах защиты и
развития национальной экономики,
наполнения государственного бюджета
укрепления мирохозяйственных связей.
2. Таможенная политика - это
осуществляемая государством система
экономических и административных мер,
таможенных правил и процедур, регулирующих
движение через таможенную границ товаров,
капиталов, услуг, интеллектуальных и
трудовых ресурсов на внутренний и внешний
рынок в интересах защиты и развития национальной
экономики, ее интеграции в мировую экономику
наполнения доходов государственного
бюджета.
3. Таможенная политика - это
осуществляемая государством система
мер, правил и процедур, регулирующих
движение товаров через таможенную
границу в интересах национальной
экономики.
4. Таможенная политика - это
система государственных мер
и таможенный инструмент, направленный
на регулирование внешней торговли
и на защиту экономических
интересов государства.
5. Таможенная политика - это
система экономических и административных
мер, призванная содействовать,
с одной стороны, гармоничному
вхождению экономики России в
сложившуюся систему мирохозяйственных
связей, с другой стороны - гармоничному
развитию внутренней экономики,
в том числе средствами "разумного
протекционизма".
6. Таможенная политика - это
система экономических, юридических
и организационных мер, направленных
на защиту национальных интересов
России.
7. Таможенная политика - это
реализация экономической политики
государства методами и средствами
таможенного регулирования, неизменными
составляющими которого являются
таможенные платежи и таможенный
контроль.
8. Таможенная политика - это
совокупность мер по регулированию
внешнеэкономической деятельности,
определяемых целями правительства
в области национальной экономики,
населения и территории страны.
9. Таможенная политика - это
стратегическая линия государства,
связанная с ввозом (вывозом) продукции.
10. Таможенная политика -
это принципы поведения правительства
в сфере таможенного дела, закрепленные
в законодательных актах государства.
Эти принципы касаются трех
аспектов жизни страны:
- создания условий для развития национальной экономики;
- защиты населения и природной среды от импорта вредных и опасных товаров и отходов производства;
- наполнения доходной части бюджета.
11. Таможенная политика
есть разработка принципов, стратегических
целей государственной политики,
а также определенных методов,
средств и форм (мер) их достижения
через деятельность таможенных
органов.
12. Таможенная политика -
это определение стратегических
целей и принципов общегосударственной
политики и их реализация с
помощью мер (методов, средств,
форм), применяемых в таможенных
органах.
13. Таможенная политика -
это определенная, функционально
присущая таможенным органам,
деятельность в интересах государства.
14. Таможенная политика -
это разработка и реализация
законодательной основы, развитие
структуры органов таможни с
целью обеспечения оптимального
регулирования внешней торговли
материальными, трудовыми, интеллектуальными
и другими ресурсами, извлечение
максимальной налоговой прибыли,
при соблюдении условий всесторонней
защиты экономических, социальных
и других интересов своего
государства и учете интересов
стран - торговых партнеров.
15. Таможенная политика -
это выработанные государством
экономические и административные
меры, таможенные правила, методы
и средства их применения в
процессе регулирования движения
товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных
и трудовых ресурсов на внутренний
и внешний рынок в интересах
защиты и развития национальной
экономики, наполнения государственного
бюджета, укрепления мирохозяйственных
связен.
16. Таможенная политика -
составная часть внутренней и
внешней политики государства,
комплекс мер, осуществляемых
в целях обеспечения наиболее
эффективного использования инструментов
таможенного контроля и регулирования
товарообмена на таможенной территории,
участия в реализации торгово-политических
задач по защите внутреннего
рынка, стимулирования развития
национальной экономики.
17. Таможенная политика -
это система политико-правовых, экономических,
организационных и иных широкомасштабных
мероприятий, направленных на
реализацию и защиту внутри- и
внешнеэкономических интересов
в целях динамичного осуществления
политических и социально-экономических
преобразований в условиях формирования
рыночных отношений.
2. Уровень прозрачности
целевых функций таможни
Приведенные выше определения,
при их некотором сходстве, той
пли иной меры общности, не формируют
целостного и достаточно четкого
в структурном отношении представления
о содержании этого понятия. Их нельзя
отнести ни к явным (классификационным
или генетическим), ни к неявным (непрозрачным).
Прежде всего, по нашему мнению, до сих
пор не сложилось представление о таможенной
политике как реальном объекте, его видении,
а потому и приведенные понятия, которые
в принципе должны выводиться из этого
представления, соответствовать ему и
придавать объективность, нельзя признать
в целом отражающими таможенную политику
как реальность. На наш взгляд, более продуктивным
в данном случае был бы классификационный
подход, опирающийся на определение родовых
признаков, присущих политике, и на выделение
признаков, определяющих таможенную политику
как один из специфичных видов политик.
Вопрос об определении таможенной политики
при всей его актуальности и значимости,
в том числе для исследуемой проблематики,
остается пока без достаточно определенного
ответа. На данном уровне знаний и представлений
о таможенной политике при исследовании
этой проблематики целесообразно исходить
из назначения, роли и функций таможни,
хотя подобный подход уязвим для критики,
поскольку таможня - инструмент реализации
таможенной политики, на основе "правил
игры", которые разрабатываются федеральными
органами государственной власти и управления
и вручаются для исполнения таможенному
ведомству. Предлагаемый подход - попытка
идти "снизу-вверх" от инструмента
реализации политики к раскрытию сущности
и содержания самой таможенной политики.
Таможня (в широком понимании)
- часть глобальной и государственной
инфраструктуры, глобальный элемент
международной координации и
межрегионального регулирования; равноправный
член клуба международных экономических
институтов.
В более узком смысле таможня
- социально-экономический и регулятивный
институт государства для контроля
за трансграничными потоками товаров,
транспортных средств, физических лиц,
правового взаимодействия национальной
экономики с мировым хозяйством, мировым
рынком.
Из содержания приведенных
определений следует, что к основным
функциям таможни следует отнести:
- регулирование ввоза-вывоза товаров, право применения законов в этой области;
- содействие формированию оптимальных условий взаимосвязи и взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством;
- защита национальных экономических интересов, основных отраслей производства;
- защита потребителей товаров;
- проведение внешнеторговой политики, нацеленной на укрепление позиции российских экспортеров.
Таким образом, таможня несет
основную нагрузку по государственному
регулированию ВЭД средствами таможенного
регулирования, которое является:
- существенным элементом механизма регулирования ВЭД, важнейшей структурной составной частью национальной бюджетно-финансовой системы,
- инструментом реализации внешнеэкономической стратегии и защиты национальных экономических интересов.
В рамках своих функций
таможня осуществляет экономическую,
правоохранительную, оперативно-технологическую
деятельность, в соответствии с политикой
государства в этой сфере, формирующей
деятельностное пространство для таможенных
органов, в котором определена структура
правил всех видов деятельности и коммуникации,
обеспечивающие их реализацию. Таким образом,
таможенная политика является структурной
составляющей внутренней и внешней политик,
которые и формируют административное,
правовое и экономическое пространство
для ее разработки и осуществления.
Таким образом, место, роль и
содержание таможенной политики определяются
многими составляющими, привносимыми
в нее из других политик. Она оказывается
тесно связанной с ними и находится в отношении
прямого или косвенного подчинения им.
Эта подчиненность обусловлена также
тем, что на ее формирование и реализацию
оказывает влияние целое поле сил, источником
которых являются не только политики,
но и государственные, общественные, деловые
структуры как внутри страны, так и на
международном уровне, одни из которых
являются субъектами, другие - объектами
таможенной политики.
3. Субъекты таможенной
политики
К субъектам таможенной политики
относятся законодательные и
исполнительные органы государства: институты
таможни, правовые и административные
институты власти, а также группы
интересов и группы политики, связанные
с внешнеэкономической сферой деятельности.
К ее объектам относятся участники
ВЭД, социальные слои, группы, на которых
распространяется или оказывает
воздействие таможенная политика.
К субъектам таможенной политики,
формирующим ее, прямо или косвенно
принимающим участие в се реализации,
относятся:
А. Органы общей
компетенции: Президент, Федеральное собрание,
Правительство РФ (утверждение целевых
программ, заключение международных договоров
в сфере ВЭД, принятие мер по защите внутреннего
рынка, установление постановлением Правительства
РФ ставок таможенного тарифа).
Б. Специальные
государственные органы:
1. Министерство торговли
РФ и институт уполномоченных
Минторга в регионах, в функции
которых входят:
- государственное регулирование ВЭД (формирование нормативно-правовой базы, организация импортных поставок для государственных нужд, контроль за обеспечением государственных интересов);
- координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики);
- оценка состояния и прогноз ВЭД;
- создание благоприятного режима для внешнеэкономического сотрудничества.
2. Министерство экономики
РФ.
3. Министерство финансов
РФ.
4. Министерство науки
и технологий РФ.
5. Министерство транспорта
РФ.
6. МПС РФ.
7. Государственный таможенный
комитет РФ и его система.
8. Федеральная служба
по валютному и экспортному
контролю (контроль лицензирования
и аудиторские проверки).
В. Содействующие
организации:
1. Торгово-промышленная палата
с входящими в нее региональными
отделениями и представительствами
за рубежом и относящимися
к этой системе внешнеэкономическими
предприятиями: Союзэкспертиза, Российское
агентство рисков, отраслевые объединения
производителен и экспортеров
при Минторге и ряд других;
смешанные торговые палаты.
2. Банки: Банк внешней
торговли, Экспортно-импортный банк
РФ, Российский банк реконструкции
и развития.
3. Ассоциации делового
сотрудничества с зарубежными
странами.
4. Неправительственные и
негосударственные международные
организации: Международная торговая
палата; экономические форумы; институты
ООН, регулирующие ВЭД: ВТО
ГАТТ, МВФ, ЮНКТАД (конференция ООН
по торговле и развитию), Всемирная
таможенная организация, а также
международные советы, международные
консультативные комитеты и группы,
действующие под эгидой ООН.
Эти международные структуры
формируют механизмы международного
регулирования и координации
в сфере таможенного дела, настраивающиеся
на интересы доминирующих субъектов
геополитики и геоэкономики, и
реализуют институционально-экономические
формы организации потоков трансграничных
перемещений и контроля за ними.