Сущность таможенных пошлин

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. В настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    Введение 

    Таможенные  пошлины являются одним из старейших  видов косвенных налогов. Они  взимаются государством с товаров  при ввозе и вывозе их по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

    Исстари таможенные пошлины были основным средством  торговой политики государства. С их помощью ограничивался ввоз иностранных товаров, что обеспечивало защиту и поощрение развития отечественного производства и внутреннего рынка, а также стимулировало вывоз национальных товаров за рубеж. Уже в те времена проявлялась регулирующая функция налогов, которая оказывала серьёзное влияние на экономику.

    В конце XIX и первой половины XX вв. таможенные пошлины широко использовались крупными компаниями Запада для захвата внешних  рынков. Высокие таможенные пошлины  препятствовали доступу иностранных товаров на внутренний рынок, обеспечивая крупным предпринимателям высокие прибыли за счет увеличения цен на сумму таможенных у себя в стране. Это обогащало их и тем самым создавало благоприятные условия для вывоза собственной продукции на мировой рынок и продажи ее по низким ценам. В результате наблюдалась общая тенденция (особенно в промышленно развитых странах) повышение таможенных пошлин на товары достаточно крепких отраслей производства, причем до уровня, являющегося запретительным для иностранного поставщика.

    Между странами нередко возникали таможенные войны, когда каждая из сторон была заинтересована в повышении ставок пошлин на отдельные импортные товары, используя это как меру давления на противоположную сторону. Таможенные войны нашли широкое применение в конкурентной Борьбе за мировые рынки между высокоразвитыми странами.

    В 30-е – 40-е годы повышения таможенных пошлин крупными странами достигает  своего максимума – до 40% стоимости  товаров. После второй мировой войны  начался обратный процесс – падение роли таможенных пошлин как средства торговой политики в связи с развитием транснациональных корпораций под влиянием существенных сдвигов в структуре экономики и торговли этих стран.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность таможенных пошлин и их классификация 

    Таможенная  политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров.

    Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся  в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

    Таможенные  пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие  в доход государственного бюджета. В настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.

   Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов государства принадлежит  таможенной службе - одному из базовых  институтов экономики. Участвуя в регулировании  внешнеторгового оборота и осуществляя  фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

    Путем разумных протекционистских мер  таможенная служба оберегает национальную промышленность.

    Рассмотрим  немного из истории становлении  таможенной службы в Республике Казахстан. Становление таможенной системы республики осуществлялось в конкретных исторических условиях: с одной стороны - распад Союзного государства, экономический кризис, с другой - обретение суверенитета и образование независимого государства. В 1991 году наше государство приступило к созданию современной таможенной службы. Одним из первых Указов Президента был Указ от 12.12.1991 г. "О создании Таможенного комитета Республики Казахстан". До этого времени в республике существовала Казахская республиканская таможня, таможня Хоргос, Гурьевская таможня, которые непосредственно подчинялись Союзу ССР.

В 1991 году численность таможенных органов  республики была немногим более 150 человек. С образованием Республики Казахстан, как суверенного государства встала необходимость таможенного контроля на границах с государствами бывшего СССР, протяженность так называемых "прозрачных границ" составляла 12760 км, кроме того 1560 км - с КНР. По всему периметру таможенной границы Республики Казахстан не было ни одного обустроенного таможенного перехода для выполнения таможенных и пограничных формальностей.

   Отсутствие  до 1995 года необходимой законодательной  базы, подготовленного кадрового  состава, финансирования значительно  усложняли проблемы таможенной службы. До принятия Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона "О таможенном деле в Республике Казахстан" (июнь 1995 г.) таможенное дело в республике регулировалось более 200 различными документами, зачастую противоречащими друг другу.

Существенное  влияние на деятельность таможенной службы оказывают:

- объемы  товаров и транспортных средств,  перемещаемых через таможенную  границу Республики Казахстан,  а также количество физических  лиц, пересекающих государственную  границу страны;

- рост  темпов наполнения доходной части  государственного бюджета за  счет поступлений таможенных  платежей, несмотря на сокращение  внешнеторгового оборота; 

- резкое  возрастание масштабов таможенных  правонарушений как по количеству  случаев, так и по стоимости конфискуемых при этом товаров;

- значительный  и устойчивый рост проявлений  социально-опасной контрабанды.  В частности контрабанды наркотических  средств. В 1999 г. было задержано  2 тонны наркотических средств.  Впервые изъяты "тяжелые" наркотики  героин - 26 кг, опий - 133 кг.

В период становления национальной экономики  таможенные службы являются одним из основных источников пополнения доходной части бюджета.

Взыскано:

- 1997 г. - 22 024 705 тыс. тенге 

- 1998 г. - 33 706 710 тыс. тенге 

- 1999 г. - 38 187 619 тыс. тенге

Прогноз:

- 2000 г. - 58 237 763 тыс. тенге 

   С 1997 года введен таможенно-банковский валютный контроль, осуществляемый таможенными  органами совместно с Национальным Банком Республики Казахстан. Целью  валютно-банковского таможенного  контроля является обеспечение полноты и своевременности поступления валютной выручки, а также правомерного и обоснованного использования денежных средств на цели импорта. В результате проведенных таможенными органами мероприятий повысилась финансовая дисциплина со стороны участников ВЭД, сократилось время денежного обращения при осуществлении валютных сделок.

   В ходе борьбы с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями  таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Казахстан, в 1999 году были достигнуты результаты, свидетельствующие о значительной активизации работы таможенных органов в этом направлении.

   Было  возбуждено 356 уголовных дел, из них  по экономической контрабанде - 108; за уклонение от уплаты таможенных платежей и налогов - 42 дела; по выявленным фактам незаконного оборота наркотических средств, запрещенных и изъятых из обращения предметов - 78 дел, других различных преступлений - 128 дел. За весь 1998 год - 105 дел, в 1997 году - 80 дел.

   Сумма взысканных штрафов и стоимости  товаров и транспортных средств  по делам о нарушении таможенных правил за прошедший год составила  свыше 4 млрд. тенге, в 1998 году - 3,09 млрд.тенге.

   За  период с 1995 года, когда был введен Указ "О таможенном деле в Республике Казахстан" по настоящее время таможенной службой республики проделана определенная работа по самым разнообразным аспектам организации таможенного контроля.

   Разработаны в соответствии с Законом "О таможенных пошлинах в Республике Казахстан" нормативные документы, позволяющие обеспечить надежный таможенный контроль.

      Взимаются таможенные пошлины по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимых национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки устанавливаются чаще в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина) и реже в твердой сумме с единицы измерения товара (специфическая таможенная пошлина).

    Применяются следующие виды ставок пошлин:

   адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

    По  адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые изделия. В некоторых  странах сочетаются обе ставки. Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок для одного и того же товара (двухколонные, трехколонные тарифы): минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим товарам; максимальные - к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также ко многим видам сельскохозяйственной продукции; льготные - к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений.

    специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

    комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

    Специальные пошлины могут применяться в двух случаях: как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы  страны со стороны других государств или их союзов.

    Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране.

    Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране.

    Классификация таможенных пошлин

    Прежде  чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлин следует отметить, что  среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

Итак, таможенные пошлины делятся на:

1. По объекту обложения:

    Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами  во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу.

Информация о работе Сущность таможенных пошлин