Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:59, курсовая работа
Цель работы рассмотреть понятие и деятельность субъектов таможенного права в Российской Федерации;
Задачи курсовой работы:
• рассмотреть понятие и общую характеристику субъектов таможенного права;
• дать характеристику таможенных органов как субъекта таможенного права;
Ускорению таможенного оформления может способствовать и широкое внедрение информационных технологий. Информационное обеспечение таможенных органов раскрывается Таможенным кодексом Таможенного Союза, однако в действующем Таможенном кодексе Российской Федерации нормы об информационных системах таможенных органов представлены более широко. Кроме того, информационным технологиям в таможенном деле посвящена отдельная глава Кодекса.
3. Юридические лица как субъекты таможенного права
3.1 Понятие и правоспособность юридических лиц
Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или смету.
Для осуществления юридическим лицом той или иной деятельности существенное значение имеет его правоспособность. Правоспособность означает способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Различается правоспособность специальная и общая.
Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несёт только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица. В уставе в этом случае указываются виды деятельности, которыми оно вправе заниматься. Требования специальной правоспособности распространяются на учреждения и иные некоммерческие организации, а также на унитарные государственные и муниципальные и некоторые другие прямо указанные в законе коммерческие организации.
Следовательно, если специальная правоспособность юридического лица не включает в себя внешнеэкономическую деятельность, то заниматься ею лицо не вправе.
Подавляющее большинство юридических лиц, отнесённых к коммерческим организациям, обладает общей правоспособностью. Они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых законом и учредительными документами, в том числе и внешнеэкономической.
Определённые ограничения внешнеэкономической деятельности юридических лиц могут устанавливаться путём лицензирования. Под лицензированием понимается выдача уполномоченными на то органами специального разрешения на ведение соответствующей деятельности.
3.2 Перевозчик и таможенный представитель как профессиональные субъекты таможенного права
Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и пассажиров через таможенную границу и перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств (ст. 4 ТК ТС).
Согласно ст. 66 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенным перевозчиком может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных перевозчиков.
Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
Таможенный перевозчик вправе ограничить регион своей деятельности регионом деятельности одного или нескольких таможенных органов.
Отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами строятся на договорной основе. Отказ таможенного перевозчика от заключения договора при наличии у этого перевозчика возможности осуществить перевозку товаров не допускается.
Статья 19 ТК ТС предусматривает условия включения в Реестр таможенных перевозчиков
Условиями включения в Реестр таможенных перевозчиков являются:
1) осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет на день обращения в таможенный орган;
2)предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем двумстам тысячам евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза ;
3) наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности требует наличия указанного документа в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза;
4) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
5) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
6) отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушенияв сфере таможенного дела, определенные законодательством государств-членов таможенного союза;
7) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
Ст. 97 ТК РФ устанавливает следующие обязанности таможенного перевозчика:
1) соблюдать условия и требования, установленные настоящим Кодексом в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
2) вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров (статья 364 ТК РФ);
3) уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 90 ТК РФ;
4) соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.
Кроме того, в ст. 88 ТК РФ установлены обязанности перевозчика при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом:
1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;
3) не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 89 ТК РФ.
В качестве ответственности за несоблюдение установленных правил ст. 98 ТК РФ предусматривает отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков.
Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков может быть отозвано таможенным органом в случае:
1) несоблюдения таможенным перевозчиком хотя бы одного из условий включения в Реестр таможенных перевозчиков, установленных статьей 94 настоящего Кодекса;
2) несоблюдения таможенным перевозчиком обязанностей, предусмотренных подпунктом 3 статьи 97 настоящего Кодекса;
3) неоднократного привлечения таможенного перевозчика в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.11 и 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таможенный представитель – юридическое лицо государства – члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
Таможенным представителем может признаваться юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных представителей.
Таможенный представитель совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии таможенным законодательством таможенного союза.
Таможенный представитель вправе ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного или нескольких таможенных органов.
Отношения таможенного представителя с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного представителя от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается.
Условиями включения юридического лица в Реестр таможенных представителей являются:
1) наличие в штате юридического лица не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным законодательством государств-членов таможенного союза;
2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить ввследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств-членов таможенного союза;
3) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;
4) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательствомм таможенного союза и законодательством государств-членов таможеннгго союза.
В законодательстве таможенного союза и государств-членов ТС установлены обязанности таможенного представителя.
Обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного представителя обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры, а также иных обязанностей, которые в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза возлагаются только на лицо, указанное в статье 16 ТК РФ, перевозчика либо иное лицо.
Таможенный представитель уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с таможенным законодательством при декларировании товаров, таможенный представитель несет такую же ответственность, как декларант.
Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным представителем и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Таможенный представитель обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях.
Обязанности и ответственность таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного представителя с представляемым лицом.
4. Физические лица и международные организации как субъекты таможенного права
4.1 Физические лица как субъекты таможенного права
Физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Правовое положение граждан характеризуется понятием правоспособности и дееспособности.
Правоспособность – это способность гражданина иметь права и обязанности, т.е. быть субъектом этих прав и обязанностей.
Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, то своего имени создавать для себя обязанности и исполнять их, гражданин должен быть дееспособным. Вопросы правоспособности и дееспособности граждан урегулированы ГК РФ.
ГК РФ закрепил равную для всех граждан правоспособность. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Они имеют в таможенной сфере те же права, что и российские граждане. Они несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях с российскими гражданами.
Физические лица пользуются теми же правами по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, что и юридические лица. Однако при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу физическими лицами имеют значение цели перемещения, которые и необходимо установить: для личного использования или для коммерческих целей. Товары, предназначенные не для коммерческих целей, подлежат декларированию, таможенному оформлению и таможенному контролю в упрощённом порядке.