Субъекты таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть понятие и деятельность субъектов таможенного права в Российской Федерации;
Задачи курсовой работы:
• рассмотреть понятие и общую характеристику субъектов таможенного права;
• дать характеристику таможенных органов как субъекта таможенного права;

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 117.00 Кб (Скачать)


Введение

 

Последнее десятилетие убедило всех в том, что таможенное законодательство касается не какой-то ограниченной прослойки общества, не какого-то отдельного сектора экономики, а непосредственно затрагивает интересы большей части российского общества. Таможенный кодекс регламентирует интересы бизнес-сообщества и граждан, пересекающих таможенную границу с самыми разными целями (туризм, гуманитарные контакты, деловые поездки и т.д.). Он касается даже тех, кто не планирует отправляться за границу: регламентируя порядок уплаты таможенных платежей, таможенное законодательство затрагивает интересы многомиллионной армии покупателей иностранных товаров. Таможенные пошлины, НДС и акцизы на ввозимые товары, будучи косвенными налогами, включаются в цену товара и тем самым касаются практически каждого семейного и иного бюджета. Наконец, следует помнить о том, что доходы, собираемые таможенными органами, составляют около трети всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. Все эти причины в их совокупности обуславливают актуальность выбранной темы.

Таким образом, субъекты таможенного права весьма многочисленны и разнообразны.

Цель работы рассмотреть понятие и деятельность субъектов таможенного права в Российской Федерации;

Задачи курсовой работы:

      рассмотреть понятие и общую характеристику субъектов таможенного права;

      дать характеристику таможенных органов как субъекта таможенного права;

      дать характеристику юридическим лицам как субъекты таможенного права;

      рассмотреть деятельность физических лиц и международных организаций как субъектов таможенного права.

 


1. Понятие и общая характеристика субъектов таможенного права

 

Субъектом таможенного права признаётся тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере.

Субъектами таможенного права являются:

      Таможенные органы;

      Государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций;

      Юридические лица;

      Физические лица;

      Международные организации.

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: специальные и иные субъекты.

Специальные субъекты таможенного права - таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей.

Иные субъекты - «лица» и «российские лица» двоякого рода: юридические лица – предприятия, учреждения и организации и физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами, кроме того, к иным субъектам относятся также международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

Таможенное право предоставляет всем юридическим и физическим лицам равные права. Они на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения: ввозят в таможенный союз и вывозят из него товары и транспортные средства, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Монополии государства на внешнеэкономическую деятельность в государствах-членах таможенного союза не существует.

В обновленном Таможенном кодексе Российской Федерации указано: «Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации». (ст. 12 ТК РФ)

 


2. Таможенные органы как субъект таможенного права

 

2.1 Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации и система таможенных органов

 

Для реализации всего комплекса мероприятий, составляющих таможенное дело (взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и т.д.), создаются таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят:

      федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в      области таможеннного дела;

      региональные таможенные управления;

      таможни;

      таможенные посты.

Таможенные органы составляют единую централизованную систему (ст. 401 ТК РФ).

Единство системы таможенных органов обусловлено единообразием целей и задач таможенных органов, единством таможенной территории, а также единообразием выполняемых функций.

Система таможенных органов представляет собою совокупность государственных органов, построенную иерархически в соответствии с их компетенцией. Возглавляет систему таможенных органов, объединяет и направляет их деятельность федеральный орга исполнительной власти, уполномоченный в области таможеннного дела – ФТС России.

Нижестоящие таможенные органы подчиняются вышестоящим. В свою очередь, вышестоящие таможенные органы направляют и контролируют деятельность нижестоящих. Решения вышестоящих таможенных органов обязательны для нижестоящих. При этом единое централизованное руководство в системе таможенных органов не должно подавлять инициативу нижестоящих таможенных органов, которые, в свою очередь, ответственны за выполнение возложенных на них задач на подведомственных территориях.

Все четыре звена системы таможенных органов являются федеральными органами. Они предназначены для реализации полномочий федеральной власти в сфере таможенного регулирования и финансируются за счет средств федерального бюджета. Органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также общественные объединения не вправе вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (п. 2 ст. 401 ТК РФ).

Таможенные органы являются правоохранительными органами. Правоохранительный характер деятельности таможенных органов вытекает из выполняемых ими функций (в соответствии с п. 6 ст. 403 ТК РФ таможенные органы ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, других товаров и предметов, кроме того, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации), а также из закрепляемых за ними полномочий (право должностных лиц таможенных органов применять физическую силу, специальные средства и оружие).

Таможенные органы, составляя единую систему, представляют собой подсистему общей системы органов исполнительной власти. Координацию и взаимодействие таможенных органов и иных органов исполнительной власти в целях эффективного таможенного регулирования обеспечивает Правительство РФ, осуществляющее общее руководство таможенным делом в РФ (п. 3 ст. 1 ТК РФ).

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.

 


2.2 Полномочия и деятельность таможенных органов

 

Одновременно с мерами, направленными на упрощение и ускорение таможенных процедур, обеспечение законности деятельности таможенных органов, таможенное законодательство государств-членов таможенного союза расширяет полномочия таможенных органов в области таможенного контроля.

В частности, содержит форму таможенного контроля - таможенная ревизия. Под таможенной ревизией понимается проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении. В порядке таможенной ревизии таможенные органы вправе знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с любой другой производственной, коммерческой, банковской информацией декларантов и иных лиц, осматривать помещения, проводить инвентаризацию товаров, изымать их и накладывать на них арест.

Действующее законодательство сохраняет фискальные и контролирующие функции таможенной службы, в том числе валютный контроль.

Кроме того, таможенные органы выполняют правоохранительные функции. Таможенные органы государств-членов таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.

Таможенные органы государств-членов таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств пеступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Таможенные органы государств-членов таможенного союза ведут административный процесс по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством.

По прибытию товаров на таможенную территорию, таможенные органы помещают их под определенную таможенную процедуру. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством таможенного союза, а в случаях, установленных ТК ТС или иными международными договорами государств-членов таможенного союза, - законодательством государств-членов таможенного союза.

Законодательством таможенного союза устанавливается, что таможенный орган вправе требовать только те документы и сведения, которые необходимы для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру и соблюдения действия этой процедуры. Также требования таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, должны быть обоснованы и ограничены требованиями, необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

Таможенные органы могут задерживать на таможне любой товар, требуя от экспортера или импортера документы, подтверждающие его происхождение или стоимость. Перечень документов, обязательных для предъявления на таможне, в Кодексе не предусмотрен. Таможня может запросить все, начиная от устава компании - участника внешнеэкономической деятельности и заканчивая справкой о действующих международных торговых соглашениях.

Итересным положением является предварительное декларирование иностранных товаров (ст.193 ТК ТС). Это право, а не обязанность декларанта. Уплатив суммы таможенных пошлин и сборов, лицо вправе подать таможенную декларацию до прибытия иностранного товара на территорию ТС. При этом иностранный товар должен быть предъявлен таможенному органу в течение 30 дней со дня принятия декларации таможенным органом. Если этого не происходит, декларация считается неподанной.

Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации.

Определенные таможенные органы ФТС России может установить только для декларирования отдельных видов товаров в ограниченных случаях, указанных в ст.125 ТК РФ.

В случае подачи таможенной декларации на товары, для которых установлены специальные таможенные органы для декларирования, в иной таможенный орган таможенная декларация в день ее подачи пересылается таможенным органом, в который она подана, в надлежащий таможенный орган. Срок принятия таможенной декларации в этом случае продлевается на время, необходимое для ее пересылки, но не более чем на два рабочих дня.

Кодексом предусматривается, что таможенный орган обязан выпустить в свободное обращение товар не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам (п.1 ст.152 ТК РФ).

При этом в целях выпуска для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию ТС товаров таможенные органы не вправе требовать подтверждение поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов. Это не значит, что указанные суммы уплачивать не обязательно, однако освобождение импортеров от обязанности подтвердить поступление налогов на счета таможенных органов значительно ускоряет процедуру таможенного оформления.

Информация о работе Субъекты таможенных правоотношений