Страна происхождения товаров в системе таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Являясь методом государственного регулирования таможенно-тарифное регулирование представляет собой систему стоимостных инструментов и экономико-правовых мер по регулированию затрат на ввозимую и вывозимую продукцию с учетом затрат и цен отечественного производителя, эффективности потребления отечественной и импортной продукции и удовлетворения общественных потребностей в тех или иных товарах.

Работа содержит 1 файл

ттт.docx

— 24.15 Кб (Скачать)

1.Страна происхождения  товаров в системе таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

1.1 Сущность и назначение  «страны происхождения товара

Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Являясь методом государственного регулирования таможенно-тарифное регулирование представляет собой систему стоимостных инструментов и экономико-правовых мер по регулированию затрат на ввозимую и вывозимую продукцию с учетом затрат и цен отечественного производителя, эффективности потребления отечественной и импортной продукции и удовлетворения общественных потребностей в тех или иных товарах.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

ѕ Таможенные пошлины;

ѕ Таможенный тариф;

ѕ Товарная номенклатура ВЭД;

ѕ Страна происхождения товаров;

ѕ Тарифные льготы;

ѕ Таможенная стоимость.

Все элементы таможенно-тарифного регулирования тесно взаимосвязаны друг с другом. Наиболее важным элементом таможенно-тарифного регулирования ВЭД является таможенная пошлина.

Страной происхождения товаров  считается страна, в которой товары были полностью произведены или  подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством  таможенного союза. При этом под  страной происхождения товаров  может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется  необходимость их выделения для  целей определения страны происхождения  товаров.

Определение страны происхождения  товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими  правила определения страны происхождения  товаров.

Определение страны происхождения  товаров так же является важным элементом  таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию таможенного союза и вывоза товара с этой территории.

В зависимости от страны их происхождения  товары могут облагаться льготными  таможенными пошлинами или совсем освобождаться от их уплаты. Именно поэтому для участников внешнеэкономической  деятельности большой интерес представляет, как по таможенному законодательству таможенного союза определяется страна происхождения товаров, ввозимых на территорию таможенного союза, а  также порядок применения соответствующих  ставок таможенного тарифа.

Льготные условия выражаются в  создании режима наибольшего благоприятствования, который стал "лейтмотивом международных  торговых отношений", так как каждое государство опасается дискриминации  и стремится иметь наибольшие преимущества в сфере внешнеэкономической  деятельности.

Многие десятилетия он существует как важнейший юридический инструмент эффективного взаимодействия государств. Применение данного принципа в международных  экономических отношениях стало  практически универсальным. Благодаря  нему устанавливается равенство  самых широких прав и возможностей партнеров по сотрудничеству, и создаются  наиболее справедливые условия для  международной торговли [15].

Режим наибольшего благоприятствования  подразумевает выполнение развитыми  странами обязательств предоставления развивающимся странам невзаимных таможенных преференций в виде отмены таможенных пошлин на все виды экспортной продукции. Совокупность таких обязательств получила название Общей системы преференций, которая была принята в 1968 г. на второй сессии ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). Она основана на принципах односторонности уступок и недопущения внутренней дискриминации.

Основной фактор концепции Общей  системы преференций - правила определения  страны происхождения товаров, благодаря  которым ввоз товаров на льготных условиях гарантируется только странам, пользующимся льготным режимом. Причем распространяются эти правила, только на товары, определяемые национальным законодательством страны.

В соответствии с таможенным кодексом таможенного союза и Правилами  определения страны происхождения  товара в таможенном союзе, страной  происхождения товаров считается  страна, в которой товары были полностью  произведены или подвергнуты  достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного  союза. Под страной происхождения  товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения  для целей определения страны происхождения товаров.

При этом в соответствии с п. 4 Правил определения страны происхождения  товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения  товаров", товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке  или изготовлению товара произошло  изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

Определение страны происхождения  товара осуществляется на основании  принципов международной практики.

Конкретные критерии происхождения  и процедура документального  подтверждения их соблюдения зависят  от того, каким именно странам предоставляются  те или иные преференции.

Существуют определенные правила  определения страны происхождения  товара. Они закреплены в Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и  Правительством Республики Казахстан  от 25.01.2008 "О единых правилах определения  страны происхождения товаров", а  так же в Таможенном кодексе таможенного  союза.

В соответствии с этими документами  товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

1) полезные ископаемые, добытые  из недр страны, в ее территориальном  море (водах) или на дне этого  моря;

2) продукция растительного происхождения,  выращенная или собранная в  данной стране;

3) живые животные, родившиеся и  выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная в данной  стране от выращенных в ней  животных;

5) продукция, полученная в результате  охотничьего и рыболовного промысла  в данной стране;

6) продукция морского рыболовного  промысла и другая продукция  морского промысла, полученная судном  данной страны;

7) продукция, полученная на борту  перерабатывающего судна данной  страны исключительно из продукции,  указанной в подпункте 6 настоящего  пункта;

8) продукция, полученная с морского  дна или из морских недр  за пределами территориального  моря (вод) данной страны, при условии,  что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;

9) отходы и лом (вторичное  сырье), полученные в результате  производственных или иных операций  по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении  изделия, собранные в данной  стране и пригодные только  для переработки в сырье;

10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе  на космических объектах, если  данная страна является государством  регистрации соответствующего космического  объекта;

11) товары, изготовленные в данной  стране исключительно из продукции,  указанной в подпунктах 1 - 10 [5].

При определении страны происхождения  может возникнуть ситуация, когда  товар, произведенный в одной  стране, проходил обработку или переработку  в другой стране, в результате чего существуют сомнения по поводу однозначного определения страны происхождения  товара. В такой ситуации, когда  в производстве товара участвуют  две и более страны, происхождение  товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.

Критериями достаточной переработки  товара в данной стране являются:

а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по товарной номенклатуре на уровень любого из первых четырех  знаков, произошедшее в результате переработки товара;

б) выполнение определенных условий  производственных или технологических  операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения  товаров считалась страна, где  эти операции имели место;

в) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости  используемых материалов или добавленная  стоимость достигает фиксированной  доли в цене конечной продукции (правило  адвалорной доли).

При этом считается, не отвечают критериям достаточной переработки:

1) операции по обеспечению сохранности  товара во время его хранения  или транспортировки;

2) операции по подготовке товара  к продаже и транспортировке  (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка), по разборке  и сборке упаковки;

3) простые сборочные операции  и операции по разборке товара, а также иные операции, осуществление  которых существенно не изменяет  состояние товара, по перечню,  определяемому Комиссией таможенного  союза, образованной в соответствии  с Договором о Комиссии таможенного  союза от 6 октября 2007 года;

4) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному  отличию полученной продукции  от исходных составляющих;

5) убой животных, разделка (сортировка) мяса;

6) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими  веществами;

7) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи,  тканые материалы из любых  видов волокон и пряжи и  изделия из них);

8) операции по покраске или  полировке;

9) шелушение, частичное или полное  отбеливание, шлифовка и полировка  зерновых и риса;

10) операции по окрашиванию сахара  или формированию кускового сахара;

11) снятие кожуры, извлечение семян  и разделка фруктов, овощей  и орехов;

12) затачивание, простой помол  или простая резка;

13) просеивание через сито или  решето, сортировка, классифицирование,  отбор, подбор (в том числе составление  наборов изделий);

14) разлив, фасовка в банки, флаконы,  мешки, ящики, коробки и другие  простые операции по упаковке;

15) разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному  отличию полученных компонентов  от исходного товара;

16) комбинация двух или большего  числа указанных операций [5].

При определении страны происхождения  товаров товары в разобранном  или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями, из-за невозможности  их отгрузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых  разделена на несколько партий в  результате ошибки, рассматриваются  по желанию декларанта как единый товар.

Но данное правило применяется  только при соблюдении определенных условий:

1) предварительное уведомление  таможенного органа страны ввоза  о товарах в разобранном или  несобранном виде, поставляемых  несколькими партиями, или разделении  товаров на несколько партий  с указанием причин такого  разделения, приложением спецификации  каждой партии с указанием  кодов товаров согласно Единой  товарной номенклатуре внешнеэкономической  деятельности, стоимости и страны  происхождения товаров, входящих  в каждую партию, либо документальное  подтверждение ошибочности разделения  товаров на несколько партий;

2) поставка всех партий товаров  из одной страны одним поставщиком;

3) декларирование всех партий  товаров одному таможенному органу;

4) поставка всех партий товаров  в рамках одного контракта;

5) поставка всех партий товаров  в срок, не превышающий одного  года со дня принятия таможенной  декларации, либо до истечения  сроков ее подачи в отношении  первой партии товаров. По мотивированному  заявлению декларанта в случае  невозможности поставки всех  партий товаров по причинам, не  зависящим от получателя товара, эти сроки могут быть продлены  таможенным органом на время,  необходимое для поставки всех  партий товаров, но не более  одного года.

В удостоверение происхождения  товара из данной страны таможенный орган  вправе требовать представления  подтверждения страны происхождения  товара.

Основным документом, подтверждающим страну происхождения, является сертификат происхождения. Он должен однозначно свидетельствовать  о том, что указанный товар  происходит из данной страны и тем  самым служить одним из условий  предоставления преференций по уплате таможенных пошлин. Таким образом, данный сертификат содержит в себе элемент  тарифного регулирования.

Непредставление надлежащим образом  оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске  товара через таможенную границу  таможенного союза.

В основном сертификаты выдаются двух видов:

1) Сертификат формы «А» - удостоверяет  происхождение товаров из развивающихся  или наименее развитых стран;

2) Сертификат формы «СТ-1» - предоставляется  при ввозе товаров на таможенную  территорию таможенного союза  из стран СНГ.

Так же применяются специальные сертификаты - сертификат из свободных экономических зон:

1) Одноразовые - выдаются на одну поставку;

2) Генеральные - выдаются на один год.

Еще одним документом, подтверждающим страну происхождения товара, является декларация о происхождении товара. Она составляется в произвольной форме, при условии, что в ней указаны все сведения, позволяющие определить страну происхождения.

Информация о работе Страна происхождения товаров в системе таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности