Стили руководства в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить стиль руководства, который использует руководители в таможенных органах. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– рассмотреть стили руководства, как составляющий элемент управления;
– охарактеризовать модели стилей руководства;
– определить стиль руководства, применяемый в таможенных органах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3
1. УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ...............................6
1.1. Сущность управления и руководства....................................................6
1.2. Стиль как составная часть эффективности руководства.....................8
2. МОДЕЛИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА.....................................................11
2.1.Характеристика авторитарного стиля....................................................11
2.2.Характеристика демократического стиля.............................................13
2.3.Характеристика пассивного стиля.........................................................15
2.4.Формирование эффективного стиля руководства................................16
3. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ...................20
3.1.Управление в таможенных органах.......................................................20
3.2. Принципы управления в Таможенных органах..................................22
3.3.Особенности стиля руководства в таможенных органах.....................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СРАВНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ
РУКОВОДСТВА............................................................................................32

Работа содержит 1 файл

Стили руководства в таможенных органах.docx

— 51.85 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ                                                    Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3

1. УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО  ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ...............................6

1.1. Сущность управления и руководства....................................................6

1.2. Стиль как составная  часть эффективности руководства.....................8

2. МОДЕЛИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА.....................................................11

2.1.Характеристика авторитарного стиля....................................................11

2.2.Характеристика демократического стиля.............................................13

2.3.Характеристика пассивного стиля.........................................................15

2.4.Формирование эффективного стиля руководства................................16

3. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ...................20

3.1.Управление в таможенных  органах.......................................................20

3.2. Принципы управления  в Таможенных органах..................................22

3.3.Особенности стиля руководства в таможенных органах.....................26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................31

  ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СРАВНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ

  РУКОВОДСТВА............................................................................................32

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им, главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей  с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это  время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой  стиль руководства считать наиболее эффективным.

Изучение стиля руководства  в последнее десятилетие стало  важным направлением в процессе оптимизации  деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. «Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности организации. Существует много примеров того, как руководитель, возглавив  отстающий коллектив и правильно  выбрав стиль руководства, преобразовывает  ситуацию, пробуждает творческие силы и энергию сотрудников. И наоборот при ином стиле можно разрушить  эффективно работающий до того коллектив»[5, 514].  Знание стиля руководства  позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного  резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который  способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание  человеком причин и закономерностей  своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям. Понимание возможного многообразия причин и способов управления, ясное  и вместе с тем гибкое видение  проблем делают руководителя более  свободным, а его деятельность более  успешной.

Но независимо от своего стиля, настоящий руководитель, что  бы он ни делал и ни говорил, обладает способностью подвигнуть других на самые  высокие достижения; он же дает им свободу  и возможность для дальнейшего роста. Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле работы.

Существует специальная  система исследований и опросов, направленная на изучение ведущего стиля  управления. С ее помощью можно  определить ведущий стиль управления, применяемый руководителем наиболее часто. Анализ данных позволяет построить  и изучить структурный профиль  различных административных стилей, типичный для каждого индивида, понять, какие стили руководитель использует чаще всего, какие время от времени, а от каких стилей отказывается в  своей работе. Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы, предприятия или структурного подразделения.

Цель курсовой работы  – определить стиль руководства, который использует руководители в  таможенных органах. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить  следующие задачи:

–  рассмотреть стили руководства, как составляющий элемент управления;

–  охарактеризовать модели стилей руководства;

– определить стиль руководства, применяемый в таможенных органах.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

– дать характеристику стилям руководства в таможенных органах;

– проанализировать стили  руководства  в таможенных органах;                       Методы  исследования:

–  обработка, анализ научных источников;

– анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой  проблеме.

Объект  исследования  –  управление в таможенных органах.

Предмет  исследования – стиль  руководства,  применяемый руководителями  таможенных органов.

Актуальность -  по мере изучения данного вопроса, можно проследить взаимосвязь между стилем управления персоналом и его эффективностью и трудоспособностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

  1.1. Сущность управления и руководства

 

Управление – это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает  и подчиняет своим интересам  элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники. Выдающийся итальянский политик  Николо Макиавелли считал, «что управлять, значит заставить исполнителя верить. Достижение такого эффекта в управлении является одной из важнейших задач  любого сруководителя»    [8, 8].

Субъект управленческой деятельности – физическое лицо, живой человек, через которого реализуются управленческие отношения.

Управленческая деятельность представляет собой специфическую  разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом  труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами.

Руководство - процесс влияния  на подчиненных, является способом заставить  их работать на достижение единой цели. «В современном понимании руководство  следует охарактеризовать скорее как  способность добиваться достижения поставленных целей и задач организации  посредством влияния и мотивации  людей, нежели как применением диктаторских методов»[1, 260].

Руководить (в бизнесе) –  означает быть способным заставить  весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией.

Руководство как единый процесс  может быть, разбит на отдельные  действия и шаги руководителя. Они  направлены на достижение промежуточных, оперативных целей. Руководство  непосредственно связано с оказанием  влияние на подчиненных, учеников, друзей и т.п. «Руководители, развившие в  себе умение влиять на других, приобрели  набор могущественных качеств, которые  можно использовать в человеческих отношениях. Эти навыки повышают эффектность  руководителя и способствуют признанию собственной ценности»[6, 386]. Готовность персонала следовать приказам и распоряжениям руководителя, определяется следующими факторами:

– Степенью понимания смысла распоряжения;

– Совместимостью распоряжений с индивидуальными потребностями  и интересами сотрудников;

– Интеллектуальными и  физическими способностями подчиненных;

– Личных взаимоотношений;

– Организаторских талантов руководителя;

– Качества руководства;

– Мотивации.

Одним из элементов руководства  является обязательное наличие общей  цели, на достижение которой будет  направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют менеджера либо выполнить их для  достижения общей задачи, либо подчинить  их достижению общей цели, либо они  не должны мешать достижению целей  организации. Чтобы подчинить цели индивида целям группы руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть.

Для быстрого и эффективного достижения цели менеджер должен координировать работу и мотивировать персонал для  выполнения ее. Ключ к мотивации  персонала следует искать так, чтобы  выборочно использовать тот вид  воздействия, который соответствует  конкретным обстоятельствам, применим к конкретному сотруднику. Индивидуальная мотивация требует знаний характеров, темпераментов, способностей и других качеств сотрудников. Для мотивации  группы существуют определенные правила  и менеджеру необходимо их знать.

 

 

 

 

1.2. Стиль как  составная часть эффективности  руководства

 

Следующей составной частью и главной характеристикой эффективности  руководства является стиль управления.

Стиль руководства – «  Устойчивая система средств, методов  и форм воздействия руководителя с коллективом организации направленная на выполнение миссии организации и  определяемая объективными субъективными  факторами протекания управленческого  процесса» [9, 465], другими словами, это  типичный вид поведения руководителя в  отношении  с подчиненными в  процессе достижения поставленной цели.

 

Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному  и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства  может служить «характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную  управленческую деятельность, а так  же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных  взаимоотношений и поведения» [5, 513]. Степень, до которой управляющий  делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства  данного руководителя.

Объективно, какой бы стиль  не был избран руководителем, его  выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и  метод его действий. Кроме этого  существуют и другие объективные  компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика  сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально – психологические  черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности  и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.  «Под стилем работы можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчинённых. Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры и пр.»   [4, 286].

Любая управленческая деятельность имеет и субъективную основу. Руководитель, прежде чем принять какое-либо решение  сначала мысленно продумывает все  возможные способы воздействия  на подчиненных и выбирает в зависимости  от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные. И, несмотря на то, что  обязанности руководителя предписываются должностной инструкцией, стиль  работы имеет отпечаток неповторимой личности руководителя. Именно в стиле  руководителя проявляются его личные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенностей и  потребностей коллектива. Сильное воздействие  на стиль оказывают интеллект  и культура руководителя, уровень  профессиональной и политической подготовки, особенности характера и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится к  подчиненным, способность вести  за собой коллектив, создавать атмосферу  увлеченности работой, нетерпимости к  недостаткам и равнодушию.

Следовательно, в стиле  руководства выделяют, с одной  стороны, его общую объективную  основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и  приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью  социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Но если в стиле нельзя четко выделить его объективную основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.

Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:

Требования, предъявляемые  к руководителям в отношении  их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;

Специфика системы – ее цели и задачи, управленческие структуры  и технология управления, функции  руководителя;

 Окружающая производственная  среда – технологический уровень  производства, форма организации  труда, обеспеченность материальными  ресурсами и т. п.;

 Особенности руководимого  коллектива – его структура  и уровень подготовленности, характер  сложившихся в нем взаимоотношений,  его традиции и ценности.

Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы  и непосредственно на подчиненных. «Стиль – осознанная потребность  поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к  рациональному познанию среды, условий  деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей»[2, 465].

Таким образом можно сделать  вывод, что управление — это непрерывный  информационный процесс воздействия  на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение  при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений. Стиль управления является главной характеристикой  эффективности руководства.

           2.  МОДЕЛИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

         2.1. Характеристика авторитарного стиля

 

В современной экономике  признаны многие теории, определяющие стиль руководства. Наиболее распространена типология лидерства Курта Левина, который считал, что стиль управления может быть: авторитарным, демократическим,  либеральным (попустительским). Важнейшим общим основанием выделения этих является характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным.

Информация о работе Стили руководства в таможенных органах