Статистическая сводка и группировка: задачи и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

По мере развития общественного производства, внутренней и внешней торговли увеличивалась потребность в статистической информации. Это расширило сферу деятельности статистики, вело совершенствованию ее приемов и методов. Многообразная практика учетно-статистических работ стала подвергаться теоретическим обобщениям. Началось формирование статистической науки.
В данной работе рассмотрены научные вопросы, касающиеся таких понятий, как статистическая сводка и группировка, так же рассмотрены понятия задач и видов статистических сводок и группировок.

Содержание

Введение………………………3
Глава 1. Понятие о статистической сводке……6
Глава 2. Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании…9
Глава 3. Задачи статистических группировок, их виды…………13
Глава 4. Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки……………21
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………30

Работа содержит 1 файл

Статистика моя работа.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

В частности, располагая информацией по совокупности торговых предприятий, можно осуществить  группировку по одному или нескольким из следующих признаков: объему товарооборота, численности работающих, величине основных фондов и др. Признаки, по которым производится распределение единиц наблюдаемой совокупности на группы, называются группированными признаками, или основанием группировки. Их правильный выбор определяется научным анализом законов развития тех явлений и процессов, по признакам которых и образуются различные группы.

Особым видом группировок  являются классификации, получившие широкое  распространение в статистике. Объективная  необходимость разработки классификации  обусловлена многообразием атрибутивных признаков при изучении многочисленных явлений и процессов (классификации по труду, основным фондам, объему выпуска товаров и др.), создающих трудности при отнесении единиц совокупности к определенной группе или классу. При наличии нескольких признаков у отдельной единицы статистической совокупности ее относят к определенной группе по признаку, имеющему преимущественное значение: кассир и продавец, шофер и грузчик и т. п.; в подобных случаях этих работников относят к конкретной группе по их основной деятельности.

Классификация, представляющая собой устойчивую номенклатуру классов  и групп, образованных на основе сходства и различий единиц наблюдаемого объекта, имеет фундаментальное значение для всего цикла статистических работ, особенно для составления баланса народного хозяйства, позволяющего следить за пропорциональностью экономического развития отдельных регионов. С помощью классификации общественных явлений вариация их признаков фиксируется в определенном системном виде. Классификации выступают в роли своеобразного статистического стандарта. Из множества такого рода номенклатур в качестве примера можно привести несколько классификаций из числа действующих в настоящее время: классификация производимой продукции, товаров народного потребления, учитываемых в розничном товарообороте, издержек обращения, а также классификации по труду – по профессиям, занятиям и др.

Одно из требований, предъявляемых  в процессе осуществления группировки, состоит в том, что образуемые группы должны быть реальными. Но это не означает, что они существуют в действительности в готовом виде. Чаще всего для их получения необходимы глубокое и всестороннее осмысление цели исследования, оценка исходной информации и учет других обстоятельств, связанных с изучаемым объектом. Только исходя из всей этой теоретико-методологической основы, делается заключение о возможных группах, способах образования и выделения их из всей совокупности. Этот вопрос является наиболее сложным и ответственным во всей методологии статистических группировок.

Значение статистических группировок состоит в том, что  они раскрывают объективное положение  вещей и выявляют самые существенные черты и свойства изучаемых явлений, а также позволяют получать информацию о размерности отдельных групп, соотношении их в общей совокупности и о связях между изучаемыми показателями, характеризующими выделенные части, и признаками, положенными в основу группировки. Этого можно достичь в том случае, когда применение метода статистических группировок опирается на положения экономической науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЗАДАЧИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК, ИХ ВИДЫ

Содержание и приемы группировок многообразны. Различны и задачи, выполняемые ими. Однако принято выделять следующие основные задачи, решаемые с помощью метода статистических группировок: образование социально-экономических типов явлений; изучение строения изучаемых явлений и структурных изменений, происходящих в них; выявление связи между изучаемыми признаками.

Для решения этих задач, соответственно, применяют типологические, структурные и аналитические группировки. Следует отметить, что приведенная классификация статистических группировок по выполняемым ими задачам имеет некоторую условность, поскольку они на практике применяются в комплексе. Это обусловлено многогранностью процессов, протекающих в общественной жизни, в том числе и в коммерческой деятельности.

Типологические группировки. Важнейшим их содержанием является выделение из множества признаков, характеризующих изучаемые явления, основных типов в качественно однородные.

Типологические группировки широко применяются в экономических, социальных и других исследованиях. Необходимость  проведения типологической группировки  обусловлена, прежде всего, потребностью теоретического обобщения первичной  статистической информации и получения на этой основе обобщающих статистических показателей. Именно в выделении социально-экономических типов явлений, позволяющих проследить зарождение, развитие и отмирание их, состоит основная задача типологических группировок.

При использовании метода типологических группировок важное значение имеет правильный выбор группировочного признака. При атрибутивном признаке с незначительным разнообразием его значений число групп определяется свойствами изучаемого явления: группировка населения по половозрастному признаку, предприятий торговли – по формам собственности и т. д.

Выделение типов на основе количественного  признака состоит в определении  групп с учетом значений (величины) изучаемых признаков. При этом очень  важно правильно установить интервал группировки, на основе которого количественно различаются одни группы от других, намечаются границы выделения их нового качества.

Многообразие общественных явлений  обусловливает необходимость дифференцированного  подхода к образованию и использованию  типологических группировок.

Например, наряду с выделением типов  хозяйств, разделением населения  по социальным группам в практике коммерческих служб торговли и быта выделяются однородные группы, которые  различаются между собой качественными  особенностями. Эту многоярусность типологических группировок необходимо определять, поскольку их социально-экономическую сущность нельзя беспредельно расширять. Например, группировку магазинов по специализации (продовольственные, непродовольственные, смешанные) не следует ставить в один ряд с социально-экономическими группировками, так как она отражает определенную специфику в характере организации труда и торгового процесса. Среди продовольственных могут быть магазины, разные по формам собственности, организации труда и другим признакам, которые нельзя включать в одну социально-экономическую группу.

Приведем пример типологической группировки (табл. 1.).

Таблица 1

 

Распределение промышленной продукции, произведенной в различных  формах хозяйствования за отчетный период.

 

Группы предприятий  по формам хозяйствования

Объем промышленной продукции, млрд. руб.

В % к итогу.

Государственные, с традиционными  методами управления

405,0

89,20

Арендные

19,0

4,19

Кооперативные

30,0

6,61

Всего:

454,0

100,0


 

Приведенные данные, в  этом случае, могут характеризовать социально-экономический состав промышленной продукции, а также свидетельствовать о возникших новых формах хозяйствования. Прослеживаются изменения в социальной занятости работников в народном хозяйстве: увеличивается число работников в кооперативном и индивидуальном секторах экономики, что является отражением стратегии социально-экономического развития общественных отношений в определенных условиях данной экономической формации.

Структурные группировки. Выделенные типы явления с помощью типологической группировки могут изучаться с точки зрения их структуры и состава. При этом используются структурные группировки. Это группировки, используемые для изучения строения изучаемой совокупности. В большинстве своем, структурные группировки производятся на основе образования качественно однородных групп, хотя нередко они применяются и без предварительного расчленения совокупности на части.

С помощью структурных  группировок изучается, например, состав товарооборота, по товарным группам; торговая сеть – по специализации; работники торговли – по профессиям, возрасту, стажу работы, образованию и т. д. Так, группировка по образованию за ряд лет может характеризовать качественные сдвиги в рабочей силе по данному признаку. Структурная группировка, кроме того, позволяет оценить, например,  процесс концентрации, если в их основание положен существенный признак, что видно из данных табл. 2.

Таблица 2.

Группировка торговых предприятий  района по объему товарооборота 

(в процентах к итогу)

Группы магазинов по объему товарооборота, тыс. руб.

Число магазинов

Розничный товарооборот

Торговая площадь

А

1

2

3

До 1700

21,87

11,22

18,05

1700-2000

28,13

19,04

21,38

2000-3000

21,87

20,00

19,08

3000-4200

15,63

22,23

19,47

Свыше 4200

12,50

27,51

22,02

Всего

100,0

100,0

100,0


 

Приведенная в табл. 2 группировка содержит систему показателей, характеризующих структуру изучаемой  совокупности по ряду признаков, концентрацию торгово-закупочного процесса, выраженного  в укрупнении магазинов по величине товарооборота. Крупные магазины имеют большую долю в обороте, чем в общей их численности. Данная группировка, кроме того, позволила выявить определенную последовательность в изменении показателей, характеризующих выделенные части. На практике структурная группировка с комплексным решением задач встречается довольно часто. Однако в коммерческой деятельности нередко применяется другой вид группировки. Так, для изучения явления, а также связи между отдельными признаками явления используются аналитические группировки.

Встречается большое  разнообразие взаимосвязей между признаками, выступающими в роли причины или  следствия явления. Из них, например,  можно выделить следующие:

1) когда фактором выступает  количественный признак, а результативным–качественный  (например, стаж работы и квалификация продавца, продолжительность договорных связей между поставщиками товаров и предприятиями торговли, с одной стороны, и качеством товаров – с другой);

2) когда в основу  группировки положен качественный  признак, а результативным –  представлен количественный (например, квалификация продавцов и производительность их труда);

3) когда в роли фактора  и результата выступает качественный  признак (например, категории работников  торговли и их образование);

4) когда в группировке  факторный и результативный показатели представлены количественным признаком (например, производительность труда и заработная плата).

Комбинированные группировки. Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинированной группировкой. При этом группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутивного, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей.

Применение комбинированных  группировок обусловлено многообразием  экономических явлений, а также необходимостью их всестороннего изучения. Но увеличение числа группировочных признаков ограничивается уменьшением наглядности, что снижает эффективность использования статистической информации. Примером комбинированной группировки может служить разделение образованных групп по формам хозяйствования на подгруппы по уровню рентабельности (доходности) или по другим признакам (производительность труда, фондоотдача и т. д.).

Аналитическая группировка характеризует взаимосвязь между двумя и более признаками, из которых один рассматривается как результат, другой (другие) – как фактор (факторы).

Пример однофакторной  аналитической группировки представлен в табл. 3

В данном примере оборачиваемость  в днях - фактор, обозначенный х, прибыль – результат – у. Очевидно, что при одной и той же продолжительности оборота предприятия могут иметь разную прибыль. Для того чтобы установить связь между признаками, данные группируются по признаку-фактору. Затем по каждой группе рассчитывается среднее значение результата. По обобщенным данным гораздо легче увидеть, есть связь между признаками или нет, прямая связь или обратная, линейная или нелинейная. Эти выводы делаются путем сопоставления изменений средних значений результата go группам с изменениями фактора (yj – yj – 1). Для того чтобы эти изменения были сравнимыми, следует проводить группировку с равными интервалами или рассчитывать изменения результата на единицу изменений фактора.

Информация о работе Статистическая сводка и группировка: задачи и виды