Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:03, контрольная работа
По мере развития общественного производства, внутренней и внешней торговли увеличивалась потребность в статистической информации. Это расширило сферу деятельности статистики, вело совершенствованию ее приемов и методов. Многообразная практика учетно-статистических работ стала подвергаться теоретическим обобщениям. Началось формирование статистической науки.
В данной работе рассмотрены научные вопросы, касающиеся таких понятий, как статистическая сводка и группировка, так же рассмотрены понятия задач и видов статистических сводок и группировок.
Введение………………………3
Глава 1. Понятие о статистической сводке……6
Глава 2. Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании…9
Глава 3. Задачи статистических группировок, их виды…………13
Глава 4. Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки……………21
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………30
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра таможенной статистики
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Общая и таможенная статистика»
на тему: «Статистическая сводка и группировка: задачи и виды»
Выполнил: студент 2-го курса
заочной формы обучения
факультета таможенного дела,
группа Т-101ЗВ Н.И.Драчёва
Проверил:_____________________
(инициалы, фамилия преподавателя)
______________________________
( уч. степень, уч. звание)
Подпись_______________________
« » ________________2011 г.
Люберцы
2011
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Понятие о статистической сводке………………………………… |
6 |
Глава 2. Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании………………………………….. |
9 |
Глава 3. Задачи статистических группировок, их виды………………...… |
13 |
Глава 4. Принципы выбора группировочного признака.
Образование групп и интервалов группировки…………………………………………... |
21 |
Заключение…………………………………………………… |
28 |
Список использованных источников………………………………………. |
30 |
Во всем мире возрастает интерес к статистике. В нашей стране это внимание тем более обострено в связи с осуществлением экономических реформ, затрагивающих интересы всех людей. В статистических данных, отображающих развитие отдельных сторон жизни общества и служащих информационной базой принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результаты реформ.
Одним из непременных условий правильного восприятия и, тем более, практического использования статистической информации, квалифицированных выводов и обоснованных прогнозов, является знание статистической методологии изучения количественной стороны социально-экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.
В настоящее время перед
Все эти и другие вопросы статистической методологии излагаются в общей теории статистики, изучение которой во многом способствует формированию деловых качеств менеджера, коммерсанта, экономиста.
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией – одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
Термин «статистика» употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.
Статистикой также называют особую науку, т. е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны. Как учебная дисциплина, статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.
Между статистической наукой и практикой существуют тесная связь и зависимость. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.
Статистика имеет многовековую
историю. Ее возникновение и развитие
обусловлены общественными
По мере развития общественного производства, внутренней и внешней торговли увеличивалась потребность в статистической информации. Это расширило сферу деятельности статистики, вело совершенствованию ее приемов и методов. Многообразная практика учетно-статистических работ стала подвергаться теоретическим обобщениям. Началось формирование статистической науки.
В данной работе рассмотрены
научные вопросы, касающиеся таких
понятий, как статистическая сводка
и группировка, так же рассмотрены
понятия задач и видов
1. ПОНЯТИЕ О СТАТИСТИЧЕСКОЙ СВОДКЕ
Получаемая в процессе статистического наблюдения информация об отдельных единицах статистической совокупности характеризует их, как правило, с различных сторон. Например, при изучении торговли района собранные статистические данные о коммерческой деятельности отдельных торговых предприятий содержат соответствующую оценку работы каждого из них. Однако, обобщающую характеристику по торговым предприятиям в целом можно получить, систематизируя и обобщая полученную информацию, а также сводку, являющуюся второй стадией статистического исследования, в процессе которого осуществляется научная обработка собранного материала. В результате этого этапа индивидуальные данные превращаются в упорядоченную систему статистических показателей, дающих возможность в целом оценить, например, определенную коммерческую деятельность торговых предприятий, выявить закономерности их развития.
Таким образом, статистическая сводка – систематизация единичных фактов, позволяющая перейти к обобщающим показателям, относящимся ко всей изучаемой совокупности и ее частям, и осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых явлений и процессов.
Применение соответствующих приемов статистической сводки обусловлено характером и формами развития изучаемых явлений. С их изменением должны видоизменяться и способы осуществления статистической сводки.
Статистические сводки различаются по ряду признаков: по сложности построения, месту проведения и способу разработки материалов статистического наблюдения.
По сложности построения сводка может, прежде всего, представлять общие итоги по изучаемой совокупности в целом без какой-либо предварительной систематизации собранного материала. Она определяет общий размер изучаемого явления по заданным показателям. Это так называемая простая сводка. Она может быть вспомогательной, если содержащаяся в ней информация используется в дальнейшем для углубленного изучения статистической совокупности.
Однако, сбор сведений и итоговое их обобщение могут иметь самостоятельное значение. Например, для торговли ценность этого вида сводки возрастает в условиях рыночной экономики, поскольку и итоговые данные по основным показателям могут быть получены быстро и служить основой для принятия оперативных управленческих решений, связанных со сложившейся по конкретным товарам конъюнктурой рынка. Так, нередко в практике коммерческой деятельности обобщенные данные в целом (о состоянии товарных запасов, поступлении в реализацию отдельных товаров, о выполнении поставщиками своих договорных обязательств) имеют первостепенное значение для обеспечения нормального торгово-закупочного процесса, внесения необходимых корректировок в его осуществление.
Статистическая сводка, в широком понимании, предполагает систематизацию и группировку цифровых данных, характеристику образованных групп системой показателей, подсчет соответствующих итогов и представление результатов сводки в виде таблиц, графиков.
Выделение однородных групп является основой статистической сводки исходной информации, непременным условием ее научной разработки и практического использования в работе.
Вся многогранная и сложная работа по статистической сводке исходной информации подразделяется на следующие этапы:
1) формулировка задачи
сводки на основе целей
2) формирование групп и подгрупп, определение группировочных признаков, числа групп и величины интервала. Решение вопросов, связанных с осуществлением группировки, включая выделение существенных признаков, установление специализированных интервалов, построение комбинированных группировок;
3) осуществление технической
стороны сводки, т. е. проверка
полноты и качества собранного
материала, подсчет различных
итогов и исчисление
Статистическая сводка осуществляется по специально составленной программе, содержание которой в большинстве своем отражается в системе макетов разработочных таблиц, позволяет получать данные по многим признакам и охарактеризовать объект, его отдельные части многочисленными показателями. В программе также указываются способы сводки данных статистического наблюдения.
Способ разработки статистической сводки может быть централизованным и децентрализованным,
При централизованной сводке все данные сосредоточиваются в одном месте и сводятся по разработанной методике. При децентрализованной сводке обобщение материала осуществляется снизу доверху по иерархической лестнице управления, подвергаясь на каждом из них соответствующей обработке.
На современном этапе в связи с изменениями порядка сбора, обработки и выдачи информации, происходящими на основе создания автоматизированных рабочих мест с использованием ПЭВМ, соотношение в способах систематизации информации складывается в пользу децентрализованной сводки. Она преимущественно применяется в тех низовых звеньях, где был получен материал.
Положив начало научной систематизации и обработке исходной информации, сводка и группировка статистических данных служат тем самым базой для осуществления всестороннего анализа и прогнозирования различных процессов.
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Сводка статистической информации, как правило, не ограничивается получением общих итогов по изучаемой совокупности. Чаще всего, исходная информация на этой стадии статистической работы систематизируется, образуются отдельные статистические совокупности, т. е. осуществляется статистическая группировка. Причем различающиеся между собой единицы статистической совокупности по значениям изучаемого признака можно объединить в группы (по их сходству или различию в существенном отношении).
Например, в сфере торговли, признак квалификации продавцов представлен тремя категориями: первой, второй, третьей. При расчленении совокупности продавцов по этому признаку получают группы коммерческих работников по квалификации. Их можно дифференцировать и по стажу работы. Однако и здесь, систематизировав всю численность продавцов по признаку продолжительности времени работы, их можно объединить в отдельные группы по стажу, например с 3-летним интервалом: до 3 лет, 3—б, 6—9, 9—12 и т. д.
Опираясь на диалектическое единство синтеза и анализа, как дополняющих друг друга способов познания, допуская определенную степень абстракции, статистическое исследование производит расчленение множества единиц изучаемой совокупности на различающиеся между собой, но внутренне однородные части и одновременно с этим объединяет их в типичные группы по существенному для них признаку. Именно при таком подходе к изучению социально-экономических явлений группировки являются важнейшим методом статистического исследования, позволяющим уловить переход количественных изменений в качественные, выявить закономерности их развития.
Существование множества форм развития социально-экономических явлений, а также конкретных целей исследования и неоднородных по содержанию исходных данных обусловливает необходимость осуществления разнообразных приёмов группировок. Их методологическую сущность можно сформулировать следующим образом: группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединение изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.
Иначе говоря, в зависимости от содержания и форм изучаемых признаков статистические группировки образуются или посредством разделения совокупности на отдельные части, характеризующиеся внутренней однородностью и различающиеся между собой рядом признаков, или благодаря объединению в группы единиц совокупности по типичным признакам. Результатом осуществления этого двуединого процесса является разделенный на группы объект наблюдения.
Информация о работе Статистическая сводка и группировка: задачи и виды