Специфика учета системы показателей таможенной статистики внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целями таможенной статистики являются:
обеспечение высших органов государственной власти, иных государственных органов, информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации;
контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов;
анализ состояния и развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………2
Глава 1. Ведение таможенной статистики………………………………………5
1.1. Таможенная статистика…………………………………………..………….5
1.2. Специальная таможенная статистика……………………………………….7
1.3. Документы и сведения, используемые для статистических целей……..…8
1.4. Задачи и границы таможенной статистики внешней торговли…………11
1.5. Ответственность за правонарушения, связанные с ведением таможенной статистики…………………………………………………………………..……12
Глава 2. Специфика учета системы показателей таможенной статистики внешней торговли ……………………………………………………………….13
2.1. Учет данных о взаимной торговле при отсутствии таможенного оформления, классификация и статистическая стоимость товаров………….13
2.2. Особенности количественного учета товаров……………………….……23
2.3. Распространение данных таможенной статистики, страны – партнеры. 24
Заключение……………………………………………………………..……..….28
Список использованной литературы………………………………………...…30

Работа содержит 1 файл

курсовая по статистике.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     Информационным базисом системы "Учет нарушений таможенных правил" являются данные, содержащиеся в протоколе о нарушении таможенных правил. По представлении протокола в отдел организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможни сотрудник, ответственный за делопроизводство, определяет, к какому (торговому или неторговому) обороту относится правонарушение. В зависимости от этого принимается решение о регистрации первичных данных о правонарушении в одной из двух подсистем автоматизированного учета нарушениями таможенных правил в торговом обороте".

     1.3. Документы и сведения, используемые для  статистических целей

     Документы и сведения, используемые для статистических целей, представляются в соответствии с положениями ТК о порядке  производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля (раздел IV, гл. 21-26; раздел V, гл. 27, 28). Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что информация, предоставленная для статистических целей, является конфиденциальной. Данное положение подкрепляется положениями ст.16 ТК, согласно которой информация, предоставленная таможенным органам государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, может использоваться исключительно в таможенных целях и не должна разглашаться либо передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

     Основным  документом, служащим для регистрации  показателей экспорта и импорта, является таможенная декларация. С  введением грузовой таможенной декларации (ГТД) этот документ становится основой учета экспорта и импорта при водных, железнодорожных, автомобильных и воздушных перевозках.

     В "Методологии таможенной статистики внешней торговли РФ" дается перечень основных сведений о внешней торговле и товарах: направление товаропотока (ввоз или вывоз); страна происхождения (при ввозе); страна назначения (при вывозе); статистическая стоимость; код и наименование товара по ТН ВЭД; вес нетто; код и наименование дополнительных единиц измерения; количество по дополнительным единицам измерения, категория отправителя (получателя) товара и др. Существенным при статистическом учете экспорта и импорта является дата регистрации пересечения товаром таможенной границы. Так, при экспорте ею будет дата, указанная на штемпеле, который ставится на ГТД таможней, разрешающей выпуск товара. Импорт регистрируется по дате разрешения таможни на ввоз груза для внутреннего потребления, проставленной на ГТД.

     Если  товар поставляется трубопроводным транспортом, а также в случаях поставки электроэнергии датой экспорта или импорта считается дата акта приема сдачи, составленного на пограничных или иных контрольно-распорядительных пунктах трубопровода или системы линий электропередач. По такому же принципу засчитывается в экспорт или в импорт продажа-покупка самолетов, вертолетов, морских судов.

     Товары, приобретенные за границей и сданные  своим организациям для потребления  на месте, засчитываются в импорт по моменту перехода права собственности, оформленного приемо-сдаточным актом. Датой экспорта или импорта материальных услуг, осуществляемых самостоятельно, является дата акта приема-сдачи данной услуги. Для статистического учета информация вносится в закодированном виде в соответствии с цифрами товарных классификаций. Первичными формами статистической отчетности являются формы N 1-ТМ, N 4-ТМ, N 6-ТМ, N 7-ТМ. В форме N 1-ТМ указывается количество оформленных экспортных и импортных ГТД в штуках по видам таможенного режима. Сведения, содержащиеся в форме N 4-ТМ, являются источниками для статистики валютного контроля, ведущей учет отгрузки экспортных и импортных товаров в количественном и стоимостном выражении, сроков и сумм поступления валютной выручки.

     Основой формирования статистики таможенных платежей служат показатели формы N 6 - ТМ. В этой статистической форме приводится начисленная за месяц сумма таможенных платежей: сборы за таможенное оформление, экспортная или импортная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз, внеплановые таможенные доходы. Данные по статистике международных перевозок собирают с помощью формы N 7-ТМ, куда включаются все виды транспортных средств (автомашины, автобусы, самолеты, суда морские, суда речные, железнодорожные вагоны), следующие из России и в Россию.

     В этой же форме содержатся данные о  пассажирообороте, позволяющие вести учет физических лиц, пересекающих таможенную границу России.  Вся статистическая информация комплектуется в сводные выходные статистические формы. Выходная статистическая информация включается в отчетность срочную, месячную, квартальную и годовую.

     Срочная отчетность содержит информацию о развитии внешней торговли России со странами СНГ, а также данные об экспорте и  импорте важнейших товаров, составляющих около 7 процентов общей стоимости  внешней торговли Российской Федерации. Срочная отчетность направляется в органы исполнительной власти России 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Месячная отчетность направляется в соответствующие органы исполнительной власти 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Месячная отчетность содержит более подробную информацию о торговле России с зарубежными странами, а также статистические данные об экспорте и импорте широкого круга товаров с разбивкой этих данных по отдельным странам. Квартальная отчетность направляется в органы исполнительной власти России и международные организации на 45-й день после окончания отчетного квартала.

     Квартальная отчетность содержит данные об общих  итогах внешней торговли РФ, о внешней  торговле с отдельными странами и  по группам стран, об экспорте и импорте Российской Федерации по товарным группам ТН ВЭД, о распределении экспорта и импорта важнейших товаров по странам-контрагентам. Кроме того, по запросу предоставляются данные об экспорте и импорте товаров по категориям участников внешнеэкономических связей, а также об экспорте по бартерным операциям.

     Годовая отчетность содержит внешние статистические данные, характеризующие как общие  итоги российской внешней торговли, так и данные об экспорте и импорте  отдельных товаров в полном объеме. В годовой отчетности также дается характеристика внешней торговли по группам стран (страны СНГ, ОЭСР, ЕС, ЕАСТ, Центральной и Восточной Европы, ОПЕК), отдельным странам и континентам. Таможенная статистика позволяет анализировать состояние внешней торговли России, проводит сопоставление показателей развития внешней торговли, служит базой для прогнозирования основных тенденций развития экспортно-импортных операций. 
1.4.  Задачи и границы таможенной статистики внешней торговли

     Основными задачами Таможенной статистики являются:

     а) организация:

     - ведения таможенной статистики  внешней торговли Российской  Федерации в таможне в соответствии  с методологией таможенной статистики  внешней торговли Российской  Федерации;

     - работ по подготовке информационно  - аналитических материалов по  таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации для руководства таможни и других структурных подразделений таможни;

     - подготовки и своевременного  представления в РТУ полной  и достоверной отчетности по  специальной таможенной статистике, находящейся в компетенции Отдела, по формам отчетности, утвержденным ФТС России;

     б) повышение достоверности и оперативности  таможенной статистики в таможне  на базе современных информационных технологий;

     в) обеспечение информацией по таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации и специальной таможенной статистике, находящейся в компетенции Отдела, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках соглашений с ФТС России.

     Таможенная  территория – сухопутная территория государства, территориальные и  внутренние воды и воздушное пространство над ними.

     Таможенная  территория государства также включает находящиеся в исключительной экономической  зоне и на континентальном шельфе искусственные острова, установки, сооружения, над которыми данное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

     Товары, находящиеся в свободной таможенной зоне, рассматриваются как находящиеся  вне таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных государством.

     1.5. Ответственность  за правонарушения, связанные с ведением  таможенной статистики

     Среди правонарушений, связанных с ведением таможенной статистики, выделяют правонарушения, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил, и правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов. Поскольку основными информационными источниками, используемыми в целях ведения таможенной статистики, являются таможенная декларация и другие документы, представляемые декларантом в ходе таможенного оформления, к первой разновидности правонарушений, связанных с ведением таможенной статистики, могут быть отнесены следующие: нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств, нарушение сроков представления таможенному органу таможенной декларации, документов и дополнительных сведений, непредставление таможенному органу отчетности и несоблюдение порядка ведения учета, перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу с обманным использованием документов, не декларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств и др.

     Правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов и связанными с ведением таможенной статистики, являются неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа, воспрепятствование проведению ревизии, проверки, инвентаризации либо отказ от их проведения и др. 

     Глава 2. Специфика учета системы показателей таможенной статистики внешней торговли

     2.1. Учет данных о  взаимной торговле  при отсутствии  таможенного оформления, классификация и статистическая стоимость товаров

     Для учета взаимной торговли был составлен  приказ ФТС РФ и МЭРиТ РФ от 29 апреля 2008 года N 512/125: В целях совершенствования методов анализа внешнеторгового оборота Российской Федерации с учетом использования данных статистики внешней торговли стран - торговых партнеров Российской Федерации и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N СН-П2-5797 приказываем:

     1. Утвердить прилагаемые Методические  рекомендации по проведению сопоставительного  анализа данных о внешней торговле  Российской Федерации со странами - торговыми партнерами Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).

     2. Министерству экономического развития  и торговли Российской Федерации,  Федеральной таможенной службе  и Федеральной службе государственной  статистики руководствоваться положениями  Методических рекомендаций при проведении сопоставительного анализа. Приложение -  методические рекомендации по проведению сопоставительного анализа данных о внешней торговле Российской Федерации со странами - торговыми партнерами Российской Федерации. Общие положения - статистика внешнеэкономических связей (отношений) в условиях рыночной экономики является одним из приоритетных направлений, что требует ее постоянного совершенствования как в целях повышения качества собираемой информации и сопоставимости данных с данными торговых партнеров, так и в целях унификации применяемой методологии статистики внешней торговли с действующим международным законодательством системы учета внешнеторговых операций стран - торговых партнеров.

     Значимость  сопоставимости статистических данных приобретает особое значение в настоящее время, когда осуществляется дальнейшая интеграция России в мировые хозяйственные связи, расширяется сотрудничество и обмен статистической информацией с международными статистическими организациями, а также с администрациями таможенных служб зарубежных стран. Основной целью настоящих методических рекомендаций является объяснение причин расхождений в данных взаимной торговли России со странами - торговыми партнерами Российской Федерации, в том числе выявление объемов и номенклатуры товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с нарушениями установленных правил. Источники информации.

     Для проведения сопоставительного анализа  данных статистики внешней торговли в качестве первичных источников информации используются электронные базы данных Международного валютного фонда (МВФ) и Федеральной таможенной службы (ФТС России).

Информация о работе Специфика учета системы показателей таможенной статистики внешней торговли