Специфика учета системы показателей таможенной статистики внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целями таможенной статистики являются:
обеспечение высших органов государственной власти, иных государственных органов, информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации;
контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов;
анализ состояния и развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………2
Глава 1. Ведение таможенной статистики………………………………………5
1.1. Таможенная статистика…………………………………………..………….5
1.2. Специальная таможенная статистика……………………………………….7
1.3. Документы и сведения, используемые для статистических целей……..…8
1.4. Задачи и границы таможенной статистики внешней торговли…………11
1.5. Ответственность за правонарушения, связанные с ведением таможенной статистики…………………………………………………………………..……12
Глава 2. Специфика учета системы показателей таможенной статистики внешней торговли ……………………………………………………………….13
2.1. Учет данных о взаимной торговле при отсутствии таможенного оформления, классификация и статистическая стоимость товаров………….13
2.2. Особенности количественного учета товаров……………………….……23
2.3. Распространение данных таможенной статистики, страны – партнеры. 24
Заключение……………………………………………………………..……..….28
Список использованной литературы………………………………………...…30

Работа содержит 1 файл

курсовая по статистике.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………2

Глава 1. Ведение таможенной статистики………………………………………5

1.1. Таможенная статистика…………………………………………..………….5

1.2. Специальная  таможенная статистика……………………………………….7

1.3. Документы  и сведения, используемые для статистических целей……..…8

1.4.  Задачи и границы таможенной статистики внешней торговли…………11

1.5. Ответственность  за правонарушения, связанные с  ведением таможенной статистики…………………………………………………………………..……12

Глава 2. Специфика учета системы показателей  таможенной статистики внешней торговли ……………………………………………………………….13

2.1. Учет  данных о взаимной торговле  при отсутствии таможенного оформления, классификация и статистическая стоимость товаров………….13

2.2. Особенности  количественного учета товаров……………………….……23

2.3. Распространение данных таможенной статистики, страны – партнеры.  24

Заключение……………………………………………………………..……..….28

Список использованной литературы………………………………………...…30

 

Введение 

     Таможенная статистика является одним из элементов таможенного дела в Российской Федерации и служит изучению и анализу количественной стороны явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в различных направлениях оперативной и обеспечивающей деятельности таможенных органов, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, не торговым оборотом, валютным контролем и т. д. Она является составной частью проводимой в стране статистики ее внешнеэкономических связей.

     В соответствии с п. 11 ст. 10 и ст.ст. 212—215 ТК РФ таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешнеэкономических связей и специальную таможенную статистику.

     Задача  статистики внешнеэкономических связей заключается в предоставлении количественной информации о состоянии и развитии внешнеэкономической деятельности страны в неразрывной связи с ее качественной характеристикой. Объектами ее учета являются товары и услуги, составляющие экспорт и импорт страны, а также все связанные с ними операции. Статистика внешнеэкономических связей включает таможенную статистику и статистику услуг во внешнеэкономической деятельности.

     Предметом наблюдения и изучения в таможенной статистике внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, то есть экспорт и импорт товаров в  их количественном и стоимостном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта («товар-страна», «страна-товар»).

     Таможенные  органы Российской Федерации ведут  сбор и обработку сведений о перемещении  товаров через таможенную границу, а также представляют и публикуют данные таможенной статистики в целях обеспечения высших органов государственной власти, иных государственных органов, информацией о состоянии внешней торговли России, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов, валютного контроля; анализа состояния и развития внешней торговли России, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом.

     Целями  таможенной статистики являются:

  • обеспечение высших органов государственной власти, иных государственных органов, информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации;
  • контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов;
  • анализ состояния и развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом.

     Непосредственными объектами наблюдения в таможенной статистике внешней торговли являются экспортные и импортные товары, приведенные в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, используемой в России при декларировании товаров в тот или иной таможенный режим. Таможенной статистикой охвачены двенадцать из пятнадцати предусмотренных ТК РФ таможенных режимов.

     Кроме того, в таможенной статистике внешней  торговли ведется учет:

  • вывоза и ввоза немонетарного золота, серебра и других драгоценных металлов, которые не выступают в качестве платежного средства;
  • вывоза и ввоза ценных бумаг, банкнот и монет, не находящихся в обращении;
  • товаров, предоставляемых в счет взносов в фонд технической помощи ООН, а также в качестве даров и безвозмездной помощи;
  • бункерного топлива, продовольствия и материалов, проданных для иностранных и купленных у других стран для отечественных судов, самолетов и грузовых автомобилей;
  • товаров, арендуемых сроком на один год и более по полной стоимости арендуемого товара на момент ввоза (вывоза).

     Государственный таможенный комитет России определяет объекты статистического наблюдения и учета, порядок такого учета, методы учета стран — торговых партнеров  по импорту и по экспорту, а также  порог статистического наблюдения и перечень обязательных показателей таможенной статистики внешней торговли.

     Количественный  учет наиболее полно отражает объемы международного товарооборота. В таможенной статистике внешней торговли количественный учет товаров ведется по весу нетто (чистый вес товара без внутренней и внешней тары). Кроме данных о количестве экспортных и импортных товаров, таможенная статистика внешней торговли включает их стоимостную оценку.

     Cтатистическое  наблюдение за ввозом и вывозом  товаров с территории Российской  Федерации производится на основе  данных грузовой таможенной декларации. Уникальность ГТД в этом плане заключается в том, что при ее заполнении используются цифровые коды классификаторов, позволяющие автоматизировать сбор данных.

     Учет  географического распределения  экспорта и импорта товаров производится по странам в соответствии с признаками происхождения и потребления товаров:

  • экспорт отражается по стране назначения (потребления) товара;
  • импорт отражается по стране происхождения (производства) товара.

     Если  же в момент поставки страна назначения или происхождения товара неизвестна, то экспорт отражается по стране продажи, а импорт — по стране покупки товара. Таковыми странами следует считать: страна продажи (покупки) — это страна, на территории которой находится фирма или организация, продавшая или купившая товар, независимо от ее национальной принадлежности.

     Глава 1. Ведение таможенной статистики

     1.1.Таможенная  статистика

     Таможенная  статистика внешней торговли является отраслью экономической статистики, предусматривающей сбор, обработку  и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу.

     Таможенная  статистика представляет информацию о  состоянии внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов. С ее помощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфере и т.д.

     Ведение таможенной статистики - одна из функций  таможенных органов. Она осуществляется в соответствии с ТК, Положением о ГТК, утвержденным указом Президента РФ. Первоначальный вариант Методологии СНГ был утвержден главами правительств Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 года. Настоящий вариант Методологии СНГ подготовлен в связи с выходом в 1998 году второго пересмотренного варианта публикации «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения», подготовленного Статистическим отделом Организации Объединенных Наций, с учетом положений «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года».

     В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется по четырехзвенной системе: таможенные посты; таможни; региональные таможенные управления; ГТК и его Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ). При ведении таможенной статистики используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в Российской Федерации. Методология подготовлена на базе Государственной программы с учетом соответствующих нормативных документов статистических подразделений ООН и Европейского союза. Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли.

     Таможенная  статистика внешней торговли Российской Федерации учитывает ввоз и вывоз товаров в соответствии с так называемой общей системой учета внешней торговли. Ее объектами становятся все товары (за исключением находящихся в обращении валютных ценностей), ввоз и вывоз которых соответственно увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны.     В Методологии определяется порог статистического наблюдения, а также перечень обязательных показателей статистики внешней торговли и порядок сохранения конфиденциальности статистической информации по внешней торговле. Таможенная статистика отражает динамику показателей внешнеторгового оборота, объемов экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении, изменения географической направленности экспортно-импортных операций.

     Учет  экспортных и импортных товаров  в натуральном выражении предполагает измерение товаров весом брутто и нетто. Под весом брутто принято понимать общий вес товара вместе с тарой. Вес нетто - это чистый вес без внутренней и внешней тары. Ближайшая внутренняя упаковка, в которой находится товар и которая вместе с ним поступает к потребителю, входит в вес нетто.     Статистический аппарат ООН рекомендует при учете количественных показателей применять вес нетто, поскольку он удобен для экономического анализа и сопоставления поставок одного и того же товара разными странами. Показатели веса брутто используются при анализе общего объема перевозок. В этом случае регистрация веса брутто ведется при отгрузке товаров.

     Таможенная  статистика ведет учет экспортных и  импортных товаров и в стоимостном  выражении. Учет экспортируемых товаров производится по ценам ФОБ или франко-граница страны-продавца, и импортируемых- по ценам СИФ или франко-граница страны-импортера. Таможенная статистика включает в экспорт и импорт все товары, пересекающие таможенную границу страны (за исключением транзитных товаров).

     1.2. Специальная таможенная  статистика

     В соответствии с положениями комментируемой статьи целью специальной статистики является "обеспечение решения  иных задач, возложенных на таможенные органы Российской Федерации". К  таковым, например, относится правоохранительная деятельность таможенных органов.

     Основными задачами статистики правонарушений являются профилактика, учет и анализ нарушений  таможенных правил и преступлений в  таможенной сфере. Статистика правонарушений ведет учет фактов контрабанды и нарушений таможенных правил. Для этого используется автоматизированная система "Учет нарушений таможенных правил", охватывающая следующие таможенные системы: таможни, региональные таможенные управления, ГТК (Управление по борьбе с контрабандой и ГНИВЦ). Она обеспечивает автоматизированный ввод, хранение и обработку информации, а также ее передачу, прием и актуализацию при движении информации между различными уровнями таможенной системы.

     Автоматизированная  система "Учет нарушений таможенных правил" создана с целью унификации формирования и ведения специальной таможенной статистики путем разработки формализованных карт регистрации таможенных правонарушений. Иными целями являются обеспечение таможен программными средствами хранения и обработки информации по делам о контрабанде и нарушениях таможенных правил, обеспечение центральных и региональных таможенных органов оперативной и достоверной информацией о состоянии борьбы с таможенными правонарушениями, а также внедрение современной технологии сбора, передачи, хранения и обработки информации правоохранительного характера.

     Автоматизированная  система "Учет нарушений таможенных правил"состоит из двух частей: автоматизированной подсистемы "Борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил в неторговом обороте" и автоматизированной подсистемы "Борьба с контрабандой и на  Отделы по борьбе с контрабандой таможенных управлений формируют региональные базы данных таможенных правонарушений, на их основе готовят региональную отчетность.

Информация о работе Специфика учета системы показателей таможенной статистики внешней торговли