Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:11, контрольная работа
Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела.
ведение.
1. Создание таможенной службы РФ.
1.1. Понятие таможенного регулирования и таможенного дела. Цели и элементы таможенного дела РФ.
1.2. Таможенная политика РФ, цели и методы её осуществления.
2. Сущность контрабанды и меры ответственности за неё.
3. Тест.
Список использованной литературы.
План
Введение.
Список
использованной литературы.
Введение
В
процессе развития мировой экономики
был разработан перечень инструментов
государственного воздействия на экспортно-импортные
потоковые процессы, большая часть
из которых используется во всех цивилизованных
странах мира. К числу этих инструментов,
безусловно, относятся и методы таможенно-тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности,
реализуемые посредством применения импортного
и экспортного таможенных тарифов. Эффективно
действующий механизм таможенно-тарифного
регулирования является необходимым условием
для проведения активной и целостной таможенной
политики Российской Федерации, способствующей
увеличению объемов и улучшению структуры
экспортно-импортных товарных потоков
и повышению результативности внешнеторговых
операций отечественных предпринимателей.
В этой связи актуальное значение приобретает
таможенное дело как учебная дисциплина.
Её изучение позволит будущим специалистам
получить широкий комплекс знаний, умений
и навыков, необходимых для ведения профессиональной
деятельности во всех отраслях и сферах,
так или иначе связанных с внешнеэкономической
деятельностью.
Таможенная
политика предопределяет основные направления
таможенного регулирования и таможенного
дела.
В
Конституции РФ содержится понятие
«таможенное регулирование». Согласно
ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса РФ (ТК),
оно заключается в установлении порядка
и правил, при соблюдении которых лица
реализуют право на перемещение товаров
и транспортных средств через таможенную
границу России. Иными словами, государство
с помощью норм права определяет те положения,
которые подлежат выполнению физическими
и юридическими лицами при перемещении
грузов через границу. Совокупность этих
норм составляет содержание таможенного
регулирования – это деятельность по
установлению таможенных правил.
Международная
торговля предполагает перемещение
грузов через границу из одной страны
в другую. Для регулирования этого товарооборота
существуют органы государственного управления
внешнеэкономической деятельностью, в
системе которых особую роль играет служба,
занимающаяся таможенным делом. Итак,
таможенное дело неразрывно связано с
областью внешней торговли и обслуживает
её участников. Осуществление внешнеэкономической
деятельности невозможно вне применения
основ таможенного дела, так как пересечение
границы и перемещение через неё различных
грузов всегда означает взаимодействие
с таможенной системой. На мировом уровне
таможенное дело выступает в качестве
одного из важнейших звеньев внешней торговли.
Согласно
ч. 2 ст. 1 ТК, таможенное дело представляет
собой совокупность методов и
средств обеспечения соблюдения
мер таможенно-тарифного регулирования
и запретов и ограничений, установленных
в соответствии с законодательством РФ
о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности, связанных с перемещением
товаров и транспортных средств через
таможенную границу.
Данное
определение позволяет уяснить,
что при перемещении товаров
и транспортных средств через
таможенную границу должны соблюдаться
меры таможенно-тарифного
Дело в том, что любые операции по ввозу и вывозу какого-либо имущества не проходят для государства бесследно. Они могут так нанести вред отечественной экономике, так и стимулировать внутреннее производство. Для того чтобы удержать эти процессы в определённых рамках, все страны мира прибегают к использованию барьеров на торговых путях. Чаще всего такие препятствия применяются при ввозе товаров на территорию государства, поскольку экспорт (сбыт) наиболее выгоден как производителю, так и экономике в целом.
Таможенно-тарифное
регулировании выступает в качестве одного
из таких барьеров и основано, в первую
очередь, на взимании таможенных платежей.
Иными словами, участник внешнеэкономической
деятельности (ВЭД) при перемещении грузов
через границу обязан уплатить таможенные
платежи, тем самым, формируя доходную
часть федерального бюджета.
Запреты
и ограничения являются также
определённым препятствием на торговых
путях. Но это препятствие вынужденное,
так как основано на ряде интересов
государства и его граждан. Например,
при ввозе товара в страну предприниматель
получает на него сертификат, который
означает, что данный товар безопасен
и может быть использован без нанесения
вреда или ущерба. Кроме того, в традициях
таможенного законодательства различных
стран мира – установление перечня товаров,
запрещённых к перемещению через границу
(оружие, наркотики и т.д.). Следует отметить,
что в определённых случаях лицо освобождается
от соблюдения конкретных требований.
Так, гражданин, ввозящий в страну товар
для личного пользования, не должен уплачивать
таможенные платежи. Таким образом, меры
таможенно-тарифного регулирования, а
также запреты и ограничения есть те барьеры,
препятствия, через которые необходимо
пройти для осуществления действий по
ввозу и вывозу товаров и транспортных
средств. Какими же методами и средствами
обеспечивается их соблюдение?
Метод
всегда показывает, как происходит
регулирование, какие способы и
приёмы используются в правовых отношениях.
Средство же – это то, что связывает
объект и субъект деятельности, цель
и результат. С помощью средств удовлетворяется
интерес субъектов прав. Таможенное дело
представляет собой совокупность методов
и средств обеспечения соблюдения таможенного
законодательства. Таким образом, таможенное
дело – это деятельность по обеспечению
соблюдения таможенных правил.
Элементы современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:
Любая дифференциация таможенного дела на те или иные элементы является весьма условной, поэтому рассматривать эти элементы необходимо через призму их единства и тесной взаимосвязи. Различные по характеру, все они в своей совокупности используются для достижения экономических, социальных и правоохранительных целей таможенного дела.
Экономические
цели подразделяются на две составляющие:
фискальную и регулятивную, которые
должны дополнять друг друга и
обеспечивать развитие национальной экономики.
Регулятивные цели таможенного дела достигаются
посредством установления ставок экспортных
и импортных пошлин на товары, перемещаемые
через таможенную границу РФ, а также путём
установления запретов и ограничений
на ввоз и вывоз товаров, лицензирование,
выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных
товаров и рядом иных мер. Фискальное начало
экономической цели состоит в пополнении
доходной части федерального бюджета,
так как один из существенных источников
– это именно платежи в сфере внешней
торговли. Используя эти инструменты,
государство воздействует на экономические
интересы субъектов внешнеэкономической
деятельности, сохраняя вместе с тем их
полную оперативную самостоятельность.
Социальная
цель выражается в том, что развитие
таможенного дела невозможно без
гармонизации и унификации с общепринятыми
международными нормами и практикой.
Правоохранительные
цели таможенного дела заключаются
в защите государственной безопасности
страны, общественного порядка, жизни
и здоровья людей, нравственности, моральных
устоев и культурных ценностей общества;
в охране животных, растений и окружающей
природной среды; в обеспечении интересов
российских потребителей во ввозимых
товарах; в борьбе с незаконным перемещением
через таможенную границу РФ наркотических
средств, оружия, предметов художественного,
исторического и археологического достояния
и т.д.
Для
этого применяются
Элементом
как внешней, так и внутренней
политики государства является таможенная
политика, представляющая собой комплекс
политико-правовых, экономических, организационных
и иных мер государственного регулирования
внешней торговли, а также мер по защите
национальной экономики и решению её фискальной
задач.
Таможенная
политика государства способствует расширению
экономических связей, увеличению объёмов
внешнеторговых связей, увеличению объёма
внешнеторговых операций, развитию международного
туризма и иных форм, т.е. всего того, что,
так или иначе, опосредуется в деятельности
таможенных органов государства.
Таможенная
политика реализуется посредством
разумного сочетания политики протекционизма,
направленной на защиту отечественного
производителя от иностранной конкуренции,
и политики фритредерства (свободной
торговли), направленной на расширение
внешнеторгового оборота страны и повышение
уровня международного разделения труда.
Протекционизм
предусматривает увеличение уровня
таможенного обложения ввозимых
на внутренний рынок иностранных
товаров, результатом чего является
сокращение импорта в страну и, следовательно,
ограничение иностранной конкуренции.
Политика
свободной торговли (фритредерство)
достигается путём установления
минимального уровня таможенных пошлин
либо их полной отмены. Фритредерство
– политика временная, зачастую просто
вынужденная, необходимая в тех случаях,
когда, например, важно удовлетворить
внутренний спрос за счёт импортных товаров.
Так, в нашей стране либерализация внешнеэкономической
деятельности начала 90-х гг. 20 в. не могла
бы реально состояться без устранения
тарифных и нетарифных барьеров на открытых
границах. В условиях тотального дефицита
крайне необходимо было наполнить внутренний
рынок страны дешёвым импортным товаром.
Такие цели были достигнуты в течении
полутора-двух лет именно благодаря политике
свободной торговли. После того, как предпринимательские
структуры наладили внешнеэкономические
связи с иностранными партнёрами, Россия
перешла к протекционистской таможенной
политике.
В
современной ситуации таможенная политика
призвана обеспечить «тонкую» настройку
всего механизма регулирования импорта
и экспорта на всех уровнях управления,
нацелить его на интересы отечественного
производства, не нарушая правил, признанных
мировым торговым сообществом.
Таможенная
политика России в первую очередь
должна обеспечивать наиболее эффективное
использование инструментов таможенного
контроля и регулирование товарообмена
на таможенной территории страны, а также
участие в реализации торгово-политических
задач по защите российского рынка и стимулированию
развития национальной экономики.
Таким
образом, таможенная политика предопределяет
основные направления таможенного регулирования
и таможенного дела.
Основа
таможенной политики проявляется в
таможенно-тарифном законодательстве,
организации таможенных союзов, таможенных
конвенций, свободных таможенных зон и
т.д.
Предстоящее
вступление России во Всемирную торговую
организацию (ВТО) обязательно ставит
перед государством новые задачи,
в числе которых – создание
благоприятных условий для
Важным
шагом на этом пути является совершенствование
нормативно-правовой базы функционирования
таможенных органов. Так в РФ в 2004
г. вступил в силу новый Таможенный
кодекс, который заложил правовую
основу для формирования соответствующей
мировым стандартам системы таможенного
контроля, основанной на управлении рисками,
предусматривающей рациональное использование
ресурсов таможенных органов с учётом
необходимости снижения непроизводственных
расходов бизнеса. К числу достоинств
нового кодекса также следует отнести
минимизацию барьеров во внешней торговле
РФ, а также тот факт, что теперь Таможенный
кодекс во многом становится документом
прямого воздействия.
Таможенная
политика непосредственно связана
с проблемой экономической безопасности,
которая для России по-прежнему остаётся
одной из самых серьёзных, так как всё
ещё велико преобладание в отечественном
экспорте сырьевых товаров; ограничены
традиционные рынки сбыта машинотехнической
продукции и т.д.
Другое направление таможенной политики России посвящено решению проблемы иностранных инвестиций. Благоприятный инвестиционный климат предусматривает не только упрощение таможенных процедур, но и создание таможенных режимов переработки, которые способствовали бы международной кооперации производства. Таким образом, таможенная политика и её практическая реализация опирается, прежде всего, на деятельность таможенных органов. Но формирование и реализация таможенной политики – это довольно сложный процесс, в котором участвуют все органы государственной власти: и законодательная, и исполнительная, и судебная. При этом обязательно учитывается также мнение и участников внешнеэкономической деятельности.