Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа
Цель работы – проанализировать сотрудничество РФ с АТР в сфере экономики таможенного дела.
Задачи:
Рассмотреть теоретические и правовые аспекты сотрудничества РФ с АТР в сфере экономики таможенного дела;
Проанализировать сотрудничество РФ с ведущими странами АТР в сфере экономики таможенного дела;
Выявить проблемы и рассмотреть перспективы дальнейшего развития сотрудничества РФ с АТР в сфере экономики таможенного дела.
Введение 4
1 Теоретические и правовые аспекты сотрудничества РФ с АТР в сфере экономики таможенного дела 6
1.1 Сотрудничества России и АТР: роль и значение 6
1.2 Международные нормативные акты, регулирующие сотрудничество России и отдельных стран АТР 9
2 Анализ сотрудничества России с ведущими странами АТР 13
2.1 Анализ сотрудничества России с Китаем 15
2.2 Анализ сотрудничества России с Японии 19
2.3 Анализ сотрудничества России с США 23
3 Проблемы и перспективы сотруничества России и АТР 27
Заключение 32
Библиографический список 34
Проанализируем современное состояние инвестиционного сотрудничества РФ и США.
Таблица 12 - Инвестиции в РФ из США 23
в тыс. долл.
Наименование |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Темп прироста 2011/2006, в млн. долл. США |
Темп роста 2011/2006, в % |
Накоплено инвестиций на нач.отч.периода |
8571251,59 |
7019984,15 |
9427775,82 |
8149702,87 |
10364149,90 |
12546254,50 |
3975002,91 |
146,38 |
Поступило инвестиций и инвестиционных доходов |
1640518,77 |
2839152,26 |
2772776,13 |
1711931,15 |
1149956,53 |
1825684,54 |
185165,77 |
111,29 |
Изъято (погашено) инвестиций |
2499494,66 |
1290999,59 |
2815515,18 |
2798793,38 |
1619078,93 |
2758648,36 |
259153,7 |
110,37 |
Объем накопленных инвестиций в РФ из США увеличился за рассматриваемый период на 46,38 %, с 8571251,59 тыс.долл.США в 2006 году до 12546254,50 тыс.долл.США. в 2011 году. Объем поступивших инвестиций в РФ из США увеличился за рассматриваемый период на 11,29 %, с 8571251,59 тыс.долл.США в 2006 году до 12546254,50 тыс.долл.США. в 2011 году. Погашено инвестиций в 2011 году было на 10,37 % больше чем в 2006 году. (темп прироста 259153,7 тыс.долл. США).
Таблица 13 - Динамика инвестиций из России в США
в тыс. долл.
Наименование |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Темп прироста 2011/2006, в млн. долл. США |
Темп роста 2011/2006, в % |
Накоплено инвестиций на нач. отч. периода |
447 327,78 |
596 931,88 |
1 187 282,42 |
5 317 230,50 |
7 215 684,50 |
8315684,52 |
7868356,74 |
1858,97 |
Поступило инвестиций и инвестиционных доходов |
18 240 511,50 |
22 795 859,90 |
5 262 023,66 |
1 507 166,67 |
1 354 158,58 |
1115684,61 |
-17124826,89 |
6,12 |
Изъято (погашено) инвестиций |
18 090 541,94 |
22 218 269,32 |
865 113,29 |
299 749,58 |
205 845,58 |
186254,67 |
-17904287,27 |
1,03 |
Объем накопленных инвестиций из РФ в США увеличился за рассматриваемый период на 1758,97 %, с 447327,78 тыс.долл.США в 2006 году до 8315684,52 тыс.долл.США. в 2011 году. Объем поступивших инвестиций из РФ в США увеличился за рассматриваемый период на 93,88 %, с 18240511,50 тыс.долл.США в 2006 году до 1115684,61 тыс.долл.США. в 2011 году. Погашено инвестиций в 2011 году было на 98,97 % больше чем в 2006 году. (темп прироста -17904287,27 тыс.долл. США).
В итоге, проведенный анализ показал, что из всех стран-участниц АТР, наиболее крупными торговыми партнерами России в регионе являются Китай, Япония и США. В пункте 2 был проведен анализ сотрудничества данных стран с Россией на современном этапе. Китай занимал 1 место среди внешнеторговых партнеров РФ. По данным таможенной статистики объем российско-китайской торговли в 2011 г. увеличился на 40,81 % по сравнению с 2010 годом и на 190,94 % по сравнению с 2006 годов. По итогам 2006-2011 года российско-китайский товарооборот увеличился с 28,7 млрд.долл. США в 2006 г. до 83,5 млрд. долл. США у 2011 г., увеличив свое значение за рассматриваемый период на 190,94 %. Что касается китайских прямых инвестиций в РФ, то за 2006-2011 г.г. они увеличились на 53,40 % за 2011 год объем российско-японской торговли за составил 972,7 млрд. иен, т.е. вырос на 28,7% по сравнению с 2010 г. Объем российско-японской торговли в 2011 году составил 29,7 млрд. долл. США, темп роста по сравнению с 2007 годом составил 40,09 %, с 2009 по 2011 г.г. произошло увеличение объема поступивших японских инвестиций в российскую экономику на 3,48 %. Сотрудничество между субъектами РФ и штатами США в 2011 г. развивалось на региональном уровне в рамках органов межрегионального взаимодействия. Товарооборот между РФ и США в 2011 г. увеличился на 35% по сравнению с 2010 г. Объем накопленных инвестиций в РФ из США увеличился за рассматриваемый период на 46,38 %,. Объем накопленных инвестиций из РФ в США увеличивался более высокими темпами и за рассматриваемый период на 1758,97 %. анализ свидетельствует о положительной динамики развития сотрудничества между РФ и ведущими странами АТР. РФ недоиспользует потенциал развития торгово-экономического сотрудничества, т.е. необходимо добиваться расширения рынков сбыта для отечественных товаров в регионе, стимулировать инвестиционные и торговые связи регионов РФ с АТР.
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И АТР
Развитие регионального
Развитие в АТР интеграционных процессов наиболее активно происходит на базе таких блоков, как Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство (ТСЭП)и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а так же в рамках форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС).
В настоящее время, обсуждения о формировании Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) с участием Китая и США, а также других стран АТР (Япония, Корея, РФ) проходит с особой осторожностью в силу прогнозируемой сложности практической реализации формирования АТЗСТ и противоречивости возможных результатов. Так же рассматриваются различные подходы, предложения о возможных направлениях его построения.
В качестве предполагаемой базы АТЗСТ предлагается использовать формирующиеся региональные интеграционные группировки, такие как Транстихоокеанское партнерство. АСЕАН+3, АСЕАН+6.
В стратегическом плане в развитии торговых отношений РФ со странами и региональными интеграционными блоками в Азиатско-тихоокеанском регионе можно выделить 5 главных вызовов для РФ, которые необходимо учесть в практической работе и на которые есть необходимость найти адекватные ответы.24
Первый вызов. Он связан с преобладанием в структуре экспорта РФ сырьевых товаров и энергоносителей. Возникают риск повторения истории с Европейским союзом, куда РФ вывозит практически только первичные полуфабрикаты и сырье, а экспорт машинно-технической продукции еле различим. Следовательно ключевой основой взаимоотношений со странами АТР должна стать тесная увязка текущих поставок сырья со встречными инвестициями партнеров в развитие перерабатывающих производств на территории РФ.
Второй вызов. Он обусловлен сужением или исчезновением многих традиционных рынков сбыта российских товаров в развивающихся странах АТР, что связано с тем, что страны сами осваивают выпуск ранее импортировавшейся продукции из РФ. Помимо этого, данные страны начинают выступать конкурентами российских компаний на рынках третьих стран (включая СНГ). В данном случае возможны несколько вариантов решений, один из которых связано с расширением коммерческого присутствия развивающихся стран АТР в базовых отраслях промышленности, а другое связано с уходом российских компаний в более технически сложные и высокие переделы продукции, где потенциальные конкуренты слабы и не имеют в своем распоряжении необходимых компетенций.
Третий вызов. Он касается структуры импорта РФ из АТР, который ориентирован на потребительский рынок, что не способствует решению стратегической задачи модернизации отечественной экономики, а так же сдерживает процессы импортозамещения и увеличивает дефицит внутренних источников хозяйственного роста.
Безусловно, по соотношению цена-качество многие потребительские товары из стран АТР значительно превосходят российские (иногда даже европейские). Но в тоже время засилье импортной продукции, особенно в восточных районах РФ, значительно сужает возможности общего экономического развития и генерирования доходов бюджета для решения главных социально-экономических задач.
Необходимо стимулирование переноса производства товаров народного потребления на территорию России средствами налоговой, политики, одновременно добиваясь постепенного повышения его локализации.
Четвертый вызов. Он связан с быстрым повышением уровня географической концентрации торговли РФ с АТР, где все сильнее позиции у Китая, что порождает дополнительные риски, а так же сужает возможности российской экономической дипломатии в регионе. Решение данной проблемы может выступить принятие усилий по диверсификации географии внешнеэкономических связей со странами-участницами АТР; приоритеты такой политики – страны АСЕАН, Республика Корея, Канада и США.
Перечисленные вызовы для РФ, которые проистекают из развития торговых отношений со странами-участницами АТР, при всей их остроте и значимости вполне преодолимы. РФ обладает большим экономическим потенциалом, в раскрытии которого очень заинтересованы страны-участницы АТР, а следовательно имеется благоприятная почва для принятия взаимовыгодных решений и совместного движения вперед по пути углубления и расширения регионального торгово-экономического сотрудничества. 25
Также необходимо преодолеть географическую замкнутость РФ в сфере развития преференциальной торговли, необходимо подняться на уровень других крупных экономик, которые в отличие от РФ, формируют практически во всех географических регионах мира большое число зон свободной торговли со странами.
Это конечно займет определенное время. Но уже сейчас РФ намерена использовать опыт партнеров в АТР для модернизации российской экономики. В 2010-2011 гг. РФ подписала межправительственный меморандум о сотрудничестве в области модернизации экономики с Китаем, межминистерские меморандумы с Японией, Республикой Корея, Сингапуром.
Данные договоренности позволяют привлечь компании из стран-участниц АТР к участию в модернизации отраслей российской экономики. А в будущем создадут базовую основу для более широкой интеграции РФ в АТР.26
Так же следует отметить тот факт, что в 2012 году Россия официально присоединилась к ВТО. В связи с этим РФ обязалась открыть свои экономические границы для зарубежных компаний. Но следует отметить, что с одной стороны данное соглашение расширяет торгово-экономические отношения РФ, а с другой стороны увеличивает ввоз импортной продукции на рынок, в связи с чем это составит серьезную конкуренцию российской продукции.27
РФ решительно настроена на экономическое сотрудничество с АТР. Развитие данного сотрудничества будет более выгодно для РФ, ведь членами АТР являются, проанализированные во второй главе, такие сильные игроки как Китай, США и Япония.
Как сообщил первый вице-премьер России И. Шувалов России нужно обеспечить смещение акцентов, не сворачивать традиционные экономические связи, необходимо значительно ускоряться по интеграции, кооперации с АТР. При сотрудничестве РФ со странами АТР, разработки и технологии последних могут быть использованы с успехом и в России.
РФ необходимо сосредоточиться на усилении сотрудничества с АТР. При установлении торгово-экономических связей с АТР взаимодействие будет происходить по схеме – Россия поставляем сырье и получает готовую продукцию. РФ сможет значительно повысить эффективность импорта России, а при связи по-средством РФ государств АТР с государствами Евроатлантического, представляется возможным создание совершенно нового глобального геоэкономического пространства.
Если связать эти регионы, РФ сможет сделать эффективные воздушные, наземные и электронные пути сообщения между расширяющимися рынками. Это даст определенный импульс для внутреннего роста и развития показателей ВВП России. Данная стратегия будет интегрировать технологическую, экономическую, транспортную, промышленную и информационную политику РФ.28
В итоге, для укрепления торгово-экономических отношений АТР и РФ необходима выработка долгосрочной программы взаимодействия с основными партнерами АТР и торговыми блоками. Необходимо сформулировать общие направления по сближению различных региональных и страновых подходов к техническому регулированию, торговым процедурам, фитосанитарным мерам, энергетической, продовольственной, и экологической безопасности, развитию транспортных коридоров, «зеленому» росту, трудовым отношениям, с целью подготовки почвы для российских перспективных интеграционных соглашений в АТР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РФ, является неотъемлемой частью
АТР и сегодня развитие экономических
взаимоотношений с данными
РФ начала сотрудничество со странами АТР уже очень давно, о чем свидетельствуют даты заключения международных договором. Все отношения между ведущими странами АТР и АТР в целом строятся строятся на соглашениях о торговых отношениях между РФ и АТР, а так же регулируются межправительственными соглашениями.
Развитие экономических взаимоотношений с АТР сегодня представляет собой одну из главных задач внешней политики РФ. Наиболее важными и динамичными являются экономические отношения со странами СВА, некоторыми странами Южной и Юго-Восточной Азии. Более 70 % внешнеторгового оборота РФ с азиатскими странами приходится на государства АТР. Россия со странами со многими странами АТР уже на протяжении многих лет. Взаимоотношения между Россией и АТР строятся на договорной основе, регламентируются соответствующими соглашениями о торгово-экономических отношениях между Россией и странами АТР. В основном данные документ является обще регулирующим нормативным актом и их срок действия продлевается автоматически.
Информация о работе Сотрудничество России и стран АТР в области таможенного дела