Министерство образования
и науки Российской Федерации
Байкальский государственный
университет экономики и
Права
Кафедра налогов и таможенного
дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: История
таможенного дела и таможенной политики
На тему: Система таможенных
органов РФ и их основные функции
Выполнил: Хребтов А.А.
Группа: ТД 12-2
Содержание
Введение 1
Глава 1. Теоретические
аспекты таможенных органов 5
1.1 Понятие
таможенных органов РФ, их правовой
статус и компетенция 5
1.2 Общие принципы
организации таможни 7
Глава 2. Таможенные
органы в РФ на современном этапе 8
2.1 Основные
функции таможенных органов 8
2.2 Проблемы
при реализации функций таможенных
органов 16
2.3 Пути преодоления
проблем, при реализации функций
таможенными органами 21
Заключение 23
Список используемой
литературы 25
Введение
Таможенные органы играют
решающую роль во внешнеэкономических
отношениях России. Грамотно построенная
налоговая система в области
внешнеэкономической деятельности,
ее структура, цели налоговой политики
окажут огромное влияние и на функционирование
экономики в целом, и на все
макроэкономические показатели развития
страны, и на предпринимательскую
активность юридических и физических
лиц. Таможенная политика является мощным
рычагом, при помощи которого государство
может и стимулировать рост отечественного
производства, особенно в секторе
производства экспортной продукции, и
ввоз импортных товаров, призывая тем
самым отечественных производителей
к конкурентной борьбе. Также эта
тема представляет некоторый интерес
в свете вступления Российской Федерации
во Всемирную торговую организацию.
Это потребует значительных изменений
в таможенной политике государства,
в том числе снижения ввозных
платежей, уравнивания условий функционирования
на российском рынке отечественных
и зарубежных производителей. Выбранный
мной материал для исследования я
считаю актуальным, потому что таможенные
органы являются неотъемлемой частью
экономической и внешнеторговой
политики государства. Таможенные органы
активно содействуют обеспечению
экономической безопасности, под
которой понимается состояние экономики,
гарантирующее достаточный уровень
социального, политического и оборонного
существования и прогрессивного
развития Российской Федерации, неуязвимость
и независимость её экономических
интересов по отношению к возможным
внешним и внутренним угрозам
и воздействиям. Основной целью таможенного
регулирования любого государства является
обеспечение его экономических интересов,
а именно: участие в реализации торгово-политических
задач по защите российского рынка, стимулированию
развития национальной экономики; содействие
проведению структурной перестройки;
обеспечение наиболее эффективного использования
инструментов таможенного контроля и
регулирования товарообмена на таможенной
территории Российской Федерации и другие
задачи экономической политики нашего
государства; обеспечение наиболее эффективного
использования инструментов таможенного
контроля и регулирования товарообмена
на таможенной территории России; участие
в реализации торгово-политических задач
по защите российского рынка; стимулирование
развития национальной экономики; содействие
проведению структурной перестройки и
реализации других задач экономической
политики России. Таможенный Кодекс РФ
регулируют компетенцию таможенных органов,
а также средства ее реализации: порядок
и условия перемещения через таможенную
границу РФ товаров и транспортных средств,
взимания таможенных платежей, таможенного
оформления, таможенный контроль и др.
Таможенная политика представляет собой
целенаправленную деятельность государства
по регулированию внешнеторгового обмена
(объема, структуры и условий экспорта
и импорта) через установление соответствующего
таможенного режима перемещения товаров
и транспортных средств через таможенную
границу. Цель курсовой работы - раскрыть
действующую систему таможенной политики,
направленную на регулирование экономической
и внешнеторговой деятельности в Российской
Федерации; рассмотреть правовой статус
должностных лиц, проходящих службу в
таможенных органах РФ.
Основной целью таможенного
регулирования любого государства
является обеспечение его экономических
интересов, а именно:
- участие в реализации
торгово-политических задач по
защите российского рынка, стимулированию
развития национальной экономики;
- содействие проведению
структурной перестройки;
- обеспечение наиболее
эффективного использования инструментов
таможенного контроля и регулирования
товарообмена на таможенной территории
Российской Федерации и другие задачи
экономической политики нашего государства;
- обеспечение наиболее эффективного
использования инструментов таможенного
контроля и регулирования товарообмена
на таможенной территории России;
- участие в реализации
торгово-политических задач по
защите российского рынка;
- стимулирование развития
национальной экономики;
- содействие проведению
структурной перестройки и реализации
других задач экономической политики
России.
Выбору этой темы способствовала
чрезвычайная важность таможенной политики
в современной экономической
жизни. Таможенные органы играют решающую
роль во внешнеэкономических отношениях
России. Грамотно построенная налоговая
система в области внешнеэкономической
деятельности, ее структура, цели налоговой
политики окажут огромное влияние и
на функционирование экономики в
целом, и на все макроэкономические
показатели развития страны, и на предпринимательскую
активность юридических и физических
лиц. Таможенная политика является мощным
рычагом, при помощи которого государство
может и стимулировать рост отечественного
производства, особенно в секторе
производства экспортной продукции, и
ввоз импортных товаров, призывая тем
самым отечественных производителей
к конкурентной борьбе. Также эта
тема представляет некоторый интерес
в свете вступления Российской Федерации
во Всемирную торговую организацию.
Это потребует значительных изменений
в таможенной политике государства,
в том числе снижения ввозных
платежей, уравнивания условий функционирования
на российском рынке отечественных и зарубежных
производителей.
Глава 1. Теоретические
аспекты таможенных органов
1.1 Понятие
таможенных органов РФ, их правовой статус
и компетенция
Таможенные органы России
- это государственные органы, регулирующие
правоотношения, возникающие, изменяющиеся
и прекращающиеся в сфере таможенного
дела. Правовой статус таможенных органов
определяется их местом и ролью в общей
системе органов государственной власти
Российской Федерации. Таможенные органы
являются составной частью системы органов
федеральной исполнительной власти Российской
Федерации. Структурa федеральных органов
исполнительной власти определена Указом
Президента Российской Федерации от 12
мая 2008 г. №724. Исходя из понимания федеральной
исполнительной власти как деятельности,
состоящей в практической реализации
норм и положений Конституции РФ, федеральных
законов и иных правовых актов, можно сказать,
что таможенные органы осуществляют исполнительную
и распорядительную деятельность в сфере
таможенного дела. Эта деятельность состоит
в повседневной практической организации
и осуществлении таможенного дела в стране.
Важной отличительной чертой таможенных
органов, определяющей их место в общей
системе органов исполнительной власти,
является то, что действующим законодательством
они отнесены к числу правоохранительных
органов. Однако, это отдельная тема курса
и она будет рассмотрена нами позднее.
Таможенные органы действуют под общим
руководством Президента РФ и Правительства
РФ и обладают строго определенной компетенцией
в сфере таможенного дела. Компетенция
таможенных органов - это система властных
полномочий, функций и задач, возлагаемых
государством на таможенные органы, в
их неразрывной связи между собой. Государство
предоставляет таможенным органам определенные
полномочия для выполнения возложенных
на них функций и решения поставленных
перед ними задач. Полномочия таможенных
органов складываются из совокупности
их прав по отношению к управляемым объектам
и обязанностей перед личностью, обществом
и государством. Никакие иные государственные
органы не вправе принимать решения по
вопросам, отнесенным к компетенции таможенных
органов. Реализация компетенции таможенных
органов осуществляется в различных правовых
формах - путем правоустановления (издания
нормативно-правовых актов), правоприменения
и правоохраны. Остановимся на этом подробнее.
Таможенные органы во исполнение возложенных
на них функций и решения, поставленных
перед ними задач имеют право издавать
правовые акты управления (как нормативного,
так и индивидуального характера), обязательные
для исполнения всеми субъектами-участниками
правоотношений, урегулированных нормами
таможенного права (государственными
и муниципальными органами, организациями
и учреждениями, юридическими и физическими
лицами - как российскими, так и иностранными).
Правоприменение в деятельности таможенных
органов - это властно-регулятивные действия
должностных лиц таможенных органов по
претворению в жизнь предписаний правовых
норм. Правоприменение должно осуществляться
в точном соответствии с нормами законодательства,
устанавливающих процедуру правоприменительной
деятельности, круг субъектов правоприменительной
деятельности и другие вопросы. Правоприменительная
деятельность с нарушением требований
правовых норм по ее осуществлению влечет
привлечение виновных в этом должностных
лиц таможенных органов к соответствующему
виду юридической ответственности (вплоть
до уголовной). Правоохрана осуществляется
таможенными органами путем контроля
за соблюдением субъектами таможенных
правоотношений требований нормативно-правовых
актов, входящих в систему источников
таможенного права, и применением к виновным
лицам в случае их нарушения мер юридического
воздействия.
1.2 Общие
принципы организации таможни
В непосредственном подчинении
таможни находятся расположенные
на территории подведомственного региона
таможенные посты Российской Федерации,
за исключением таможенных постов,
непосредственно подчиненных вышестоящим
таможенным органам. Таможня в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской
Федерации, Таможенным кодексом Российской
Федерации, другими федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, нормативными и иными правовыми
актами, а таможня, непосредственно подчиненная
Управлению, также и правовыми актами
Управления. Таможня решает возложенные
на нее задачи через подчиненные ей таможенные
посты во взаимодействии с территориальными
органами других федеральных органов
исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, коммерческими
и некоммерческими организациями и гражданами.
Таможня является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс, печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации
и со своим наименованием, иные печати
и штампы, текущие счета по федеральному
бюджету, сумм по поручениям, другие счета
в банках и иных кредитных организациях.
Финансируется таможня за счет средств
федерального бюджета, а также иных предусмотренных
законодательством Российской Федерации
источников. Кроме всего перечисленного
таможня является правоохранительным
органом Российской Федерации, а также
обладает правом оперативного управления
в отношении закрепленного за ней имущества,
являющегося федеральной государственной
собственностью.
Глава 2. Таможенные
органы в РФ на современном этапе
2.1 Основные
функции таможенных органов
Функции таможенных органов
представляют собой основные направления
деятельности таможенных органов. С
этой точки зрения особую роль играет
значение таможенных органов с позиций
экономического развития РФ и ростом товарооборота
между Россией и зарубежными странами.
Роль таможенных органов во внешнеполитической
деятельности РФ обуславливает особый
«набор» функций таможенных органов, но
в то же время взаимосвязь с выполнение
важнейших социально-экономических и
внешнеполитических программ не ограничивает
многообразия функций таможенных органов.
С переходом от монополии государства
на внешнеэкономическую деятельность
к ее либерализации существенно возросла
роль и ответственность таможенных органов
в регулировании международного обмена.
Их основное назначение -защита экономической
безопасности государства путем обеспечения
движения людей, товаров, грузов через
границу, взимания таможенных платежей,
таможенное оформление и таможенный контроль.
Очевидно, что такого рода деятельность
самым непосредственным образом связана
с соблюдением законности и правопорядка,
охраной прав и интересов граждан, организаций,
государства и общества, борьбой с контрабандой
и применением мер ответственности, иначе
говоря, с выполнением функций правоохранительных
органов.
За совершение нарушений
таможенных правил законодатель предусмотрел
следующие виды взысканий:
1. Предупреждение.
Как мера ответственности
за нарушение таможенных правил предупреждение
выносится в письменной форме, о
чем составляется постановление
по делу. Применяется в качестве
основного взыскания и, как правило,
по таможенным правонарушениям, которые
не имеют тяжких последствий.
2. Штраф.
Таможенный кодекс РФ за
нарушения таможенных правил предусматривает
два вида штрафа:
· исчисляемый применительно
к размеру минимальной месячной
оплаты труда, под которой понимается
установленная законом минимальная
месячная оплата труда на день совершения
правонарушения, а если такой день
невозможно установить - на день обнаружения
правонарушения;
· исчисляемый, исходя из стоимости
товаров и транспортных средств,
в виде их свободной (рыночной) цены
на день обнаружения правонарушения.
3. Отзыв лицензии или
квалификационного аттестата.
Данный вид взыскания
имеет специфических субъектов
и может применяться к:
· владельцам таможенных складов,
магазинов беспошлинной торговли, свободных
складов, складов временного хранения;
· таможенным брокерам, таможенным
перевозчикам;
· специалистам по таможенному
оформлению.
4. Конфискация товаров
и транспортных средств, являющихся
непосредственными объектами нарушения
таможенных правил, товаров и
транспортных средств со специально
изготовленными тайниками, использованными
для перемещения через таможенную
границу Российской Федерации
с сокрытием предметов, являющихся
непосредственными объектами нарушения
таможенных правил. Конфискация
состоит в принудительном безвозмездном
обращении товаров и транспортных
средств, обладающих вышеперечисленными
признаками, в федеральную собственность.
Конфискация производится независимо
от того, являются ли они собственностью
лица, совершившего нарушение таможенных
правил, а также независимо от того, установлено
это лицо или нет. Данный вид взыскания
может применяться как в качестве основного,
так и в качестве дополнительного.
5. Взыскание стоимости
товаров и транспортных средств,
являющихся непосредственными объектами
нарушения таможенных правил, товаров
и транспортных средств со
специально изготовленными тайниками,
использованными для перемещения
через таможенную границу Российской
Федерации с сокрытием предметов,
являющихся непосредственными объектами
нарушения таможенных правил. Данный
вид взыскания представляет собой
принудительное изъятие денежной
суммы, составляющей свободную
(рыночную) цену товаров и транспортных
средств, обладающих вышеперечисленными
признаками, на день обнаружения
правонарушения. Он может применяться
в качестве основного или дополнительного
взыскания. Следует иметь в
виду, что взыскание стоимости
товаров и транспортных средств
является самостоятельным видом
административного воздействия.
Взыскание стоимости товаров
и транспортных средств как
самостоятельный вид административного
воздействия следует отличать
от взыскания стоимости товаров
и транспортных средств как
меры, применяемой при невозможности
конфискации товаров и транспортных
средств на стадии исполнения
постановления таможенного органа
в части конфискации. В последнем
случае в качестве вида взыскания
применяется конфискация товаров
и транспортных средств, однако,
если по каким-либо причинам
исполнить постановление таможни
в этой части не представляется
возможным, оно реализуется через
взыскание их стоимости.
6. Конфискация транспортных
средств, на которых перевозились
товары, являющиеся непосредственными
объектами нарушения таможенных
правил. Данный вид взыскания предусмотрен
лишь в санкции ст.276 ТК. РФ "Перемещение
товаров и транспортных средств через
таможенную границу Российской Федерации
помимо таможенного контроля".
Внутренние функции
Внутренних функций у
таможни меньше, чем внешних, перечислим
несколько из них. Итак, к внутренним
функциям таможни относятся:
· работа по подбору, расстановке
и воспитанию кадров таможни и
нижестоящих таможенных постов;
· формирование резервов кадров
для выдвижения на руководящие должности
и их обучение.
Аттестация сотрудников
таможни и нижестоящих таможенных
постов на соответствие занимаемой должности,
при представлении сотрудников
к назначению на должности руководящих
работников, при представлении сотрудников
к присвоению специальных званий.
Представление в вышестоящий
таможенный орган материалов к награждению
сотрудников таможни и нижестоящих
таможенных постов государственными наградами
Российской Федерации, присвоению почетных
званий Российской Федерации. Присяга
сотрудников таможни и нижестоящих
таможенных постов. Обеспечение первичной
профессиональной, боевой и физической
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации сотрудников таможни
и нижестоящих таможенных постов.
Создание необходимых условий труда
для работников таможни и нижестоящих
таможенных постов, а также обеспечение
правовой и социальной защищенности
указанных работников; участие в
разработке и реализации программ и
планов развития социальной базы таможенных
органов. Осуществление мероприятий
по охране труда, соблюдению техники
безопасности и пожарной безопасности.
Поддержка приверженности сотрудников
таможни и нижестоящих таможенных
постов здоровому образу жизни. Организация
и обеспечение контроля за применением
должностными лицами таможни и нижестоящих
таможенных постов специальных средств
и огнестрельного оружия.
Внешние функции
Перечень внешних функций
более широк. В первую очередь
нужно отметить, что таможня претворяет
в жизнь в подведомственном регионе
правовой, экономический и организационный
механизмы реализации таможенной политики
Российской Федерации. Подготавливает
предложения о совершенствовании
механизмов реализации таможенной политики
Российской Федерации, в том числе
с учетом особенностей подведомственного
региона. Выявляет наличие в подведомственном
регионе проблем в обеспечении
единства таможенной территории Российской
Федерации и экономической безопасности
Российской Федерации и участвует
в реализации мер, направленных на урегулирование
таких проблем. Участвует в разработке
и реализует программы развития
таможенного дела на территории подведомственного
региона. Таможня применяет, обеспечивает,
координирует и контролирует применение
нижестоящими таможенными постами
средств таможенного регулирования
экономической деятельности; обобщает
и анализирует практику применения
таких средств и подготавливает
предложения об их совершенствовании.
Принимает меры, направленные на создание
условий, способствующих ускорению
товарооборота через таможенную
границу Российской Федерации. Обеспечивает
правильное применение в подведомственном
регионе таможенных режимов при
перемещении товаров и транспортных
средств через таможенную границу
Российской Федерации и при ведении
экономической деятельности на таможенной
территории Российской Федерации. В
части, касающейся компетенции таможенных
отношении товаров и транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу
Российской Федерации, включая лицензирование
и другие нетарифные меры, а также меры,
обеспечивающие соблюдение разрешительного
порядка перемещения отдельных товаров
и транспортных средств через таможенную
границу Российской Федерации; координирует
и контролирует применение таких мер нижестоящими
таможенными постами. Осуществляет в подведомственном
регионе контроль за соблюдением всеми
юридическими и физическими лицами правил,
порядка и условий таможенного дела; обобщает
и анализирует складывающуюся практику.
Таможня реализует в пределах своей компетенции
меры, направленные на совершенствование
таможенного оформления и таможенного
контроля. Осуществляет сбор, обобщение
и анализ сведений о грузовых и пассажирских
потоках в части, имеющей отношение к таможенному
делу, а также контроль за доставкой товаров
и транспортных средств, находящихся под
таможенным контролем, и документов на
них в места, определяемые таможенными
органами Российской Федерации. Таможня
контролирует деятельность в подведомственном
регионе таможенных брокеров, таможенных
перевозчиков и иных лиц, контроль за деятельностью
которых возложен на таможенные органы
Российской Федерации. Выполняет сбор,
обобщение и анализ сведений о деятельности
этих лиц в части, имеющей отношение к
таможенному делу. Контролирует создание
и функционирование в подведомственном
регионе предусмотренных законодательством
Российской Федерации о таможенном деле
складов и иных объектов, контроль за функционированием
которых возложен на таможенные органы.