Система таможенного права

Автор: h***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 53.61 Кб (Скачать)

     Обеспечение уплаты таможенных платежей. Требованиями, установленными для определенных таможенных режимов, регламентируются условия, обеспечивающие уплату таможенных платежей. Таможенные органы, принимая решение о выпуске  товаров, должны предпринять все  меры, обязывающие субъекта ВЭД  или иное заинтересованное лицо исполнить обязанности по уплате пошлин, налогов и сборок. При этом они заинтересованы в скорейшем возмещении убытков в случае неисполнения такого обязательства.

  1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
    1. Международное таможенное право. Таможенное право  Европейского Союза
 

     Пункт 4 ст. 1 Таможенного Кодекса РФ прямо  предусматривает направленность таможенной политики РФ на гармонизацию и унификацию таможенного законодательства РФ с  нормами международного права и  общепринятой международной практикой. Кроме того, ч. 2 ст. 55 Соглашения о  партнерстве и сотрудничестве, провозглашающего отношения партнерства между  Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24.06.1994 г. (далее СПС 1994 г.), содержит положение о том, что Россия и  ЕС признают необходимость принятия мер для сближения своих таможенных законодательств, а ч. 1 ст. 78 СПС 1994 г. предусматривает, что целью сотрудничества в области таможенного дела является достижение совместимости таможенных систем России и ЕС.

     Активное  сотрудничество России и ЕС в таможенной сфере делает необходимым изучение российскими учеными и практиками феномена таможенного права ЕС.

     Говоря  о таможенном праве ЕС, необходимо в первую очередь обратить внимание на то, что речь идет не об отрасли  внутригосударственного (национального) права и не о простой сумме  правовых норм таможенных законодательств  всех государств, входящих в ЕС, а  о правовых нормах, являющихся составной  частью принципиально иной, особой правовой системы, не известной ранее, – правовой системы интеграционного объединения 25 государств, которая носит наднациональный характер и все еще находится в стадии формирования и подвержена постоянным изменениям.

     Одним из существенных признаков данного  интеграционного объединения, которым  является Европейский Союз, является то, что государства, входящие в его состав, образуют между собой таможенный союз. Подписав Римский Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957 года, статьей 9 которого предусматривалось создание данного таможенного союза, и, установив во исполнение своих обязательств по созданию таможенного союза с 1 июля 1968 года общий таможенный тариф для всех государств-членов ЕС12, эти государства тем самым добровольно лишили себя большей части своего таможенного суверенитета, передав полномочия по правовому регулированию в таможенной сфере «единому европейскому законодателю».

     С этого момента правовое регулирование  таможенных правоотношений перестало  быть предметом ведения государств-членов и стало исключительным предметом  ведения ЕЭС. Вторым важнейшим этапом становления таможенного союза  ЕС стала кодификация и систематизация правовых актов ЕС в области таможенного  регулирования – принятие Таможенного  Кодекса Европейского Сообщества (утв. в 1992 году регламентом 2913/92 и вступившего  в силу с 1 января 1994 года) и регламента 2454/93 о порядке применения Таможенного  Кодекса ЕС.

     Однако  не весь круг таможенных правоотношений охвачен правовой регламентацией на уровне ЕС – некоторые виды этих правоотношений по-прежнему регулируются национальным законодательством государств-членов.

     Итак, что же входит в предмет правового  регулирования таможенного права  ЕС, являясь исключительным предметом  ведения Европейского Союза? Анализ правовых норм, содержащихся в источниках европейского права, позволяет сделать  вывод о том, что предмет европейского таможенного права охватывает следующие 5 групп общественных отношений:

1) отношения  между ЕС и государствами-участниками  ЕС по устранению и недопущению  установления в торговле между  государствами-участниками ЕС таможенных  пошлин, импортных сборов и иных  платежей, имеющий сходный эффект, а также количественных ограничений  экспорта и импорта;

2) отношения  между ЕС и государствами-участниками  ЕС по установлению единой  таможенной территории ЕС и  установлению и порядку изменения  единого для всех государств-участников  ЕС таможенного тарифа, применяемого  в торговле с третьими странами (странами, не входящими с состав  ЕС);

3) отношения  между ЕС и государствами-участниками  ЕС по установлению единых  для всех стран ЕС принципов  перемещения товаров через таможенную  границу ЕС, включая установление  единой товарной номенклатуры, единых  правил определения страны происхождения  товаров, единых таможенных процедур (включая правила таможенного  оформления товаров, помещения  товаров под определенные таможенные  режимы), правил определения размера  и порядка взимания таможенных  пошлин, возникновения и оплаты (либо  возврата) таможенного долга;

4) отношения  между таможенными органами государств  ЕС и лицами, перемещающими товары  и транспортные средства через  таможенную границу ЕС, возникающие  в связи с указанным перемещением;

5) отношения  между таможенными органами государств  ЕС и лицами, перемещающими товары  и транспортные средства через  таможенную границу ЕС по поводу  подачи жалобы (апелляции) указанными  лицами на действия и решения  таможенных органов, за исключением  действий и решений, осуществленных  и принятых на основании уголовно-правовых  норм.

     Теперь  последовательно рассмотрим, в свою очередь, правовое регулирование каких  сфер общественных отношений в области  таможенного дела относится к  компетенции государств-членов ЕС. Это следующие таможенные правоотношения, не охватываемые правовыми нормами европейского таможенного права:

1) связанные  с ввозом на территорию государства-члена  ЕС и вывозом с его территории, а также транзитом:

- оружия  и боеприпасов;

- товаров  военного назначения;

- культурных  ценностей;

- медикаментов;

- неядерных  отходов промышленного производства;

- товаров,  в отношении которых, государства-члены  праве устанавливать ограничения  или запрещения ввоза, вывоза  и транзита в порядке, предусмотренном  ст. 30 Договора о Европейском Сообществе (например, некоторых видов печатной  и видеопродукции – по мотиву  защиты общественной морали (ст. 2 bis, ter Таможенного Кодекса Французской  Республики);

2) связанные  с установлением и порядком  взимания различных специализированных  сборов (морской ввозной пошлины,  которой облагаются товары, ввозимые  на французские заморские территории  и департаменты) и автомобильных,  портовых, аэропортовых и иных  сборов, основанных, например, на технических  характеристиках автомобильных,  водных и воздушных транспортных  средств, а не на свойствах  товаров (установление которых  не нарушает положения ст.23 Договора  о Европейском Сообществе и  в соответствии со сложившейся  практикой Суда ЕС допускается);

3) связанные  с порядком организации системы  таможенных органов каждого государства-члена  ЕС, определения их задач, функций,  полномочий должностных лиц таможенных  органов;

4) связанные  с установлением мер ответственности  и порядка привлечения к ней  за нарушение таможенных правил (установленных уже, в свою  очередь, на уровне ЕС), а также  порядок рассмотрения таможенных  споров. В каждом из государств ЕС виды и меры ответственности за нарушение одних и тех же единых для всех членов ЕС таможенных правил, а также процедура привлечения к этой ответственности существенно отличаются. Так, в Голландии существуют специализированные таможенные суды; во Франции большое число нарушений таможенного законодательства – уголовно наказуемо, в то время как в ФРГ некоторые из тех же самых деяний образуют состав лишь административных правонарушений.

     Таково  «горизонтальное» соотношение таможенного  права ЕС и национального таможенного  права. «Вертикальное» же соотношение  обусловлено природой права ЕС, нормы  которого имеют прямое действие и  безусловный приоритет по юридической  силе над нормами национального  права государств-членов ЕС.

     При изучении таможенного права ЕС необходимо различать в его системе две  подотрасли, существенно отличающихся друг от друга по предмету и методу правового регулирования, источникам правовых норм, но в своем единстве регулирующих два основополагающих аспекта таможенных отношений в  ЕС:

- организационно-базисный  аспект таможенного права ЕС  – совокупность норм первичного1 и вторичного2 права ЕС, регулирующих  отношения между ЕС и государствами-членами  ЕС по поводу реализации единой  таможенной политики ЕС как  внутри Таможенного союза ЕС, так и в отношениях с третьими  странами;

- функциональный  аспект таможенного права ЕС  – совокупность норм первичного  и вторичного права ЕС, а также  норм национального таможенного  права государств-членов ЕС, регулирующих  общественные отношения между  таможенными органами государств-членов  ЕС и физическими и юридическими  лицами по поводу перемещения  указанными лицами товаров и  транспортных средств через таможенную  границу ЕС13.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Таможенное  дело – это один из базовых институтов любой экономики. Особенно важна  его роль в государствах, которые  осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной. Это прямо  относится к России: при таких  масштабных переменах, происходивших  в стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ. Задача таможенной системы состоит в  том, чтобы состыковать новую  экономическую систему России с  системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним  из условий, для выполнения этой задачи является соответствующая постановка таможенного дела. И как следствие  развитие правовой базы всего таможенного  дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта. Россия, будучи великой евроазиатской  страной, имеет исключительно благоприятные  перспективы интеграции в международную  таможенную систему.

     Из  вышеизложенного видно, как многообразна система таможенного права, как  ее знание необходимо для моей будущей  сферы деятельности и для образованных людей в целом.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, "Международная жизнь", 1957, №7.
  2. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2010.
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. и доп. 6 декабря 2007). – М.: Проспект, 2008.
  4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (Действует с изм. и доп., включая от 2 марта 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 июля 1997 г. - №30.
  5. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», Собр. Зак-ва.
  6. Таможенное право / Под ред. Х.А. Андриашина. – М.: Юстицинформ, 2006.
  7. Таможенное право: курс лекций / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. – М.: РАП, Эксмо, 2009.
  8. Урусов Т.Р., Аналитическая статья, www.tamognia.ru, 06/12/2005.
  9. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Зерцало-М», 2006. – С. 19.

Информация о работе Система таможенного права